11 апреля 2013

НЕ ЗА ДЕНЬГИ ПРОДАЮТСЯ БЛАГА НЕБЕСНЫЕ

«В Священном Писании есть слова, которые говорят о том, что священники, которые получили от Бога благодать как дар, должны в своей жизни руководствоваться принципом “даром получили, даром отдавайте”. А мы видим, что священники берут за совершаемые ими священнодействия деньги. Каждый человек, обращаясь в храме с просьбой о Крещении, Венчании или отпевании, сталкивается с вопросом о вознаграждении труда священнослужителя. Можно ли отблагодарить священника за совершенную им требу? Имеет ли право священнослужитель принять деньги?»
Ирина Стоянова

В десятой главе Евангелия от Матфея мы читаем наставления Христа 12-ти апостолам перед призванием их на проповедь. Господь, даровав ученикам «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10: 1), говорит: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10: 8).

Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что этими словами «Господь смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: «даром получили, даром давайте». Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров».

У читателя может сложиться впечатление, что человек, принявший дар благодати священства, не имеет права на материальную поддержку от прихожан… Однако в следующем стихе Евангелия, запрещая ученикам брать с собою в дорогу золото, серебро или медь, Христос поясняет: «…трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10: 10).

Эту мысль Господа развивает апостол Павел: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13–14).

В Первом послании к Тимофею Апостол говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5: 17–18).

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, размышляя над словами апостола Павла, говорит: «Приводит свидетельства ― одно из закона, другое свидетельство Христа. В том и другом смотри, какой труд требуется от учителя. Молотить ― это самый тяжелый труд: и учитель также должен быть готов ко всякого рода трудам, нуждам и огорчениям. Выражением «трудящийся» апостол показывает, что не должно искать неги и покоя. Трудящийся достоин награды своей, или пищи. Этими словами апостол указывает на благосостояние: ибо если трудящийся достоин награды, то тем более пищи. Но нетрудящийся ― недостоин».

Архиепископ Аверкий (Таушев) так рассуждает о словах «трудящийся достоин пропитания»: «Бог не допустит, чтобы служители Его, отвлекаясь от всякой заботы о себе, ради вверенного им служения, были бы лишены необходимого для жизни». Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Христос желает «показать этими словами, что им должно получать себе пропитание от учеников, чтобы они не гордились перед учениками своими тем, что, доставляя им все, сами ничем от них не заимствуются, а ученики, в свою очередь, будучи презираемы ими, не отделились от них».

Поэтому верующий, передавая священнику деньги, исполняет новозаветную заповедь «питать служащего от жертвенника». Одна из обязанностей паствы состоит в том, чтобы создать священнику необходимые условия для совершения богослужений.

Следует отметить, что важна не сумма подаяния. Главное, чтобы наша жертва совершалась добровольно, от всего сердца. Об этом свидетельствует Иоанн Златоуст, обращаясь к тем, кто не вполне понимает смысл церковного пожертвования. Святитель говорит:

«Ты не смущайся ― не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, немного получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, ― не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Протоиерей Николай Баранов

Комментариев нет:

Отправить комментарий