Сложна
и печальна судьба древней Свято-Троицкой Корецкой ставропигиальной обители: монастырю
пришлось испытать разорения, притеснения со стороны иноземных захватчиков, решалось
дело его существования. А после захвата Волыни Польшей были годы, когда монастырем
владели и правили униаты. Но он выстоял и был спасен благодаря заступничеству Господа,
Пресвятой Богородицы и стойкости его монахинь.
ОСНОВАНИЕ
ОБИТЕЛИ. ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ
История
обители, расположенной на р. Корчик, на Ровенщине, началась в далеком 1064 г., когда
первый игумен Киево-Печерского монастыря, преподобный Варлаам, по велению Господа
основал здесь женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. О том
древнем периоде в биографии обители сохранилось весьма мало сведений. За первые
200 лет своего существования он успел значительно укрепиться и превратиться в крупный
центр христианского просвещения на Волыни.
На
пути к монашеству отцу Варлааму пришлось испытать много лишений и скорбей. Это был
первый игумен монастыря, о котором небольшую информацию можно почерпнуть в житии
преподобного Феодосия «Сказание, чего ради прозвався Печерский монастырь». Известно,
что он рос и воспитывался в боярской семье, в некоторых источниках его называют
Иваном. Служил при дворе князя Изяслава Ярославича, старшего сына Ярослава Мудрого.
Это происходило в период расцвета Киево-Печерского монастыря.
Преподобный Варлаам — основатель Корецкого Благовещенского женского монастыря |
В юности
он пожелал уйти в монастырь и принять постриг, но родители и слышать не хотели об
этом. Поэтому он втайне посещал пещеры, беседуя со старцами. А однажды поведал о
своем желании преподобному Антонию, сообщив ему: «Хотел бы, отец мой, если это угодно
Богу, стать монахом и поселиться с вами».
Преподобный
Антоний назидательно предупредил, чтобы перед Богом и всеми святыми не явился бы
лжецом, отступником и был верным своему слову. Но Варлаам настаивал и просил: «Молю
тебя, отче, поскорее постриги меня». Его благословили, одели в монашескую одежду,
совершили постриг, и он стал жить в Ближних пещерах, молясь Господу Богу.
Родители
не оставляли попыток вернуть его в семью. Однажды отец ворвался в его келию и силой
заключил преподобного в холодную комнату своего дома, чтобы заставить отречься от
монашеской жизни. В знак протеста Варлаам начал голодать и так обессилел, что вся
родня испугалась дальнейшего исхода. После этого случая отец разрешил ему уйти в
монастырь.
Преподобный
Варлаам продолжал подвизаться в монастыре. Многие верующие и странники, приходившие
к нему в пещеру за благословением, принимали монашество. Когда в пещерах стало тесно,
он решил для братии построить наземный храм, келии и ограду. «И оттоле, — говорит
летописец — почаща Печерскый монастыр». А через несколько лет преподобный Антоний
поставил его игуменом Печерской обители.
Предание
гласит, что преподобный Варлаам совершал паломничество в Иерусалим и Константинополь.
Однажды проездом задержался на берегу р. Корец и основал здесь женский монастырь.
Как
и ранее на Печерске, начал со строительства деревянного храма, келий для насельниц
и послушниц, которых стала принимать к себе обитель. Возвращаясь из Константинополя
в Киев, преподобный Варлаам скончался в 1067 г. в Зимненском Святогорском монастыре,
недалеко от Владимира-Волынского. По завещанию его похоронили в Печерской обители.
Ныне святые мощи преподобного почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
РАЗОРЕНИЕ
Насельницы
молились Господу, трудились на своей земле, но их мирная жизнь была нарушена в результате
нашествия хана Батыя в 1240 г. Корец и находящийся в нем монастырь были сожжены
до основания.
Некоторые
инокини спаслись в близлежащем лесу, остальные заживо сгорели в храме. С уходом
монголо-татар Корецкий монастырь начал возрождаться. Оставшиеся в живых монахини,
поддерживаемые жителями города, постепенно восстановили разрушенный храм и постройки.
Выросли новые здания и высокая деревянная стена вокруг них, укрепленная земляными
валами. Монастырский храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Однако
в течение ХІІ-XV вв. Волынь и Корецкая обитель еще неоднократно подвергались набегам
татар. В 1496 г. Войско крымского хана Менгли-Гирея держало Корец в осаде более
двух недель. Деревянные стены крепости не выдержали, и татары вошли в город. Разъяренные
оказанным сопротивлением, они уничтожили всех жителей от мала до велика. Та же участь
ждала и корецких сестер, но они успели спастись, выйдя из обители подземными ходами.
От Корца и обители тогда остались лишь дымящиеся руины. Выстоял только каменный
замок князей Корецких.
В 1571
г. князь Евфимий, опасаясь натиска латинян на Волыни, приступает к возобновлению
монастыря (в то время Воскресенского), укрепляя Православие в крае. Поднявшись на
ноги, монастырь продолжил свое высокое служение. Но вскоре польский король издал
указ о присоединении всех православных мирян к унии. В то время в крае не осталось
ни одной православной женской обители, кроме Корецкой. В трудных условиях сестры
вынуждены были искать средства для существования. Их поддерживала Почаевская обитель
и игумен Иов, посетивший Корец в 1628 г.
БОРЬБА
ЗА МОНАСТЫРЬ
В 1648
г. на Украине началась освободительная война против польских поработителей, в результате
чего Корецкая женская обитель была разорена. По условиям «вечного мира», заключенного
между Польшей и Россией в 1686 г., населению Речи Посполитой предоставлялась свобода
вероисповедания, но на деле ее получили только католики. В 1752 г. униатский епископ
Феодосий Рудницкий, под охраной войск, ввел монахинь-базилианок в Корецкую обитель,
и насельницы вынуждены были покинуть ее.
В 1795
г., с вхождением Волыни в состав России, вышел указ об открытии вновь Корецкого
женского монастыря. Древняя обитель стала возрождаться. Даже сильный пожар, случившийся
в 1797 г., не мог повлиять на его развитие и становление. Духовная и хозяйственная
жизнь насельниц продолжалась.
В 1812
г. французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом вторглась в пределы России.
Корецкий женский монастырь оказал русской армии помощь в сумме 10 тысяч рублей серебром,
а сам был эвакуирован в Полтавскую губернию. В районе Корца произошла битва между
повстанцами и захватчиками, в результате которой были безвозвратно утрачены важные
исторические документы и ценное имущество монастыря. После разгрома французов насельницы
вернулись в родные стены.
ВРЕМЯ
ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
Последующие
десятилетия не принесли обители серьезных потрясений, но Волынь снова оказалась
под властью Польши. Луцкая католическая курия пыталась силой захватить монастырь,
однако Парижский суд помешал этому. В начале ХХ в. монастырь пережил годы Первой
мировой войны, революцию, гражданскую войну, и ему пришлось отстаивать свою принадлежность
к Православной Церкви.
В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. он передал действующей армии 2,5 тысячи рублей на строительство танковой колонны и 16 тысяч рублей в фонд обороны. А когда началась оккупация Западной Украины фашистскими захватчиками, обитель служила убежищем местным жителям.
В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. он передал действующей армии 2,5 тысячи рублей на строительство танковой колонны и 16 тысяч рублей в фонд обороны. А когда началась оккупация Западной Украины фашистскими захватчиками, обитель служила убежищем местным жителям.
В 1958
г. местные органы власти решили закрыть некоторые монастыри, среди них и Корецкий.
Однако вмешательство патриарха Алексия I сорвало эти богопротивные действия.
МОНАСТЫРСКИЕ
СТРОЕНИЯ
Фактически
Троицкий комплекс был освоен монахинями монастыря сравнительно недавно, то есть
в конце XIX в. До этого им служил Воскресенский монастырь, построенный, в свою очередь,
на месте древнего Благовещенского.
Центром богослужебной жизни здесь является Троицкий храм Корецкого монастыря, который строился еще в XVII в. Его возведение начал князь Самуил по просьбе его сестры Серафимы. Но затем храм попал в руки католиков и в дальнейшем пришел в совершенное запустение. Возрождение его относят к 1860 г. Средства на ремонт и обустройство комплекса собирали по всей Украине и России.
Центром богослужебной жизни здесь является Троицкий храм Корецкого монастыря, который строился еще в XVII в. Его возведение начал князь Самуил по просьбе его сестры Серафимы. Но затем храм попал в руки католиков и в дальнейшем пришел в совершенное запустение. Возрождение его относят к 1860 г. Средства на ремонт и обустройство комплекса собирали по всей Украине и России.
Свой
архитектурный вид он приобрел к середине 1870 г., когда его покрыли четырехскатной
крышей и восстановили пять куполов. Рядом выросла и шатровая колокольня с четырьмя
оконными проемами.
Церковь
была готова к внутренней отделке. Для расписывания стен был приглашен опытный мастер
Почаевской Лавры — послушник Петр Патокин. Работы начались с алтаря. А для нового
монастырского комплекса художниками той же Лавры было расписано 14 праздничных икон.
Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» была также внесена в Троицкий
собор вместе с плащаницей Пресвятой Богородицы.
Сестры
обители нуждались в устройстве теплого храма. Он был построен в 1883 г. и освящен
в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Храм возведен в псевдорусском
стиле, небольшой по размерам, но просторный внутри и расписан масляными красками.
Иконостас резной, позолоченный, а в алтарной апсиде помещен образ Божией Матери
«Благодатное Небо». Позднее реставрация иконостаса была приурочена к празднованию
100-летия со дня его сооружения. Тогда из различных районов и епархий Украины сюда
прибыли многие гости и паломники.
Иконостас Предтеченского храма |
Колокольню
Корецкого монастыря соорудили быстро. Проект был одобрен в Волынском губернском
правлении, и в ноябре 1905 г. она уже служила сестрам и верующим. Звонница расположилась
на третьем ярусе. Непосредственно на территории монастыря находится корпус для монахинь,
где одновременно предусмотрены келии и трапезная, соединенные с Предтеченским храмом.
Есть и второй двухэтажный корпус сестер. Кроме этих зданий имеются и другие постройки, в том числе хозяйственные. В обители расположено кладбище, где хоронят усопших насельниц. Здесь выделяются гранитные памятники, установленные корецким игумениям: Феофании (Сеницкой, 1877–1916); Феофании II (Павлюк-Задворной, 1931–1946); Наталии (Ильчук, 1970–2007).
Есть и второй двухэтажный корпус сестер. Кроме этих зданий имеются и другие постройки, в том числе хозяйственные. В обители расположено кладбище, где хоронят усопших насельниц. Здесь выделяются гранитные памятники, установленные корецким игумениям: Феофании (Сеницкой, 1877–1916); Феофании II (Павлюк-Задворной, 1931–1946); Наталии (Ильчук, 1970–2007).
ИКОНЫ
ОБИТЕЛИ И ЕЕ БЛАГОДЕТЕЛИ
Главной
святыней Корецкой обители является икона Божией Матери «Споручница грешных». Этот
образ пережил многие испытания и служил постоянным залогом любви Пресвятой Богородицы
ко всем тем, кто вручил себя Ее покровительству.
Икона Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая |
Икона
Божией Матери «Споручница грешных» и плащаница Пресвятой Богородицы в свое время
находились в доме корецких князей, но потом, став католиком, князь Ян-Карл передал
реликвии своей сестре, игумении Серафиме. Они были торжественно перенесены в Троицкий
храм. Во время пожара 1797 г. Монахини успели их вынести из храма и спасти.
Эти
великие святыни почитались не только в Корце, но и по всей Волыни. Известен случай,
что когда в 1806 г. Архиерейскую кафедру возглавил владыка Даниил (Наттон-Михайловский
Мардамский), то он посетил Корецкий монастырь и молился здесь перед иконой «Споручница
грешных». В 1894 г. икону украсили драгоценными камнями. С тех пор, после молитв
перед образом, от него произошли многие исцеления и другие чудеса.
Так, например, иеромонах Варсонофий совершил перед иконой молебен, умоляя Богородицу помочь исцелить его знакомого верующего из с. Козлин Ровенского уезда, — и вскоре тот выздоровел. А однажды, в день празднования этой иконе, с утра лил сильный дождь. И, как только начался крестный ход вокруг храмов монастыря, ливень стал утихать и прекратился совсем.
Так, например, иеромонах Варсонофий совершил перед иконой молебен, умоляя Богородицу помочь исцелить его знакомого верующего из с. Козлин Ровенского уезда, — и вскоре тот выздоровел. А однажды, в день празднования этой иконе, с утра лил сильный дождь. И, как только начался крестный ход вокруг храмов монастыря, ливень стал утихать и прекратился совсем.
В обители
имеются иконы «афонского происхождения» — икона великомученика и целителя Пантелеимона,
а также образ Божией Матери «Геронтисса», называемый еще «Игумения Горы Афонской».
В Свято-Троицком храме находятся и иные образы святых: иконы Архангела Михаила,
Собора Киево-Печерских угодников, другие реликвии. В связи с тем что в ХХ в. Корецкий
монастырь избежал закрытия, все обретенные иконы сохранились, они целы и находятся
на своих местах в храмах.
Среди
благодетелей обители, оказывавших и оказывающих ей свою помощь, было немало известных
святых, меценатов, состоятельных людей и простых ее почитателей. Прежде всего, это
некоторые князья из семьи Корецких, о которых уже было сказано; преподобный Иов
Почаевский; монах Пантелеимонова монастыря Макарий со Святой Горы Афон; патриархи
Алексий I и Алексий II; Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Нельзя
не упомянуть и постоянную посетительницу и благотворительницу Корецкого монастыря,
Анну Алексеевну Андро, урожденную Оленину, которая, после смерти мужа Федора Александровича
Андро де Ланжерона в 1885 г., поселилась в имении дочери вблизи Корца. Однажды,
посетив обитель, она узнала о находящемся здесь детском приюте и взяла его на свое
попечение.
Образованная женщина, она была знакома с А. С. Пушкиным, который сделал ей предложение, отвергнутое ее родителями. Он посвятил ей свои известные стихи «Я вас любил…». В 1888 г., в возрасте 80 лет, Анна Алексеевна скончалась. Погребена она за алтарем Троицкого собора Корецкой обители, на ее могиле установлен надгробный памятник, увенчанный крестом.
Образованная женщина, она была знакома с А. С. Пушкиным, который сделал ей предложение, отвергнутое ее родителями. Он посвятил ей свои известные стихи «Я вас любил…». В 1888 г., в возрасте 80 лет, Анна Алексеевна скончалась. Погребена она за алтарем Троицкого собора Корецкой обители, на ее могиле установлен надгробный памятник, увенчанный крестом.
О ТЕХ,
КТО УПРАВЛЯЛ МОНАСТЫРЕМ
К сожалению,
не все имена настоятельниц Корецкого женского монастыря дошли до нас из глубины
веков. В 1579 г. игуменией обители была княжна Софья, принявшая постриг с именем
Серафима. Благодаря ее инициативе обитель как бы воскресла вновь. Ее брат Самуил
благоволил ее делам, но со временем изменил свое отношение к Православию. Посетив
папу Римского и возвратившись в свой замок, он был готов к принятию католичества.
В сражении
под г. Хотином, в 1621 г., Самуил попал в турецкий плен и был посажен на кол. А
в 1633 г. скончалась игумения Серафима. Проститься с ней приезжал митрополит Петр
Могила.
В 1752
г. униаты силой вытеснили монахинь из обители, и игумения Анастасия (княжна Анна)
вместе с сестрами перебрались в местечко Клинец, в сохранившееся имение. Но вскоре
они лишились и этого последнего убежища — католики изгнали их и оттуда. В 1795 г.,
когда после разгрома польских войск Волынь была присоединена к России, согласно
указу Екатерины II монастырь был открыт. В 1866 г., по ходатайству игумении Аполлинарии,
монастырю было возвращено имущество, а также пахотные земли и сенокосы. Наконец
построили колокольню. Но настоятельница Аполлинария не успела завершить все задуманное
— она скончалась в 1876 г.
Вид на Свято-Троицкий храм и колокольню с запада. Монастырская воскресная детская школа и регентско-катехизаторское училище |
ХХ
в. обитель встретила под управлением игумении Феофании (Синецкой), известной строительницы
Троицкого комплекса Корецкого монастыря, где насельницы пребывают и поныне. Война
1914–1918 гг. нарушила привычную жизнь. Необходимо было эвакуировать 11 колоколов
в г. Курск, а монахинь вывезти в Полтавскую губернию. И матушка Феофания с честью
выполнила это дело, свою обязанность. Но в 1916 г. она скончалась, и ее место заняла
игумения Михаила (Мелетьева), период управления которой пришелся на годы польского
господства. Повторилось все то, что давно было знакомо православному населению.
Корецкий
монастырь не закрыли, но он лишился некоторых зданий, имущества и земель. Корпуса
были отведены для нужд полиции и пограничной охраны поляков. Отправленные в Россию
колокола затерялись на ее просторах, и матушка Михаила добилась построения новой
звонницы.
Однако здоровье настоятельницы было подорвано, и она ушла на покой в 1931 г. После временного правления игумении Нины (Баташовой) на это место была назначена настоятельница Феофания II (Павлюк-Задворная). Сестры пережили Вторую мировую войну и приход советской власти на Волынь. В 1938 г. матушка Феофания II выиграла в Парижском суде дело, по которому решался вопрос о принадлежности обители.
Однако здоровье настоятельницы было подорвано, и она ушла на покой в 1931 г. После временного правления игумении Нины (Баташовой) на это место была назначена настоятельница Феофания II (Павлюк-Задворная). Сестры пережили Вторую мировую войну и приход советской власти на Волынь. В 1938 г. матушка Феофания II выиграла в Парижском суде дело, по которому решался вопрос о принадлежности обители.
Немецкая
оккупация принесла сестрам много лишений, горя и потерь, а в результате бомбардировок
сильно пострадал фруктовый сад. Позднее иноки Почаевской Лавры в качестве подарка
преподнесли обители две сотни фруктовых саженцев. Между прочим, советская власть
также притесняла монахинь, отведя под склад «Заготзерно» часть келейных зданий.
Осенью 1946 г. матушка Феофания II покинула сей мир. С приходом в монастырь игумении
Магдалины (Крисько) наладилось хозяйство, разрушенное войной, но духовная жизнь,
к сожалению, пришла в расстройство.
Начались
серьезные неурядицы, и Магдалина покинула монастырь, хотя она искренне стремилась
изменить сложившуюся ситуацию. Не смогла улучшить положение и настроение насельниц
и игумения Евлогия (Омельчук). Дух подлинной христианской любви смогла возродить
в этих стенах настоятельница Людмила (Вельсовская). Это был период гонений на Церковь
при Н. Хрущеве.
Власть
стала выживать монахинь из монастыря, отбирая угодья, лишая их средств для жизни.
Постоянная борьба с государственными чиновниками подорвала здоровье игумении — у
нее случился инфаркт. А потом в обитель доставили указ архиепископа Волынского Панкратия
о том, что «ввиду старческой немощи и продолжительной болезни настоятельница Людмила
освобождается с 10 мая 1962 г. от управления монастырем»…
Но
уже через 36 часов матушка была в Москве, на приеме у патриарха Алексия I. После
беседы с генеральным прокурором СССР Р. Руденко патриарх сказал Людмиле: «Успокойтесь,
матушка. Все будет хорошо…». Благодаря энергии и решительности игумении все завершилось
благополучно в этой истории, а некоторые из гонителей лишились своих постов. К 1967
г. силы матушки иссякли, и она передала монастырские дела в ведение инокини Наталии
(Ильчук).
ПАТРИАРШАЯ
СТАВРОПИГИЯ
За
годы пребывания в государственном подчинении обитель находилась в запустении и неопределенном
состоянии. Ощущалось воздействие раскольнического движения в Украине. При настоятельнице
Наталии обители пришлось испытать новые неприятности, но, вопреки всему, по-прежнему
совершались постриги, обновлялись храмы и постройки, возродилось паломничество.
4-6
октября 1980 г. отмечалось 100-летие восстановления обители. По случаю торжественного
события патриарх Пимен наградил ее орденом святого равноапостольного князя Владимира
I степени, а игумению Наталию — таким же орденом II степени — за многолетние труды
по устройству монастыря. В июне 1984 г. Свято-Троицкому Корецкому монастырю была
дана ставропигия — непосредственное подчинение патриарху. Многое было сделано.
В корпусах работали музей, библиотека, медпункт, гостиничные номера. Были открыты воскресная детская школа, регентско-катехизаторское училище, организованы хор и золотошвейная мастерская. Игумения Наталия направила на учебу в регентский класс при Ленинградской духовной академии четырех сестер, среди которых была и будущая настоятельница Рафаила (Хильчук).
В корпусах работали музей, библиотека, медпункт, гостиничные номера. Были открыты воскресная детская школа, регентско-катехизаторское училище, организованы хор и золотошвейная мастерская. Игумения Наталия направила на учебу в регентский класс при Ленинградской духовной академии четырех сестер, среди которых была и будущая настоятельница Рафаила (Хильчук).
Мастерская монастыря. Золочение по дереву |
В августе
1990 г. монастырь посетил патриарх Алексий II. Он подарил обители икону с Казанским
образом Божией Матери и оставил свою запись в Книге посетителей. Об этом событии
напоминает мемориальная доска, установленная на стене Троицкой церкви.
26
июля 2006 г. новой игуменией монастыря, правящей в наше время, стала матушка Рафаила,
которой хорошо известны законы, традиции и быт монашеского общежития. 2 августа
2009 г. Корецкий монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ныне
здесь подвизаются свыше 90 монахинь. Корецкая обитель славится мастерицами золотого
шитья, хранящими древние традиции. Возрождается и монастырское хозяйство. Монахиням
предоставили в пользование 20 га земли, благодаря которым сестры не только содержат
обитель и школы, а и каждый день кормят многочисленных богомольцев. Но главное для
них, конечно, — молитва за весь мир.
Лев Кудрявцев
Комментариев нет:
Отправить комментарий