Православное
богослужение часто называют «школой богословия и богомыслия», поскольку в
богослужебных молитвословиях Церковь доносит до каждого стоящего в храме важнейшие
вероучительные истины. Дни Страстной седмицы, которая также называется Великой
седмицей, подводят нас к самому главному событию в истории человечества —
Христову Воскресению.
В
Великий Понедельник Церковь вспоминает проданного братьями в рабство Иосифа
(см.: Быт. 37: 26–36) как прообраз преданного Своим же учеником Христа.
Вспоминается в этот день и притча о бесплодной смоковнице, которая вмиг усохла
по слову Спасителя (см.: Мф. 21: 19), так же и всякая душа христианская,
которая имеет лишь формальную веру (одни листья), но не имеет добрых дел
(плодов), мертва (см.: Иак. 2: 14, 17).
В
Великий Вторник вспоминаются обличение Иисусом фарисеев и книжников; притчи,
произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (см.: Мф. 22: 15–22), о
десяти девах (см.: Мф. 25: 1–13) и талантах (см.: Мф. 25: 14–30); а также
пророчество Иисуса Христа о Своем втором пришествии, всеобщем воскресении
мертвых и Страшном суде (см.: Мф. 24).
Все
вместе эти евангельские чтения призывают верующих к духовному бодрствованию, к тому,
чтобы мы не «закапывали в землю» дарованные нам таланты, и, наконец, к тому,
чтобы не уставали творить дела милосердия. В Великую Среду Церковь со скорбью
вспоминает о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о 30 сребрениках,
а также о грешнице, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги
Христа, подготовила Его таким образом к погребению.
Первые
три дня Страстной седмицы имеют общую структуру богослужения, в эти дни
совершаются последние Литургии Преждеосвященных Даров, а на Литургии в Великую
Среду в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими
поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Пятидесятницы, земные поклоны в
храме отменяются, за исключением поклонения перед Плащаницей в Страстную
Пятницу и Великую Субботу.
Следующие
три дня имеют более уникальную, неповторимую структуру богослужения, которая
обусловлена событиями, вспоминаемыми в эти дни.
В
Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом
Таинства Евхаристии. После Литургии совершается обряд «Умовения ног»,
напоминающий о том, как Христос на Тайной Вечере умыл ноги апостолам. На
практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает
архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.
В
этот день Предстоятели Поместных Церквей освящают свежесваренное миро. Накануне
Пасхи в Великую субботу совершались Таинства Крещения и Миропомазания
оглашенных. Поэтому освящение мира происходит на Литургии Великого Четверга,
поскольку в Страстную Пятницу Литургия не совершается.
«Чертог
Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети
одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» («Вижу Твой (брачный) чертог
украшенным, Спаситель, но не имею (достойной) одежды, чтобы войти в него.
Просвети одежды души моей, Светодавец, и спаси меня»).
Этот
ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Великий Четверг
его символизм раскрывается всем слышащим: брачный чертог является горницей
Тайной Вечери, где устанавливается Таинство Евхаристии, но у нас нет «одежды» —
добрых дел и чистоты помыслов, чтобы приобщиться к Трапезе жизни, поэтому мы
молим Светодавца просветить «одежды души» и спасти нас Приобщением.
В
стихирах этого дня вспоминается страшное предательство Иуды и недоумение
авторов Триоди от такого деяния: «Нрав твой льсти исполняется, беззаконный
Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо
богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси,
вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени,
земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе» («Нрав твой ложью
переполняется, беззаконный Иуда: страдая (будучи одержим) сребролюбием,
приобрел (из-за этой страсти) ты человеконенавистничество. Если ты любил
богатство, зачем пришел к Учащему о блаженстве нищеты? Если же любил
(богатство), как мог продать (столь дешево) Бесценного, предав на убиение?
Ужаснись, солнце, восстенай земля и, содрогаясь, воззови: Незлобивый Господь,
слава Тебе!»).
Страстная
Пятница посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятия с креста
Его тела и погребения.
Согласно
письменным памятникам IV в. («Паломничество Эгерии» и «Огласительные слова Кирилла
Иерусалимского»), богослужение в Иерусалиме совершалось в течение всей ночи с
четверга на пятницу. Процессия верующих во главе с епископом последовательно
обходила все места, связанные с арестом, судом, крестной смертью и погребением
Христа, и на каждом из этих мест читался соответствующий отрывок из Евангелий.
Это богослужение оказало влияние на формирование современного последования
утрени.
Сейчас
утреня Страстной Пятницы совершается, как правило, в четверг вечером или в ночь
с четверга на пятницу. После шестопсалмия и пения «Аллилуиа» троекратно поется
тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда
злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе,
праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление
употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий,
Господи, слава Тебе» («Когда славные ученики при умовении (ног) на (Тайной)
Вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый болезнью сребролюбия омрачился и
беззаконным судьям Тебя, Праведного Судью, предал. Посмотри на стяжателя
богатства, из-за которого (он) удавился (повесился). Беги от ненасытной души
(чтобы не уподобиться Иуде), на такое против Учителя дерзнувшей. Господи, ко
всем благой, слава Тебе!»).
По
Типикону Евангелие должно читаться в алтаре, но по современной традиции это
происходит на середине храма. Священнослужители и народ стоят в это время с
зажженными свечами.
Утром
в Великую Пятницу Литургия не совершается. Согласно Типикону около второго часа
дня (то есть в 8:00 по современному исчислению) совершается особенное
последование Царских (Великих) часов. Псалмы, читаемые на часах Великой
Пятницы, не всегда совпадают с рядовыми, но подобраны сообразно с вспоминаемыми
событиями.
Так,
на 1-м часе вместе с «рядовым» 5-м псалмом читаются псалмы 2-й (в нем
предсказывается слава Сына Божия) и 21-й (одно из самых ярких пророчеств о
Страстях Христовых); на 3-м — кроме обычного 50-го читаются псалмы 34-й (скорбь
праведника, окруженного недоброжелателями и врагами) и 108-й (содержит
пророчество о судьбе Иуды); на 6-м — к обычным 53-му и 90-му добавлен псалом
139-й (молитва Давида об избавлении от врагов); на 9-м — вместе с неизменным
85-м читаются псалмы 68-й и 69-й (молитвы об избавлении от скорбей и врагов).
Ветхозаветные
паремии, читающиеся на часах, содержат пророчества о Страстях Христовых:
1-й
час: Зах. 11: 10–13 — пророчество о 30 сребрениках;
3-й
час: Ис. 50: 4–11 — изображает страдания Сына Божия;
6-й
час: Ис. 52: 13 – 54: 1 — еще одно (наряду с 21-м псалмом) подробное описание
страданий и уничижения Спасителя.
9-й
час: (Иер. 11: 18–23 и Иер. 12: 1–15) — жалоба Иеремии на своих сограждан,
пожелавших убить пророка, и Божие увещание о долготерпении и милосердии.
Апостольские
чтения часов (Гал. 6: 14–18; Рим. 5: 6–10; Евр. 2: 11–18; Евр. 10: 19–31 на
1-м, 3-м, 6-м и 9-м часах соответственно) раскрывают значение крестной смерти
Христа для спасения человечества.
Повествования
из Евангелий о Страстях Христовых читаются на часах не в хронологическом
порядке, как на утрене и вечерне, а так, как они изложены наряду.
Согласно
Типикону великая вечерня, завершающая цикл богослужений Великой Пятницы,
приурочена к девятому часу дня (т. е. около 15:00) — часу смерти Спасителя.
Именно во время этого богослужения совершается вынос Плащаницы.
Великая
Суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии
Его в ад.
Событие
сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в
апостольских посланиях (Еф. 4: 9; Рим. 10: 7; 1 Пет. 3: 18–21), о нем
пророчески сказано в псалмах (15: 8–11; ср.: Деян. 2: 27), о нем
свидетельствует церковная традиция. Сошествие во ад завершило искупительную
миссию Иисуса Христа и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и в то же
время началом Его славы.
Службы
Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения,
литургические особенности этого дня прослеживаются уже в памятниках IV в.
(«Паломничество Эгерии»). Великая Суббота — единственная постная суббота в году
и одновременно канун Светлого Воскресения. В связи с этим в богослужении
Великой Субботы слышатся как скорбные, так и праздничные воскресные мотивы.
По
Церковному Уставу богослужение должно начинаться ночью, но в современной
практике оно совершается вечером в пятницу. После шестопсалмия и «Бог Господь»
поются тропари «Благообразный Иосиф», «Егда снизшед еси к смерти» и
«Мироносицам женам», тематически связывающие Великую Субботу с предшествующей
Пятницей и наступающей Пасхой. После пения тропарей священнослужители выходят
из алтаря к Плащанице, лежащей на середине храма, и здесь читают «Непорочны» —
псалом 118-й, с особыми припевами — «похвалами».
После
канона и великого славословия Плащаница крестным ходом под пение «Трисвятого»
обносится вокруг храма, подносится к открытым Царским вратам и возвращается на
середину храма.
В
этот день совершается последняя Литургия Василия Великого, которая соединяется
с вечерней. Во время богослужения после входа с Евангелием и гимна «Свете
тихий» читаются 15 паремий — ветхозаветных пророчеств о Страстях, смерти,
воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви.
Такое
большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой Субботы, напоминает о
том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и
Иерусалимской Церквах совершалось Крещение оглашенных. Поэтому в этот день
«Трисвятое» заменяется другим песнопением: «Елицы во Христа крестистеся, во
Христа облекостеся. Аллилуиа». По этой же причине читается апостольское чтение
(Рим. 6: 3–11), напоминающее, что крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его
крестились, умерли для греха и живы в Боге.
Чтением
Апостола завершается погребальный день Субботы и начинается предпразднство
Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения привычный аллилуиарий перед
Евангелием заменен в Великую Субботу (единственный раз в году) пением 81-го
псалма: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех
(«Воскресни, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах!»)
Евангельским чтением Великой Субботы является заключительная 28-я глава
Евангелия от Матфея, повествующая о воскресении.
Дальнейшее
последование Литургии Великой Субботы совершается по чину Василия Великого.
Единственной особенностью Литургии верных является пение вместо «Херувимской»
древнего гимна Иерусалимской Церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да
стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо
царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь
верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию,
многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь:
аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» («Да умолкнут все люди и да стоят со страхом и с
трепетом, не помышляя ни о чем земном: ибо Царь царствующих и Господь
господствующих приходит принести Себя в жертву и дать Себя в пищу верным. Пред
Ним шествуют сонмы Ангелов, с Началами и Властями, многоокие Херувимы и
шестикрылые Серафимы, закрывая лица (свои) и возглашая песнь: аллилуиа,
аллилуиа, аллилуиа»).
Поскольку
после окончания субботней Литургии молящиеся не расходились, но ожидали
пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной
воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для
подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой Субботы и пасхальной
утреней заполнялся великим чтением Деяний святых Апостолов. В современной
практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании Литургии
Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний —
вечером.
В
12-м часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой
Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с
середины храма через Царские врата в алтарь и кладут ее на престол, где она
остается до отдания праздника Пасхи, в память о 40-дневном пребывании Иисуса
Христа на земле по воскресении Его из мертвых.
Подготовил Максим Мудрак
Комментариев нет:
Отправить комментарий