30 мая 2012

«НИЧТО НЕ УДЕРЖИТ МЕНЯ ПРИЙТИ К ИИСУСУ ХРИСТУ»

«Церковная православная газета» продолжает знакомить своих читателей с памятниками древнецерковной письменности. На этот раз речь пойдет о Послании святого Игнатия Богоносца к римлянам.
Как отмечает архимандрит Киприан (Керн), «о составителе посланий, известных под именем святого Игнатия, разногласий в науке нет. Это епископ антиохийский Игнатий, называемый иногда Богоносец, наследник по кафедре антиохийского епископа Еводия, преемника, в свою очередь, апостола Петра.

О жизни этого раннего христианского писателя не сохранилось никаких подробностей. Согласно Иерониму, он был учеником апостола Иоанна Богослова. Титул Богоносца объясняется или высокой нравственной жизнью и духовностью его, или, начиная с Симеона Метафраста, преданием о том, что святой Игнатий был тем младенцем, которого Сам Господь взял в свои объятия (Мф. 18: 2)». 

В житии святого Игнатия (в изложении святителя Димитрия Ростовского) приводятся оба вышеупомянутых объяснения: «Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах, будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями». 

А вот протоиерей Петр Преображенский обращает внимание на то, что Иоанн Златоуст, который воспитывался и проходил свое пресвитерское послушание в Антиохии, где епископствовал Игнатий Богоносец, «в похвальном слове святому Игнатию прямо говорит, что он не видел лица Иисуса Христа во плоти». 

Следует также отметить, что в греческом языке существует определенное различие между понятиями «Богоносец», то есть носящий в себе Бога, и «Богом носимый». Так или иначе, наименование «Богоносец» много говорит о духовной высоте носителя этого звания, который, по словам святителя Иоанна Златоуста, был образцом добродетелей и явил в своем лице все достоинства епископа.

Как пишет известный современный патролог А. И. Сидоров, скудные сведения о жизни Игнатия Богоносца восходят, в основном, к «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, который сообщает, что святой Игнатий «был отправлен из Сирии в Рим и отдан на съедение зверям за исповедание Христа. Проходя по Асии под надзором строжайшей охраны, он в городах на остановках укреплял верующих беседой и увещаниями, уговаривал прежде всего беречься ересей, тогда только что явившихся на свет Божий, и убеждал крепко держаться апостольского Предания, которое он, идя на мученичество, счел необходимым закрепить письменно».

Мученический венец святой Игнатий воспринял в царствование императора Траяна (98–117 гг.). По пути в Рим, к предстоящему ему подвигу за Христа, Игнатий Богоносец написал несколько посланий к ближайшим Церквам.

В одном из них, обращенном к римлянам, он увещевает собратьев-христиан не препятствовать ему принять мученическую смерть. Мученичество для святого Игнатия — «удобный случай достигнуть Бога», а возможное избавление от него связывается с нежелательной для святого необходимостью «снова вступить на поприще» земной жизни. 

По словам архимандрита Киприана (Керна), Послание святого Игнатия к римлянам «по своему настроению и исключительной искренности должно быть признано одним из замечательных произведений ранней христианской письменности». В справедливости этой оценки читатели «Церковной православной газеты» могут убедиться сами.

Подготовил Михаил Мазурин

ИЗ ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО ИГНАТИЯ К РИМЛЯНАМ

Глава III
Молитесь Богу о даровании мне сил для мученического подвига

Вы никогда никому не завидовали и других учили тому же. Желаю, чтобы вы подтвердили делом, что преподаете в своих наставлениях. Только просите для меня у Бога внутренней и внешней силы, чтобы я не говорил только, но и желал, чтобы не назывался только христианином, но и был в самом деле. Если я действительно окажусь им, то могу и называться им, и только тогда могу быть истинно верным, когда мир не будет более видеть меня. Ничто видимое не вечно. (Ибо видимое временно; невидимое вечно.) Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда Он во Отце. Христианство — не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир.

Глава IV
Пусть измелют меня зубы зверей

Я пишу Церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия, пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду по истине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу. Не как Петр и Павел заповедую вам. Они апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе еще раб. Но если пострадаю, буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным. Теперь же в узах своих я учу не желать ничего мирского или суетного.

Глава V
Желаю умереть

На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем, я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, т. е. отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее. Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь. О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтоб они с жадностью бросились на меня. Я заманю их, чтоб они тотчас же пожрали меня, а не так, как они некоторых побоялись и не тронули. Если же добровольно не захотят, я их принужу. Простите мне; я знаю, что мне полезно. Теперь только начинаю быть учеником.
Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, — только бы достигнуть мне Христа.

Глава VI
Через смерть я достигну истинной жизни

Никакой пользы не принесут мне удовольствия миpa, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. (Ибо какая польза человеку, если он приобретет целый мір, а душе своей повредит?) (Мф. 16: 26). Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Я имею в виду выгоду; простите мне, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим; не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету; явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня.

Глава VII
Желаю умереть, ибо любовь моя распялась

Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремленное к Богу. Пусть же никто из вас, там находящихся, не помогает ему. Лучше будьте моими, т. е. Божиими. Не будьте такими, которые призывают Иисуса Христа, а любят мир. Зависть да не обитает в вас. И если бы даже лично стал я просить вас о другом, не слушайте меня; верьте больше тому, о чем пишу вам теперь. Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: «Иди к Отцу». Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю — крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная.

Печатается по изданию: Писания мужей апостольских. — Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

Комментариев нет:

Отправить комментарий