В
начале IX в. в Византийской империи все еще были сильны позиции сторонников
ереси иконоборчества, считавших почитание святых икон идолопоклонством. Все
несогласные жестоко преследовались. В это время в соседней Грузии православное
учение сохранялось в чистоте, а иконы чествовались согласно принятой традиции.
Во многом такое положение дел сохранялось благодаря трудам и подвигам
преподобного Григория Хандзтийского.
Служение
Господу праведник начал еще в юношеском возрасте, почувствовав Божий призыв.
Свой самостоятельный уход из дома преподобный так впоследствии объяснил матери:
«Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что
то, что произошло, угодно было Богу».
Подвижническая
жизнь Григория была наполнена слезными покаянными молитвами, воздержанием,
послушанием и постоянным трудом. Со временем слава о высокой духовной жизни
праведника распространилась по всей Грузии и дошла до царя Ашота Куропалата, в
правление которого Григорий был избран игуменом Хандзтийского монастыря.
Послушание
воле Божией было стержнем духовной жизни святого. В основу внутреннего уклада
Хандзтийских монахов праведник положил послушание духовному отцу. Таким
образом, подвижник, который предавал свою волю духовнику, получал высшую
благодатную свободу в Боге. Этот принцип уклада монашеской жизни преподобный
старался распространить и на другие монастыри Кларджети (совр. тер. турецких
провинций Эрзурум, Артвин, Ардаган) и самой Грузии.
В
825 г. Григорий Хандзтийский совершил паломническую поездку по святым местам
Константинополя. «Поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно
все святые богомолья» и привез с собой в Грузию «мощи святых, святые иконы и
иные благословения во множестве».
Будучи
знатного происхождения, праведник имел доступ к высшим грузинским сановникам и
пользовался расположением царя Ашота. Известно, что в отношениях Церкви и
государства святой Григорий отстаивал принцип симфонии — независимого и равного
сосуществования. Такая позиция преподобного, пользовавшегося большим
авторитетом среди современников, содействовала упрочению автокефалии Грузинской
Православной Церкви, а также оказала влияние на решения церковного Собора в
Джавахети. Духовный сын Григория, епископ Ацкурский Ефрем, по благословению
Иерусалимского патриарха, установил в Грузии приготовление и освящение святого
мира.
Последние
годы своей земной жизни святой Григорий стремился к уединению и большую часть
времени проводил в молитве, затворившись в отдельной келии. По свидетельству
иноков монастыря, в то время можно было часто видеть сияние благодатного света,
озарявшего келию преподобного. Никто из братии не сомневался в том, что это «не
сжигающий огонь, а Дух Божий». Скончался святой Григорий Хандзтийский 18
октября по н. ст. В этот же день Православная Церковь чествует его память.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий