10 ноября 2013

ЧЕЛОВЕК — ХРАМ БОЖИЙ

Каждое воскресенье, в храме Божием, за Литургией, после чтения евангельских стихов данного дня, верующие слушают проповедь, разъясняющую смысл и значение прочитанного отрывка Священного Писания. И каждый день перед Евангелием читаются отрывки из посланий апостолов — Петра, Павла, Иакова… Апостольские слова так же назидательны и содержат сокровенный дух мудрости, передаваемой от апостолов к нам, от сердца к сердцу.

Но, к сожалению, проповедь воскресных дней редко касается тем, звучащих в апостольских посланиях. Мы предлагаем вниманию наших читателей проповедь на апостольское чтение 17-й недели по Пятидесятнице, которая в этом году приходится на 20 октября.

Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8: 5) — воскликнул некогда псалмопевец Давид, размышляя о месте человека в Божием творении. И далее, как бы отвечая на вопрос, добавил: не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8: 6).

Красивы и вдохновенны слова пророка. Но о какой славе говорит он, о какой чести?

Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах (Еккл. 3: 19–20). Этот убийственный приговор человечеству изрек сын царя Давида — Соломон, мудрейший из людей.

Где же здесь «слава и честь»? Неужели сын противоречит отцу? Разве не одним и тем же Духом были рождены их слова?

Одним. Только Соломон говорил о настоящем, а Давид пророчествовал о будущем. Сын видел перед собой ветхого Адама, отец — Нового. Взглядом, проницающим тысячелетия, Давид предзрел великую славу вочеловечившегося Бога.

Исполнение пророчества царя Израиля мир обрел в Рождестве Нового Адама, Иисуса Христа. Это событие, расколовшее историю человечества надвое, сделало возможным то, о чем прежде не говорил никто и никогда. Исполнившись Духа Святого, апостол Павел возвестил всему человечеству: вы храм Бога живого (2 Кор. 6: 16).

Удивительно Священное Писание! В короткой фразе, как во вспышке молнии, может быть сконцентрирована великая сила. Таковы и эти слова. Пожалуй, они — главные в сегодняшнем апостольском чтении.

Действительно, христианский взгляд на человека как на храм Божий стал возможен только после Боговоплощения. Рождество Сына Божия от Девы подарило человечеству подлинную славу и честь: восстановление изуродованного грехом образа Божия — и радость богосыновства. Бог стал человеком — и человек стал храмом. До этого человек считался либо никому не нужным творением злого бога (в дуалистических религиях востока), либо жалким трупоносцем (в античной мысли). Придя на землю, Творец вселенной изгнал из храма (т. е. из человека) торговцев (духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12)) и провозгласил на все века: дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21: 13). Отныне в человеческом теле может обитать Бог.

Человек как храм Божий — это тайна, корнями уходящая в тайну богочеловечества Христа. Не пришел бы Он, мы так и остались бы вечно мучающимися существами, не понимающими ни себя, ни мира. Все таланты и способности, с которыми рождается человек, во все дни жизни нашей были бы пятью хлебами и двумя рыбами, не умноженными благодатью. Но пришел Он, благословляющий человеческое естество, небесный Архиерей, исцеляющий и освящающий всего человека, и с Его приходом стали возможны слова: вы храм Бога живого.

Но как понять это? Как я, человек грешный, могу быть храмом? Был Храмом Господь Иисус, ибо Его безгрешное Тело соединялось с Божеством. Была Храмом Пречистая Дева, ибо Она Его, Иисуса, носила в Себе. Но я, но мы все? Какие мы храмы? Проснувшись, мы говорим Богу в утреннем правиле: «Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими»; ложась спать, читаем: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша». Грешим ночью, грешим днем... Что же такое говорит святой Павел: вы храм Бога живого?

Мы не ответим на это. Что мы? Ответит Господь — через слово Свое, пронизывающее тысячелетия и достигающее нас. Тайны Писания открывает само Писание. Попытаемся понять, как сама Библия объясняет сегодняшние слова апостола.

Прежде всего, давайте вспомним, что такое храм в библейском понимании. Ветхий Завет говорит о храме как о специальном здании для совершения богослужения. Ветхозаветное богослужение не совершалось без жертвы. Жертвами были разные животные (козлы, тельцы, овны) либо же приношения хлебные (мука или лепешки с елеем и солью). Храмовая жертва не могла совершиться без священника.

Однако в ветхозаветных пророческих текстах можно увидеть множество таинственных предуказаний на будущие жертвы, имеющие духовную природу. Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50: 19); воздеяние рук моих — как жертва вечерняя (Пс. 140: 2); принеси в жертву Богу хвалу (Пс. 49: 14); приносите жертвы правды (Пс. 4: 6); благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих (Пс. 118: 108). Смысловой контекст этих фраз, вплетенных в витиеватую канву мессианских пророчеств Псалтири, свидетельствует о времени исполнения их с приходом Мессии, т. е. Христа. Об этом же, по мнению многих толкователей, говорит загадочное надписание многих псалмов: «в конец».

Откроем Новый Завет. Апостол Петр пишет: сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2: 5). Какие же это духовные жертвы? В Послании к Евреям Павел призывает: итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13: 15). Вот исполнение пророчеств Давида! Через Него, т. е. через Иисуса Христа, наше хваление Бога становится настоящей, духовной жертвой, прославляющей имя Его.

Подобно тому огню, что непрестанно горел в скинии, мы можем и должны непрестанно приносить Богу жертву хвалы. А вот и еще пишет Павел: не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13: 16). Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12: 1); писал вам, братия... по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия (Рим. 15: 15–16). Вот они, наши новозаветные жертвы: хваление Бога, благотворение, общительность, святость тела и подвиг благовествования! А с ними — и другие духовные добродетели, которые, если творятся во имя Христово и в Духе Святом, становятся новыми, приятными для Бога жертвами, «в воню благоухания духовнаго».

Необходимо заметить, что святоотеческий духовный опыт, воплотивший Евангелие в жизни, в точности подтверждает апостольские слова. Прекрасно пишет об этом преподобный Максим Исповедник: «Святая церковь Божия есть человек; алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник — ум, а храм — тело. Потому что церковь является образом и подобием человека, созданного по образу и подобию Божию». О том, что эти слова есть не просто слова, можно убедиться, раскрыв жития святых. Жизнь каждого святого — это богослужение.

Вот, дорогие христиане, посмотрите, какую высокую задачу ставят нам Писание и святоотеческая мысль! А это именно задача — не будем понимать сегодняшнее чтение так плоско и примитивно, как протестанты, не стесняющиеся заявлять каждый о себе: «я храм Божий, во мне живет Дух Святой»... Да, после обретения веры и Крещения мы становимся храмами — но потенциально, при условии сохранения веры и жизни по ней. Храм еще нужно построить — на основании, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3: 11).

Фундамент заложен апостолами, но строить предстоит нам. А перед тем как возводить храм, нужно ниспровергнуть многих идолов, главный из которых — великий идол по имени «я». Нужно потрудиться в покаянии, потому что покаяние изменяет сознание человека (поэтому и произносим мы покаянные молитвы утром и вечером). Нужно приобщиться к источнику благодати, который есть Церковь. Все это входит в непростую, всежизненную работу по устроению сердца — алтаря, души — пространства храма, тела — притвора церковного.

Пусть же в этой работе воодушевят и укрепят нас услышанные сегодня слова Писания, которые есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1: 16). Для этого и читаем мы на службе слово Божие, и говорим о нем, — для укрепления и воодушевления на пути исполнения заповедей. Поработаем же Богу, созидая из нас самих святой храм для Него, и да исполнятся на нас сегодняшние слова апостола, сказанные ко всем нам: вы храм Бога живого. Аминь.

Сергей Комаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий