Епископ
малоазийского города Амасия, святой Василий совершал богослужения, активно
проповедовал Христа делами благочестия. Праведная дева Глафира была служанкой жены
правителя Восточной части Римской империи. Это были времена, когда о Христе уже
можно было говорить вслух безбоязненно.
В
313 г. вышел знаменитый Миланский эдикт правителя Западной части Римской
империи равноапостольного Константина Великого «О веротерпимости». Начался
новый этап в жизни Вселенского Православия. Однако соправитель Константина,
Ликиний, управлявший Восточной частью, хотя и подписал эдикт, однако
по-прежнему придерживался языческих взглядов и не терпел инакомыслия.
Воспылав плотской страстью к служанке своей жены Констанции, христианке Глафире, он заставил ее прибегнуть к крайнему средству — бегству. Правителю было доложено, что она сошла с ума и лежит, прикованная к постели. На самом же деле Глафира, получив от Констанции достаточно средств, направилась в Армению. По дороге она остановилась в Амасии у святителя Василия.
На тот момент праведник строил храм и нуждался в средствах. Все, что у нее было, Глафира отдала епископу, а также просила помочь в строительстве свою госпожу Констанцию, которой написала письмо. Царица исполнила просьбу, но о письме стало известно Ликинию, который приказал немедленно арестовать Глафиру вместе с епископом Василием. Святая Глафира скончалась еще до того, как приказ дошел до Амасии. Это произошло в 322 г.
Святитель Василий был схвачен и направлен к императору. За исповедником последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы. Христианин по имени Елпидифор подкупил охрану и стал посещать епископа вместе с Парфением и Фестимом. Накануне дня суда святитель Василий, как обычно, пел псалмы, а слова «аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138: 9, 10) пропел трижды со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.
Когда настало время суда, император обратился к праведнику с предложением стать верховным жрецом, если тот отречется от Христа. Получив твердый отказ, правитель приказал усечь Василия мечом. Перед казнью исповедник смог проститься с Парфением и Фестимом. Затем святитель сказал палачу: «Друг, делай, что тебе приказано», — и спокойно встал под удар меча.
Воспылав плотской страстью к служанке своей жены Констанции, христианке Глафире, он заставил ее прибегнуть к крайнему средству — бегству. Правителю было доложено, что она сошла с ума и лежит, прикованная к постели. На самом же деле Глафира, получив от Констанции достаточно средств, направилась в Армению. По дороге она остановилась в Амасии у святителя Василия.
На тот момент праведник строил храм и нуждался в средствах. Все, что у нее было, Глафира отдала епископу, а также просила помочь в строительстве свою госпожу Констанцию, которой написала письмо. Царица исполнила просьбу, но о письме стало известно Ликинию, который приказал немедленно арестовать Глафиру вместе с епископом Василием. Святая Глафира скончалась еще до того, как приказ дошел до Амасии. Это произошло в 322 г.
Святитель Василий был схвачен и направлен к императору. За исповедником последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы. Христианин по имени Елпидифор подкупил охрану и стал посещать епископа вместе с Парфением и Фестимом. Накануне дня суда святитель Василий, как обычно, пел псалмы, а слова «аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138: 9, 10) пропел трижды со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.
Когда настало время суда, император обратился к праведнику с предложением стать верховным жрецом, если тот отречется от Христа. Получив твердый отказ, правитель приказал усечь Василия мечом. Перед казнью исповедник смог проститься с Парфением и Фестимом. Затем святитель сказал палачу: «Друг, делай, что тебе приказано», — и спокойно встал под удар меча.
После
казни Елпидифор попытался выкупить останки Амасийского епископа. Однако солдаты
испугались ослушаться воли императора и бросили их в море. Вскоре Елпидифору
трижды во сне явился Ангел со словами: «Епископ Василий в Синопе и ждет вас».
Приплыв вместе с диаконами Парфением и Фестимом в Синоп, он нашел местных рыбаков
и попросил их закинуть сети. Однако рыбаки вытащили их пустыми.
Тогда Елпидифор попросил закинуть сети еще раз, призвав имя Бога Всевышнего. Сети вынесли тело святителя Василия. При этом обнаружилось, что голова мученика приросла к телу. Только шрам на шее напоминал о недавних страданиях святого. Мощи епископа Василия были благоговейно доставлены в Амасию и погребены в построенном им храме (обретение мощей святого празднуется 13 мая по н. ст.).
Тогда Елпидифор попросил закинуть сети еще раз, призвав имя Бога Всевышнего. Сети вынесли тело святителя Василия. При этом обнаружилось, что голова мученика приросла к телу. Только шрам на шее напоминал о недавних страданиях святого. Мощи епископа Василия были благоговейно доставлены в Амасию и погребены в построенном им храме (обретение мощей святого празднуется 13 мая по н. ст.).
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий