26 ноября 2013

ВЫДАЮЩИЕСЯ МЫСЛИ

Портрет Ф. М. Достоевского
работы В. Г. Перова, 1872
«Одно ношение жажды духовного просвещения есть уже духовное просвещение»
Из записных книжек и тетрадей Ф. М. Достоевского

Читая то или иное художественное произведение, нередко совершаешь распространенную ошибку, приписывая автору мысли и воззрения его персонажей. Иное дело — личные записи, которые действительно могут многое рассказать о взглядах писателя. Записные книжки и тетради Федора Михайловича Достоевского — яркое свидетельство того, что его мировоззрение неразрывно связано с Православием.


Предлагаем вниманию читателей нашей газеты некоторые высказывания писателя по религиозным, этическим и общественно-нравственным вопросам.

* * *

Чудо Воскресения нам сделано нарочно для того, чтоб оно впоследствии соблазняло, но верить должно, так как этот соблазн (перестать верить) и будет мерою веры.

* * *

Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собою.

* * *

Из католического христианства вырос только социализм; из нашего вырастет братство.

* * *
Мы не считаем национальность последним словом и последнею целью человечества.

* * *

Сила не нуждается в ругательствах.

* * *

До чего человек возобожал себя (относительно личности Льва Толстого).

* * *

Не всегда же мы грешны; напротив, мы же бываем и святы. И кто ж бы мог жить, если б было иначе.

* * *

Кровь. «Только то и крепко, где кровь протечет» [парафраз строк Н. А. Некрасова из стихотворения «Поэт и Гражданин»: «Иди на бой за честь отчизны, / За убежденья, за любовь! / Иди и гибни безупречно, / Умрешь недаром — дело прочно, / Когда под ним струится кровь»].

Только забыли негодяи, что крепко-то оказывается не у тех, которые кровь прольют, а у тех, чью кровь прольют. Вот он — закон крови на земле.

* * *

…Вся ошибка «Женского вопроса» [то есть вопроса об общественном положении и правах женщин] в том, что делят неделимое, берут мужчину и женщину раздельно, тогда как это единый целокупный организм. «Мужа и жену создал их». Да и с детьми, и с потомками, и с предками, и со всем человечеством человек единый целокупный организм. А законы пишутся, все разделяя и деля на составные элементы. Церковь не делит.

* * *

Богатство (трудно спастись). Богатство — усиление личности, механическое и духовное удовлетворение, стало быть, отъединение личности от целого.

* * *

Руготня. …Если запрещены физические отправления на улицах, раздетый донага человек, то как не запретить и этого: это то же физическое отправление, вредное и гадкое. Без жалобы, прокуратура должна бы возбуждать и посылать к мировому судить за нетрезвость слова.

* * *

Не от омерзения удалялись святые от мира, а для нравственного совершенствования. Да, древние иноки жили почти на площади…

* * *

Да уж одно ношение жажды духовного просвещения есть уже духовное просвещение.

* * *

Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

* * *

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна — Христос, но тут уж не философия, а вера, а вера — это красный цвет.

* * *

Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю ваш тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность (русский язык богат), но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня, дан, Христос. Спрашиваю: сжег ли бы Он еретиков? — нет. Ну так значит, сжигание еретиков есть поступок безнравственный.

* * *

Поступок нравственный, но не идея.

* * *

…Потому еще нравственное не исчерпывается лишь одним понятием о последовательности с своими убеждениями, — что иногда нравственнее бывает не следовать убеждениям, и сам убежденный, вполне сохраняя свое убеждение, останавливается от какого-то чувства и не совершает поступка.

Бранит себя и презирает умом, но чувством, значит совестью, не может совершить и останавливается (и знает, наконец, что не из трусости остановился). Это единственно потому остановился он, что признал остановиться и не последовать убеждению — поступком более нравственным, чем если б последовать.

* * *

Благоговение. Возвышенность души измеряется отчасти и тем, насколько и перед чем она способна оказать уважение и благоговение (умиление).

* * *

Ведь европейцы (то есть настоящие, тамошние), ведь это — престранный и пренеразрешимый народ. Мы вот лезем к ним, даже иной раз не уважая себя, уверяем их в нашей дружбе и нашей любви, а они-то все нас от талкивают! А мы — только что мы станем особливо и заявим, что впредь мы уважаем себя и жить будем только для себя, — и тотчас же они начнут уважать нас, поверьте, даже к нам полезут сами, и уж без наших заискиваний нас к своим причтут.

* * *

Человек весьма часто принадлежит известному <роду> убеждений вовсе не потому, что разделяет их, а потому, что принадлежать к ним красиво, дает мундир, положение в свете, зачастую даже доходы.

* * *

Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для самосовершенствования.

* * *

Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, — есть только свинство, но это ведь так соблазнительно.

* * *

Атеизм есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, стало быть, должна быть противна народу.

* * *

Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности. Кто очень уж жалеет злодея (вора, убийцу) и проч., тот весьма часто не способен жалеть жертву его. Верить же в то, что злодей, вследствие давления среды, не мог не убить, я не в состоянии, и допускаю в сем случае лишь самое малое число исключений, у нас же сделали общее правило. «Чем хуже, тем лучше» — тоже общее правило.

* * *

Знаете ли, что почти все хорошее делается экспромтом; все, что хорошо, сделалось экспромтом.

* * *

Основная идея и всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения, например христианство.

* * *

Нелепость весьма часто сидит не в книге, а в уме читающего.

* * *

…Всегда должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим быть порядочными.

* * *

Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.

* * *

Ничему не удивляться есть уже, разумеется, признак глупости, а не ума.

* * *

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтоб только питаться, это знает и работник. Стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

* * *

Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества. Если когда-нибудь исчез бы весь род человеческий… Кроме того, у нас есть великая школа богословия, это наша обедня, открытая для всех.

* * *

Что есть молитва? Молитва есть возношение ума.

* * *

В наше время поднялись вопросы: хорошо ли хорошее-то? Хорошо ли, например, терпение и смирение Христово? Как должно устроиться равенство людей, — через любовь ли всеобщую, утопию, или через закон необходимости, самосохранения и опытов науки?

Но в Евангелии же предречено: что законы самосохранения и опыты науки ничего не отыщут и не успокоят людей. Что люди успокаиваются не прогрессом ума и необходимости, а нравственным признанием высшей красоты, служащей идеалом для всех, перед которой все бы распростерлись и успокоились: вот, дескать, что есть истина, во имя которой все бы обнялись и пустились действовать, достигая ее (красоту).

* * *

Математическое верование — самое трудное уверяющее. Фома уверовал потому, что желал уверовать.

* * *

Честным человеком быть всего выгоднее.

* * *

У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.

* * *

Делай дело так, как будто век собираешься жить, а молись так, как будто сейчас собираешься умереть.

* * *

Реалисты неверны, ибо человек есть целое лишь в будущем, а вовсе не исчерпывается весь настоящим.

* * *

Социализм, коммунизм и атеизм — самые легкие три науки. Вбив себе их в голову, мальчишка считает уже себя мудрецом. Кроме того, поддаются эти науки легче всякой на популярное изложение.

* * *

Главная педагогия — это родительский дом.

* * *

Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

* * *

Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть.

* * *

Высшее счастье (выше счастья нет, как увериться в милосердии людей и в любви их друг к другу).

* * *

Если б даже было доказано, что мы и не можем быть лучше, то этим вовсе мы не оправданы, потому что вздор все это: мы можем и должны быть лучше.

По книге: Федор Достоевский. Записные книжки. — М.: Вагриус, 2000.

Подготовил Михаил Мазурин

3 комментария:

  1. Анонимный26.11.2013, 19:38

    Объясните, пожалуйста, по какому принципу подобраны цитаты Достоевского?

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный27.11.2013, 01:38

    Принцип отбора оговорен во вступлении к материалу - "некоторые высказывания писателя по религиозным, этическим и общественно-нравственным вопросам".

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный27.11.2013, 15:03

    Принцип отбора оговорен во вступлении к материалу: "некоторые высказывания писателя по религиозным, этическим и общественно-нравственным вопросам".

    ОтветитьУдалить