11
мая известному украинскому рок-музыканту Олегу Карамазову исполнилось 50 лет. Более
20 из них он отдал своей легендарной группе «Братья Карамазовы». Но не все знают,
что известный рокер и общественный деятель — еще и активный прихожанин Покровской
Голосеевской пустыни.
Выкроив время для интервью в канун подготовки к юбилейному концерту в Киеве, Олег Карамазов рассказал нам о том, как он пришел в Церковь, и о своих взглядах на творчество.
Выкроив время для интервью в канун подготовки к юбилейному концерту в Киеве, Олег Карамазов рассказал нам о том, как он пришел в Церковь, и о своих взглядах на творчество.
— Как Вы пришли к Православию?
— Лет
десять назад со мной что-то случилось… Внутри. Мне стало скучно жить. А еще стало
страшно… И причин вроде бы не было. Я не страдал от того, что старею, что не стал
инженером или бизнесменом или кем-то еще… У меня взрослые сыновья, любимая жена.
И вдруг
какое-то невероятное ощущение вселенской тоски и уныния, полная потеря интереса
к жизни. Я не мог заставить себя открыть книгу, мне стало неинтересно встречаться
с друзьями, приходить на репетиции, ездить на концерты… Мы возвращались в Киев из
Петербурга, где записывали новый альбом, я смотрел в окно и ощущал полное безразличие
к жизни. Зачем и куда я еду, и зачем вообще мне это — завтра? Вопросы, вопросы…
Думаю:
по приезде надо развеяться, — звоню в Киев приятелю-бизнесмену. Говорю: «Володя,
ты где? Встречай — вискарика выпьем, что ли?». Он отвечает: «Не получится, брат,
— я в Голосеевском монастыре, трудником тут».
Я тогда
очень удивился — бизнесмен, депутат, никогда не ходил без охраны, что же он там
делает? А тот не просто приехал помолиться, а был там на послушании: таскал бревна,
жил в келии, часами на службах стоял. И тут у меня вырвалось: «А можно к вам туда?».
«Не знаю, надо спросить у наместника», — отвечает он. Это было накануне Вербного
воскресенья.
Я приехал
в Киев, забежал домой, бросил сумку и уже в пять утра стоял в храме с братией на
воскресной службе. Целую неделю я впервые провел в монастыре. На Пасху, после всенощной,
собрался домой, и возникло ощущение, что я не домой иду, а из дома ухожу.
В Церкви
мне приоткрылся другой мир и начало появляться ощущение — вот настоящее! Стоит только
немного глотнуть этого чистого воздуха, и ты уже всеми силами пытаешься остаться
здесь любой ценой.
— Как встретили Пасху?
— В
Церкви я не первый год, и ощущение дома, причастности формируется все больше. Думал
провести всю Страстную седмицу в монастыре — не сложилось.
На
эту Пасху в обитель, в Голосеево, не ходил. У меня во дворе построили маленькую
церквушку, был на богослужении в ней; с родными хотел побыть, теще с ногами плохо
— пошли куда ближе. Причастились. Радость! Так хотел сохранить в себе это пасхальное
состояние, но оно улетучивается, потому что суеты больше, чем обычно, — репетиций
много.
— До сих пор не привыкли к мукам творчества?
— Я
много общаюсь с разными людьми и, к сожалению, могу сказать (в том числе, прежде
всего, о себе), что и в искусстве, и в политике, и в спорте, в общем, в суетной
жизни наше творчество настолько мудреное и порой даже ненужное, что становится как-то
не по себе. Куча ненужных движений делается, неполезных даже для нас самих.
Вот мы с группой по шесть часов кряду репетируем новую программу, и я часто ловлю себя на мысли, что есть вещи, которые у меня — у их автора — в душе находят отклик, то есть что-то вроде бы настоящее получается. А иногда думаю: зачем вообще это все?..
От наблюдений за происходящим вокруг, от тотальной несправедливости в отношениях
между людьми тяжко на душе. Бывает, что хочется уйти в лес, спрятаться в норе, не
высовываться. Не появляться в миру вообще.
Вот мы с группой по шесть часов кряду репетируем новую программу, и я часто ловлю себя на мысли, что есть вещи, которые у меня — у их автора — в душе находят отклик, то есть что-то вроде бы настоящее получается. А иногда думаю: зачем вообще это все?..
Группа
«Братья Карамазовы» на концерте,
посвященном Дню Крещения Руси, Киев, 2007 г. |
Но,
с другой стороны, счастье жить в Киеве, тут есть невероятное количество сильных,
православных, мощных людей. Одних прославленных святых, почивающих в Лавре, в пещерах,
сколько лежит! Они же молятся о нас!
— Что у Вас получается, и что не получается?
— С
приходом в Церковь у меня очень поменялось отношение к любимому занятию. Раньше
для меня ничего святее рок-н-ролла, группы, концертов, драйва не было. Сейчас —
по-другому. Музыкальное творчество — лишь часть моей жизни… Речь идет о смыслах!..
Нам же известно, что человек — образ и подобие Творца. Поэтому если мы уберем все лишнее, наносное, то окажется, что человек призван творить только доброе. И я действительно так считаю. Когда же говорю об этом, меня упрекают в идеализме. Лучший друг отвечает, что так не бывает! А почему не бывает? Я понимаю, что нельзя стать идеальным. Но нужно стремиться!..
Нам же известно, что человек — образ и подобие Творца. Поэтому если мы уберем все лишнее, наносное, то окажется, что человек призван творить только доброе. И я действительно так считаю. Когда же говорю об этом, меня упрекают в идеализме. Лучший друг отвечает, что так не бывает! А почему не бывает? Я понимаю, что нельзя стать идеальным. Но нужно стремиться!..
Вот
перед Пасхой, на Страстной седмице, в Чистый Четверг, я каким-то просто невероятным
образом оказался в подмосковной церквушке. Страстная седмица — это время, когда
монахи ни с кем не общаются, молятся. А тут после службы выходит отец Илий — игумен
из Оптиной пустыни. Я подошел за благословением, заговорили, батюшка предложил чаю.
Я посидел с ним час. Мы не говорили ни на какие космические темы. Просто так...
И такое вот ощущение света, ясности, добра… Мне — идеалисту — это очень дорого, важно для моего укрепления. Важно видеть, что есть люди! Я считаю, что и один в поле воин. А отец Илий — не один. Да я сам знаю молодых монахов — кто в 18 лет постригся, кто в 20. А уже крепкие в Боге…
Многие парни, как это принято говорить, из материально благополучных семей. Но Бог настолько рано им открылся, что оставили весь этот мир и молятся за нас — слабеньких! Да и в приходских храмах, посмотрите, — много светлых, настоящих людей на службах. Вообще парадокс: людей хороших больше, чем плохих, но вокруг зла все же больше народa собирается.
И такое вот ощущение света, ясности, добра… Мне — идеалисту — это очень дорого, важно для моего укрепления. Важно видеть, что есть люди! Я считаю, что и один в поле воин. А отец Илий — не один. Да я сам знаю молодых монахов — кто в 18 лет постригся, кто в 20. А уже крепкие в Боге…
Многие парни, как это принято говорить, из материально благополучных семей. Но Бог настолько рано им открылся, что оставили весь этот мир и молятся за нас — слабеньких! Да и в приходских храмах, посмотрите, — много светлых, настоящих людей на службах. Вообще парадокс: людей хороших больше, чем плохих, но вокруг зла все же больше народa собирается.
— Ну, что поделать…
— Изменять
действительность, начав с себя. Об этом еще преподобный Серафим Саровский говорил:
спасешься сам — вокруг тысячи спасутся. Ох, и тяжело же это. Вот я сейчас не курю,
не сквернословлю, мысли гоню жуткие... А зашел к знакомому старчику, и он меня спрашивает:
могу ли я удержать благодатное состояние и как долго? Не могу долго!.. Но хоть несколько
мгновений в любви жить уже получается!
И этот
опыт уже есть! Не только падений, но и подъемов, небольших побед, но побед!.. Я
стараюсь не грешить, и понемногу идут изменения, а я тихонько радуюсь — тому, что
происходит со мной внутри. Понимаю, опять-таки, сколько эту травинку внутреннюю
не поливай, она все засыхает, но… берешь водичку, поливаешь — она прорастает, оживает!..
Пообщался с батюшкой — хорошо на душе, помолился в храме — свет, дома — хорошо,
почитал труды старчиков — еще светлее… На все это у некоторых вообще вся жизнь уходит.
Это — труд.
— Быть может, такое преображение и есть настоящее
творчество?
— Верно!
Настоящее творчество только в этом. Иначе мыслит человек невоцерковленный… Хотя
отвлечений хватает. Ну смотрите: мысли ненасытные и злые, курение, излишество в
алкоголе и еде, наркотики, блуд — это все крючки. Если мы не научимся с этих крючков
спрыгивать здесь, на Земле, то другой возможности не будет. Вот мы сейчас с вами
сидим, а вокруг — множество незримых ангельских сущностей, добрых и злых. Нам надлежит
делать выбор — каждую минуту, каждое мгновение — с кем мы?..
Часто
вспоминаю лицо одного монаха, живущего на Афоне. Мы приехали, смотрим: вне обители
дымок идет из пещерки, прикрытой досками… Подошли, оказалось — наш монах, из Украины,
постриг принял в Почаеве, а до Афона добрался пешком. Старчик — светящийся такой,
полупрозрачный. Поговорил с нами пару минут и откланялся, сказал, что устал, прощения
попросил, в лице изменился. Тяжело человеку, живущему вне мира, с нашим братом общаться…
— А бывает стыдно после концертов?
— Бывает
всякое. И стыдно за что-то тоже бывает, разное случается! Вообще, знаете, меня в
первые дни жизни крестили, и, как сейчас понимаю, ангел-хранитель с тех пор не отходил
и не отходит от меня, каким-то образом отводит плохое...
Беседовали Вячеслав Дарпинянц и Олег Карпенко
(По материалам журнала «Фома в Украине»)
Журнал
«Фома в Украине» вы можете выписать в любом почтовом отделении. Подписной индекс
издания 89970 (страница 166 в Подписном каталоге изданий Украины на второе полугодие).
Подробности на сайте http://foma.in.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий