Промыслом
Божиим труд появился в жизни человека вместе с сотворением самого человека. В книге
Бытия сказано: и взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2: 15). Таким образом, труд — важнейший
способ самореализации человека как богоподобной личности.
Первым
Божиим трудовым поручением Адаму еще в раю было наречение имен всем живым
существам, созданным Творцом. В этом деянии Адам явил себя соработником Бога, истинным
царем природы, ведущим ее и себя к Своему Творцу, в чем, собственно, и состоит
смысл любого человеческого труда.
Можно
полагать, что труд по возделыванию земли в раю не был изнурительным. Земля
повиновалась воле Божией и легко давала нашим прародителям все необходимое для
жизни, ибо они являли собой образ Божий.
Но
после грехопадения труд для человека стал тяжелым, а иногда опасным. Печально
звучат Божии слова Адаму: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от
дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя;
со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы
произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах
ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 17–19).
Из-за
греха прародителей землю впредь нужно было усердно возделывать, удобрять,
поливать. Усилия Адама не всегда увенчивались ожидаемым урожаем. Он боролся со стихиями:
жарой и холодом, засухой, сорняками, терпеливо и в поте лица добывая свой хлеб.
Так исполнились над ним слова любящего и справедливого Божественного Владыки, Которого
он ослушался.
А
поучительные слова Господа: в поте лица будешь есть хлеб — актуальны и для
нашего праотца, и для нас. Они означают благословенный Богом, часто нелегкий,
но такой жизненно необходимый для нашего благополучия труд.
Виктор Науменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий