Говорит
Эмир Кустурица: «Христианин должен смотреть на мир философски и пытаться сделать
его более гармоничным. Без этого — никуда. Потому что христианин — это человек,
чья добрая воля проявляется в каждом поступке. Он старается сделать гармоничным
все, с чем соприкасается. Это особенно важно, если он владеет таким
колоссальным по силе воздействия инструментом, как искусство. И уж тем более, если
это искусство — кино.
Я
должен делать христианское кино — в этом моя миссия. Христианское кино должно исцелять
души людей. В нем должно быть особое отношение к каждому зрителю. Не как к
потребителю. Нужно, чтобы, посмотрев твой фильм, люди начинали обнимать друг
друга, испытывали счастье, сердечную радость. Радость от полноты бытия. Не в
этом ли эстетический смысл человеческой жизни? Надо помочь человеку освободиться
от страхов, чтобы он, пройдя через катарсис, мог сказать: «Жизнь, полная трудностей,
стала легче». Если ты христианин и цель твоего творчества — сделать человека
счастливым, твой фильм, как инструмент, поможет выполнить задачу твоей жизни.
Наверное,
время от времени в картине может «прочитываться» какой-то христианский сюжет.
Бывает, что режиссер явно касается определенной церковной темы или отсылает
зрителя к какой-то библейской истории. Но проблема здесь в другом: большинство
сегодняшних фильмов никак не касаются смысла человеческого существования. А
значит, они заведомо не могут быть христианскими. Более того, можно откровенно
назвать их языческими.
Сегодняшнее
кино делится не на христианское и нехристианское, а, скорее, на коммерческое и
некоммерческое. Современная цивилизация — то есть рынок — нуждается лишь в тех
картинах,которые пойдут на ура у публики. При этом считается, что публика любит
кино развлекательное, которое, по определению, никак не затрагивает центральные
моменты человеческой жизни.
Однако
если та или иная лента к этим темам все же обращается, она становится
христианской. По одной простой причине: она дает людям повод задуматься над
вопросами «кто есть человек?» и «зачем я живу?». А эти вопросы — сущностно
христианские. Необходимо понимать: когда мы говорим о Церкви, то ведем речь об
основополагающих моментах человеческого бытия — о вечной Жертве Христа, следовании
за Христом и самопожертвовании ради уподобления Христу. Это находит отклик в
душе каждого человека. А значит, кино должно обращаться к этим темам. И вообще,
связь религии и кинематографа, как мне кажется, определена самой природой
последнего.
Кино
— вид искусства, а искусство и религиозный способ познания мира очень близки. Поэтому,
когда снимаешь кино, пытаясь строить его на серьезной основе, ты, так или
иначе, касаешься вопросов жизни и смерти, то есть — религиозных вопросов».
По материалам журнала «ФОМА в Украине»
Комментариев нет:
Отправить комментарий