Страной
белых городов называли когда-то Киевскую
Русь, а многие монастыри ее были необходимыми и естественными спутниками в этих
местах, давая жителям духовную силу и становясь преградой для врагов на
подступах к своим стенам. Вот таким своеобразным «спутником»
Новгорода-Северского и является Спасо-Преображенский монастырь.
ВЕЛИКИЕ
ИСПЫТАНИЯ
Он
возник в 1033 г. в 2 км от города, на крутой горе правого берега р. Десны.
Летопись XI в. его основателем называет Черниговского и
Тьмутараканского князя Мстислава Владимировича. Это случилось после победы,
одержанной им над своим братом — Киевским князем
Ярославом Владимировичем.
Однако
о времени основания монастыря существуют и иные сведения. Так, например,
святитель Филарет (Гумилевский) в своем труде «Описание
Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря»,
изданном в 1873 г. в Чернигове, временем возникновения обители называет XII
в.
Уже
в первые годы своего существования обитель подверглась нападениям.
Это, возможно, произошло в 1147 и 1152 гг., когда черниговские князья разорили Новгород-Северский,
его окрестности и монастырь.
В
1239 г. на Новгород-Северский напали
монголо-татары и подожгли его со всех сторон. Многих жителей убили, других
взяли в плен. После этого нашествия монастырь долго
восстанавливался.
А
в 1552 г. на этот край напали крымские татары. Они подвергли разорению
Новгород-Северский и монастырь, в котором сгорела старая церковь во имя
святителя Петра и были уничтожены драгоценные архивы. Спустя
годы царь Василий III выдал монастырю грамоту о
передаче ему угодий. Еще одна такая грамота была дана Иваном Грозным — при
настоятеле Вассиане, который значительно
расширил земельные владения обители.
Случилось
так, что в 1603 г. Спасо-Преображенский монастырь оказал приют
будущему царевичу Лжедмитрию I, а фактически беглецу из
московского Чудова монастыря Григорию Отрепьеву, которого поляки стремились посадить
на русский трон. Покидая подворье, он оставил игумену записку
о желании отблагодарить его за то, что «покоил у себя в обители». Однако мнимый
царевич не сдержал своего слова. В 1604 г. Григорий Отрепьев с поляками
разрушили г. Новгород-Северский и монастырь, который приютил его.
Местные
жители и монахи, поддержанные отрядами князей Никиты Трубецкого и Петра Басманова, сражались
с войском самозванца не жалея живота своего, но выстоять не смогли. А
вскоре пришла новая беда. Согласно заключенному в 1618 г. договору между
Россией и Польшей, к полякам отошли земли вместе с Новгородом-Северским
и другими городами. Монахи Спасо-Преображенского монастыря не
пожелали идти под власть Речи Посполитой и двинулись сначала в г. Рыльск, а
потом в г. Севск, где в 1631 г. основали новый монастырь.
Многие
годы древний монастырь был местом пребывания архиепископа Лазаря
(Барановича). Монахи встречали его в условиях бедности и
убожества, а расставались с ним в 1672 г., когда обитель, благодаря его
деяниям, стала благоустроенной и крепко стоящей
на ногах. Он ходатайствовал перед царем Алексеем Михайловичем об увеличении монастырcких
угодий. При нем в Новгороде-Северском была открыта первая типография, которую
впоследствии перенесли в Чернигов.
С
1699 по 1700 г. обителью управлял архимандрит Димитрий (Туптало),
будущий митрополит Ростовский, занимавшийся благотворительностью и
духовным просвещением мирян. Именно здесь он написал часть
своего труда «Жития святых».
По
инициативе императрицы Екатерины II, посетившей в 1787 г. Новгород-Северский,
началось переустройство монастырских зданий и
реставрация Спасо-Преображенского собора. В дальнейшем упразднение
Новгород-Северской епархии отрицательно повлияло на
становление и развитие обители.
Но
в начале XIX в. здесь были открыты духовная семинария, духовное училище, а
позднее и библиотека, содержащая многие исторические издания и документы. При
монастыре работала школа для сиротских детей. В 1918 г.
большевики закрыли древнюю обитель, но еще какое-то
время в ней продолжалась монастырская жизнь. Безбожники постарались
так, что в обители исчезли уникальные творения, памятники, в том числе и старый
некрополь.
Во
время Великой Отечественной войны фашисты
открыли на территории монастыря концентрационный лагерь для
военнопленных и мирных жителей, где за два года погибло около 18
тысяч человек. Установленный у стен обители мемориальный комплекс напоминает об
этой страшной трагедии. И когда в 1943 г. советские войска подошли к
Новгороду-Северскому, то немцы создали в монастыре оборонительный рубеж — в
результате боя были разрушены некоторые здания.
После
войны сохранившиеся строения были использованы для народного хозяйства. В 1985
г. здесь был открыт филиал Черниговского музея-заповедника,
а позднее, в 1990 г., в покоях настоятеля стал работать музей «Слово о полку
Игореве». Спасо-Преображенский мужской монастырь вновь стал
действующим с 1999 г., но его реставрация завершилась только в 2004 г.
ВЛАДЫКИ
ЧЕРНИГОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Среди
видных деятелей Православной Церкви известна
личность архиепископа Черниговского и
Новгород-Северского Лазаря (Барановича), который избрал Спасо-Преображенский
монастырь своей резиденцией и пребывал в его стенах с 1657 по 1672 г.
Черниговская епархия за все время его управления сохраняла подчинение
Константинопольскому Патриархату. С именем владыки Лазаря связано возрождение
религиозной жизни края.
Святитель
родился в первой четверти ХVII в. — в справочниках указаны
1616 или 1620 г. Он получил прекрасное образование в
Киеве, а в дальнейшем — в различных польских коллегиях. В 1640-х годах преподавал духовные дисциплины в
Киево-Могилянской академии. И уже в 1650 г. стал ее ректором и одновременно
настоятелем Братского монастыря на Подоле.
В
1651 г. Баранович оставил преподавательскую и административную работу
и управлял монастырями в сане игумена. Снабженный рекомендательными письмами
Выговского и Хмельницкого, он отправился в молдавские Яссы, где митрополит Гедеон
хиротонисал его в сан епископа Черниговского.
По
возвращении в епархию он застал ее в расстроенном состоянии, как в духовных,
так и в хозяйственных делах. В Спасском монастыре, где
владыка пребывал, возникли сложные отношения между братией, не хватало средств
для проведения строительных работ. Тем не менее архиерей навел
порядок во всем, приступив к возрождению духовной
жизни в монастыре и епархии.
Именно здесь владыка Лазарь основал славяно-латинскую школу и типографию, издавшую до 50 книг религиозного содержания. Большое внимание он уделял проповедям в епархиальных храмах. Лазарь (Баранович) умер в 1693 г., а его наследником на Черниговской кафедре стал святитель Феодосий (Углицкий).
Именно здесь владыка Лазарь основал славяно-латинскую школу и типографию, издавшую до 50 книг религиозного содержания. Большое внимание он уделял проповедям в епархиальных храмах. Лазарь (Баранович) умер в 1693 г., а его наследником на Черниговской кафедре стал святитель Феодосий (Углицкий).
Другим
широко известным и прославленным деятелем Церкви был Черниговский
архиепископ Варлаам (Денисов, 1804–1873), чья духовная жизнь
была связана со многими монастырями. Он родился в
Великом Новгороде, в семье диакона. Учился в духовном училище, а затем в
семинарии, на философском курсе.
Когда
умер его отец, семья осталась в большой бедности, и мать обратилась к владыке,
чтобы он предоставил ее сыну отцовское диаконское
место. В связи с этим юноша решил перейти на богословский курс семинарии,
которую окончил в 1825 г.
Он
выделялся большими способностями, скромностью,
благочестием — со временем у него появилась мысль о монашестве. В
1826 г. его постригли с именем Варлаам (в честь преподобного Варлаама
Хутынского). Будучи уже иеродиаконом, стал трудиться в
семинарии, преподавая греческий и французский языки.
В
1860 г. вышло повеление о епископской хиротонии отца Варлаама и назначении его
епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии. С 1862
по 1866 г. он управлял Оренбургской кафедрой и уже после нее был назначен на
древнюю Черниговскую кафедру.
В Чернигове
и округе он был всеми любим и уважаем как достойный пастырь.
Войдя в дела Черниговской епархии, столкнулся со многими
трудностями и упущениями. Духовенство скиталось в
поисках «хлебного» места. Архиепископ Варлаам сумел разобраться во всем и навести
порядок в епархии.
Но
напряженная работа дала о себе знать, владыку разбил паралич, и он был отпущен
на покой с пребыванием в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре.
Преосвященный Варлаам никого не принимал, кроме своего духовника и
настоятеля. Много молился, приводил в порядок свои труды.
18
января 1873 г., исповедавшись и причастившись
Святых Таин, владыка скончался. Похоронили его в
монастырской Илиинской церкви.
ХРАМЫ
И СТРОЕНИЯ ОБИТЕЛИ
В
книге святителя Филарета (Гумилевского), посвященной Новгород-Северскому
монастырю, последний характеризуется как
«обширное и великолепное здание». Сначала строения в
нем были деревянными, а в конце XII — начале XIII вв. их сооружали уже из
камня. Древнейшая каменная соборная церковь в честь Преображения Господня
появилась в Спасском монастыре в XII в. Сейчас от нее остался фундамент,
находящийся под полом вновь отстроенного Спасо-Преображенского собора.
Первоначальное здание подвергалось неоднократным
разрушениям и пожарам. Серьезное переустройство оно претерпело
при владыке Лазаре.
К
1780 г. соборная церковь обветшала, но стараниями императрицы Екатерины
II, посетившей проездом Новгород-Северскую епархию,
началось ее восстановление. Храм был освящен
в 1806 г., на его внутреннее украшение позднее Александр I выделил 25 тысяч
рублей.
При
настоятеле архимандрите Иннокентии были обнаружены «открывшиеся повреждения в
строении», и в 1816 г. была создана комиссия по освидетельствованию собора.
Губернский архитектор предложил укрепить здание дополнительными колоннами.
Их установили за счет казны. И только к 1821 г. все работы были завершены. В
таком виде собор и сохранился до нашего времени.
В
середине XIX в. собор имел престол в честь Преображения Господня и два придела:
левый, который освятили во имя святителя Димитрия
Ростовского, и правый — в честь Успения Пресвятой Богородицы. В
соборе, у его входа, был захоронен прах Алексея Разумовского. Его надгробие представляло
изящный памятник из яшмы (разрушен в годы революции).
Велики
размеры храма: 28 на 28 м, высота до зенита купола составляет также 28 м. В
настоящее время полностью отреставрированы фасад и внутреннее убранство
собора.
Еще
одним сооружением монастыря является возрожденный палатный корпус
с трапезной и Петро-Павловской церковью.
Теплый
Петро-Павловский храм датируется концом XVI–XVII в. Внешне оформлен просто, но
построен добротно. По свидетельству святителя
Филарета, иконостас в нем был трехъярусный.
Ныне
он устроен в один ярус, над которым в медальонах помещены изображения святых. В
конструктивном отношении храм имеет свои особенности, которые не встречаются в
Украине. В России нечто подобное наблюдается в элементах
Грановитой палаты Московского Кремля.
Согласно
«Описанию Новгород-Северского монастыря» святителя Филарета,
самым древним строением в нем был палатный корпус, который существовал еще до
пожара 1176 г. После проведенных раскопок обнаружился фундамент
«княжьего терема», в котором, возможно, останавливались князья, прибывшие сюда
на богомолье.
В
палатном корпусе размещены келии монахов.
Из других строений следует отметить Дом настоятеля, построенный в XVII в., к
которому в XVIII в. была пристроена церковь во имя пророка Божия Илии. Ее
освятили 24 января 1787 г. в присутствии Екатерины
II. Однако в первозданном виде эта церковь не сохранилась.
Известно, что в ней были погребены первый Новгород-Северский
наместник (губернатор) Илья Журман; епископ Иларион, управлявший епархией и
Спасо-Преображенским монастырем († 1799), а также архиепископ Варлаам († 1873).
В годы советской власти храм был разрушен. Ныне Дом настоятеля
отстроен вновь (с четом сохранившихся чертежей).
В
конце XVII в., при архимандрите Михаиле
(Лежайском), была построена двухъярусная надвратная колокольня, исполненная в
готическом стиле, под которой находились въездные Спасские ворота.
Под этим сооружением был выкопан специальный погреб с
подземными ходами — один из них сохранился до сих пор.
Среди
прочих зданий выделяются братский корпус и духовное училище,
построенное в 1657–1667 гг. Обитель окружена
каменной стеной, которая охраняла монахов от всякой
опасности, — она восстанавливалась каждый раз после разрушения монастыря
врагами.
О
ДВУХ ПОЧИТАЕМЫХ ИКОНАХ
Новодворская
икона имеет древнюю историю. Образ, согласно преданию,
написан митрополитом Московским святителем Петром. Ранее он служил в сане
игумена на Волыни. Чудотворный образ помещен в Спасо-Преображенском соборе
в особом киоте. Из других сведений известно, что архиепископ Черниговский и
Новгород-Северский Лазарь (Баранович) передал ее монастырю, когда
прибыл в 1672 г. в Чернигов, и с тех пор она стала «предметом благоговейного
чествования и поклонения».
Слева
внизу иконы имеется надпись: «сей образ с образа Пресвятыя Владычецы нашея
Богородицы, нарицаемый Новодворския, еже бысть
написан митрополитом Петром на Волыни в урочище Новый Дворець, сотворен
в монастыре Всемилостиваго Спаса по
благословению Преосвященнаго епископа Илариона». Ее
списки широко распространены по всей Украине.
Кстати, копия с Новодворской иконы хранилась и в Михайловском Златоверхом
монастыре г. Киева.
Весьма
интересна история обретения монастырем Леньковской иконы
Божией Матери. Образ получил название по месту своего явления. Эту икону еще
называют «Спасительница утопающих». Когда-то
в с. Ленькове в Черниговской губернии, расположенном на р. Десна, стоял
деревянный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы. Во
время нашествия поляков здесь все было разрушено.
Во
второй половине XVII в. местные жители переселились на новую землю, где
соорудили церковь во имя Архистратига Михаила. В ней и поместили этот
чудотворный образ. Напротив пригорка, где стояла эта церковь, у берега был
опасный водоворот, в котором тонули баржи и лодки с людьми. Верующие люди
решили установить на пригорке икону Божией Матери. С тех пор люди здесь уже не
гибли…
Ныне
Леньковская икона Пресвятой Богородицы помещена в
Спасо-Преображенском соборе, напротив Новодворского образа. Богослужения в
Новгород-Северском монастыре проходят каждый день.
Особые даты в обители — 2 января, день празднования Новодворской и Леньковской
иконам Божией Матери, и 12 июля — день памяти первоверховных апостолов Петра и
Павла.
О
МУЗЕЕ В ДОМЕ НАСТОЯТЕЛЯ
В
Новгороде-Северском не забывают, что именно отсюда в 1185 г. князь Игорь
Святославич со своей дружиной выступил против
половцев с походом, который завершился поражением.
В
битве половецкий хан разбил войско князя, а сам Игорь попал в плен. Князь
раскаялся, считая, что был наказан за «грехы своя пред Господом
Богом…», и просил о милости Божией. Это событие было отражено неизвестным
автором в книге-рукописи «Слово о полку Игореве». В 1990 г. на территории
Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря Черниговской епархии был
открыт уникальный музей в честь «Слова о полку Игореве». Этот
историко-культурный центр размещен в Доме настоятеля.
В
основу экспозиций легло и собрание документов жителя г. Новгорода-Северского С.
Воинова, библиофила, известного популяризатора этого
произведения. В
фондах музея содержатся более полутора тысяч изданий, многие рукописи,
произведения различных авторов. Некоторая часть выставленных материалов
посвящена истории Спасо-Преображенского монастыря.
Ныне
директором музея является историк-краевед Н. Сугоняко, продолжающий
большую научно-исследовательскую деятельность в Украине.
ВО
СЛАВУ БОЖИЮ
Со
времени передачи Церкви Спасо-Преображенского монастыря прошло
уже более десяти лет — немалый отрезок пути от запустения до полного
возрождения.
В
1997–1998 гг. здесь были проведены реставрационные работы. С 1999 г.
Спасо-Преображенский мужской монастырь стал действующим. Пребывавший
тогда в обители иерей Захария Костюк вспоминал: «…Братский корпус не
отапливался, спали в одежде, под тремя одеялами. Очень холодно было в соборе.
Питались тем, что принесут прихожане.
Братия
не выдерживала и покидала обитель. Иноки болели, но шли на работу и на службу,
которая велась строго по Уставу. Ежедневно читались
утренние и вечерние молитвы, cовершалаcь Божественная литургия ради возрождения
опустевшего монастыря».
Со
временем все изменилось к лучшему. 8 июля 2004 г. в обитель прибыли монахи из
Почаевской Лавры, которые стали основой братии. Прошли годы, и теперь монастырь
известен во всей Украине.
Установились
широкие связи с другими обителями и различными организациями. Уже
несколько лет наместником Спасо-Преображенского монастыря служит архимандрит
Никодим (Пустовгар), управляя его духовной и хозяйственной жизнью. В обители по-прежнему сохраняются дух христианской простоты и
доброжелательное отношение ко всем, кого приводит сюда Господь.
Лев Кудрявцев
Комментариев нет:
Отправить комментарий