Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, 1872 |
«Одно
ношение жажды духовного просвещения есть уже духовное просвещение»
Из записных книжек и тетрадей Ф. М. Достоевского
Читая
то или иное художественное произведение, нередко совершаешь распространенную ошибку,
приписывая автору мысли и воззрения его персонажей. Иное дело — личные записи,
которые действительно могут многое рассказать о взглядах писателя. Записные
книжки и тетради Федора Михайловича Достоевского — яркое свидетельство того,
что его мировоззрение неразрывно связано с Православием.
Предлагаем вниманию читателей нашей газеты некоторые высказывания писателя по религиозным, этическим и общественно-нравственным вопросам.
Предлагаем вниманию читателей нашей газеты некоторые высказывания писателя по религиозным, этическим и общественно-нравственным вопросам.
*
* *
Чудо
Воскресения нам сделано нарочно для того, чтоб оно впоследствии соблазняло, но
верить должно, так как этот соблазн (перестать верить) и будет мерою веры.
*
* *
Никто
не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим
собою.
*
* *
Из
католического христианства вырос только социализм; из нашего вырастет братство.
*
* *
Мы
не считаем национальность последним словом и последнею целью человечества.
*
* *
Сила
не нуждается в ругательствах.
*
* *
До
чего человек возобожал себя (относительно личности Льва Толстого).
*
* *
Не
всегда же мы грешны; напротив, мы же бываем и святы. И кто ж бы мог жить, если
б было иначе.
*
* *
Кровь.
«Только то и крепко, где кровь протечет» [парафраз строк Н. А. Некрасова из
стихотворения «Поэт и Гражданин»: «Иди на бой за честь отчизны, / За убежденья,
за любовь! / Иди и гибни безупречно, / Умрешь недаром — дело прочно, / Когда
под ним струится кровь»].
Только
забыли негодяи, что крепко-то оказывается не у тех, которые кровь прольют, а у тех,
чью кровь прольют. Вот он — закон крови на земле.
*
* *
…Вся
ошибка «Женского вопроса» [то есть вопроса об общественном положении и правах
женщин] в том, что делят неделимое, берут мужчину и женщину раздельно, тогда
как это единый целокупный организм. «Мужа и жену создал их». Да и с детьми, и с
потомками, и с предками, и со всем человечеством человек единый целокупный
организм. А законы пишутся, все разделяя и деля на составные элементы. Церковь
не делит.
*
* *
Богатство
(трудно спастись). Богатство — усиление личности, механическое и духовное
удовлетворение, стало быть, отъединение личности от целого.
*
* *
Руготня.
…Если запрещены физические отправления на улицах, раздетый донага человек, то как
не запретить и этого: это то же физическое отправление, вредное и гадкое. Без жалобы,
прокуратура должна бы возбуждать и посылать к мировому судить за нетрезвость слова.
*
* *
Не
от омерзения удалялись святые от мира, а для нравственного совершенствования.
Да, древние иноки жили почти на площади…
*
* *
Да
уж одно ношение жажды духовного просвещения есть уже духовное просвещение.
*
* *
Совесть
без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.
*
* *
Недостаточно
определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать
в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна — Христос, но тут уж
не философия, а вера, а вера — это красный цвет.
*
* *
Сожигающего
еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю ваш тезис,
что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность (русский
язык богат), но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня,
дан, Христос. Спрашиваю: сжег ли бы Он еретиков? — нет. Ну так значит, сжигание
еретиков есть поступок безнравственный.
*
* *
Поступок
нравственный, но не идея.
*
* *
…Потому
еще нравственное не исчерпывается лишь одним понятием о последовательности с
своими убеждениями, — что иногда нравственнее бывает не следовать убеждениям, и
сам убежденный, вполне сохраняя свое убеждение, останавливается от какого-то
чувства и не совершает поступка.
Бранит
себя и презирает умом, но чувством, значит совестью, не может совершить и
останавливается (и знает, наконец, что не из трусости остановился). Это единственно
потому остановился он, что признал остановиться и не последовать убеждению — поступком
более нравственным, чем если б последовать.
*
* *
Благоговение.
Возвышенность души измеряется отчасти и тем, насколько и перед чем она способна
оказать уважение и благоговение (умиление).
*
* *
Ведь
европейцы (то есть настоящие, тамошние), ведь это — престранный и
пренеразрешимый народ. Мы вот лезем к ним, даже иной раз не уважая себя,
уверяем их в нашей дружбе и нашей любви, а они-то все нас от талкивают! А мы — только
что мы станем особливо и заявим, что впредь мы уважаем себя и жить будем только
для себя, — и тотчас же они начнут уважать нас, поверьте, даже к нам полезут
сами, и уж без наших заискиваний нас к своим причтут.
*
* *
Человек
весьма часто принадлежит известному <роду> убеждений вовсе не потому, что
разделяет их, а потому, что принадлежать к ним красиво, дает мундир, положение
в свете, зачастую даже доходы.
*
* *
Эстетика
есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для
самосовершенствования.
*
* *
Подавлять
в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, —
есть только свинство, но это ведь так соблазнительно.
*
* *
Атеизм
есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, стало быть,
должна быть противна народу.
*
* *
Кто
слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить
человека в частности. Кто очень уж жалеет злодея (вора, убийцу) и проч., тот весьма
часто не способен жалеть жертву его. Верить же в то, что злодей, вследствие
давления среды, не мог не убить, я не в состоянии, и допускаю в сем случае лишь
самое малое число исключений, у нас же сделали общее правило. «Чем хуже, тем
лучше» — тоже общее правило.
*
* *
Знаете
ли, что почти все хорошее делается экспромтом; все, что хорошо, сделалось
экспромтом.
*
* *
Основная
идея и всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения,
например христианство.
*
* *
Нелепость
весьма часто сидит не в книге, а в уме читающего.
*
* *
…Всегда
должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим
быть порядочными.
*
* *
Безмерное
самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.
*
* *
Ничему
не удивляться есть уже, разумеется, признак глупости, а не ума.
*
* *
Жизнь
скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтоб только питаться, это знает и
работник. Стало быть, надо для жизни нравственное занятие.
*
* *
Библия
принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества. Если
когда-нибудь исчез бы весь род человеческий… Кроме того, у нас есть великая
школа богословия, это наша обедня, открытая для всех.
*
* *
Что
есть молитва? Молитва есть возношение ума.
*
* *
В
наше время поднялись вопросы: хорошо ли хорошее-то? Хорошо ли, например,
терпение и смирение Христово? Как должно устроиться равенство людей, — через любовь
ли всеобщую, утопию, или через закон необходимости, самосохранения и опытов
науки?
Но
в Евангелии же предречено: что законы самосохранения и опыты науки ничего не
отыщут и не успокоят людей. Что люди успокаиваются не прогрессом ума и необходимости,
а нравственным признанием высшей красоты, служащей идеалом для всех, перед
которой все бы распростерлись и успокоились: вот, дескать, что есть истина, во
имя которой все бы обнялись и пустились действовать, достигая ее (красоту).
*
* *
Математическое
верование — самое трудное уверяющее. Фома уверовал потому, что желал уверовать.
*
* *
Честным
человеком быть всего выгоднее.
*
* *
У
честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.
*
* *
Делай
дело так, как будто век собираешься жить, а молись так, как будто сейчас
собираешься умереть.
*
* *
Реалисты
неверны, ибо человек есть целое лишь в будущем, а вовсе не исчерпывается весь
настоящим.
*
* *
Социализм,
коммунизм и атеизм — самые легкие три науки. Вбив себе их в голову, мальчишка
считает уже себя мудрецом. Кроме того, поддаются эти науки легче всякой на
популярное изложение.
*
* *
Главная
педагогия — это родительский дом.
*
* *
Отсутствие
Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит:
для чего мне любить человечество?
*
* *
Христианство
есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая
слава человека, до которой он мог достигнуть.
*
* *
Высшее
счастье (выше счастья нет, как увериться в милосердии людей и в любви их друг к
другу).
*
* *
Если
б даже было доказано, что мы и не можем быть лучше, то этим вовсе мы не
оправданы, потому что вздор все это: мы можем и должны быть лучше.
По
книге: Федор Достоевский. Записные книжки. — М.: Вагриус, 2000.
Подготовил Михаил Мазурин
Объясните, пожалуйста, по какому принципу подобраны цитаты Достоевского?
ОтветитьУдалитьПринцип отбора оговорен во вступлении к материалу - "некоторые высказывания писателя по религиозным, этическим и общественно-нравственным вопросам".
ОтветитьУдалитьПринцип отбора оговорен во вступлении к материалу: "некоторые высказывания писателя по религиозным, этическим и общественно-нравственным вопросам".
ОтветитьУдалить