Сегодня
в нашей Церкви издается множество печатной периодики. Но далеко не все верующие
о ней знают, что уж говорить о людях, которые редко заходят в храм.
Православный семейный журнал «Фамилия» одним из важнейших направлений своей
просветительской деятельности считает популяризацию православной публицистики
среди широких слоев населения.
«Фамилия»
— сравнительно молодое издание. Существуя с осени 2009 г., журнал несколько раз
менял внешний формат и внутреннее наполнение, стараясь стать как можно ближе и
понятнее читателю. Помогать людям создавать и сохранять крепкие семьи — в этом
«Фамилия» видит главную задачу своих трудов. Все тексты издания посвящены
вечным ценностям — темам любви, верности, дружбы, семейным традициям, связи
человека с другими людьми и Богом. На страницах журнала с читателями беседуют
эксперты в человеческих отношениях — православные священники, психологи,
педагоги, что делает издание интересным многим и многим людям.
ИНФОРМАЦИЯ
НЕ ДОХОДИТ
Немало
читателей знают или хотя бы держали в руках такие украинские православные
издания, как журнал для молодежи «Отрок.ua», журнал для сомневающихся «Фома в Украине»,
женский журнал «Самарянка», детские журналы «Капельки» и «Шишкин лес». Но
многие, если не большинство, о существовании этих журналов и не догадываются.
К
чему тогда всем этим изданиям подбирать интересные материалы, работать над
красивым дизайном, вкладывать душу, силы и деньги, если о православной
периодике знает весьма ограниченный круг читателей? Как правило, это люди
воцерковленные, а по данным некоторых социсследований, таковых в Украине менее
8 % населения.
Что
тогда говорить о «захожанах» или тех, кто, на свою беду, опасается переступить
порог храма. Кое-кто из них уверен, что издания о вере в Бога обязательно
должны быть наподобие «Сторожевой башни». А других они и не видели. Не доходит
до них информация. О колбасе, зубной пасте и всем другом, что неизбежно
вынужден потреблять организм — рекламы сколько угодно. Псевдокультурными,
политическими и прочими шоу-проектами мозги граждан перепаханы вдоль и поперек.
А о православных изданиях и сказать-то некому — за это же деньги не платят.
Поэтому
журнал «Фамилия» — проект Свято-Троицкого Ионинского монастыря — по
благословению епископа Обуховского Ионы (Черепанова), оказался в числе
инициаторов популяризации православной публицистики.
О
ПРАВОСЛАВИИ — ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Проектом
выхода к читателям стал Всеукраинский фестиваль православных журналов «Семейные
чтения», на который в 2012 г. оргкомитет благословил Блаженнейший Митрополит
Киевский и всея Украины Владимир. Проект этот очевидно прост: православным
изданиям нужно объединить усилия и идти рассказывать о себе людям.
Один
православный журнал заметить трудно — информация о нем тонет в море
разрекламированной печатной продукции. А вот группа изданий — это уже боевой
отряд в том же море информационного мусора. И с точки зрения маркетинга
всеукраинский фестиваль «Семейные чтения» — это рациональное и эффективное
продвижение категории. В данном случае — православной публицистики.
—
Думаю, фестиваль «Семейные чтения» разовьется в достаточно мощный проект,
потому что потенциал для его развития практически безграничен, — сказал после
проведения первого этапа проекта его руководитель, епископ Обуховский Иона,
настоятель Свято-Троицкого Ионинского монастыря и председатель Синодального
отдела УПЦ по делам молодежи. — Общество испытывает мощный информационный голод
в области Православия, и наша задача — дать возможность потенциальным читателям
ознакомиться с Православием из первых уст, узнать информацию о Церкви из тех
источников, которые явно не навредят человеку и помогут ему разобраться, для
чего он пришел в этот мир.
Однако
проект «Семейные чтения» оказался и довольно рискованным мероприятием.
Проведенные в трех регионах фестивали показали: без серьезной ресурсной
поддержки «из центра и на местах» популяризация православной публицистики может
превратиться в «глас вопиющего в пустыне».
Оно
и так понятно: люди, не стремящиеся в Церковь и к Богу, не побегут раскупать
православные журналы только потому, что о фестивале рассказали в новостях и
написали в газетах. Но у редакции журнала «Фамилия», как соучредителя и организатора
фестиваля «Семейные чтения», есть все основания утверждать: только «дружно,
вместе, взявшись за руки» издатели православных журналов могут создавать
события, интересные и полезные сравнительно широкому кругу читателей.
ВСЕ
ПРОИСХОДИТ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ
А
вот проект «Фамильные встречи» рассчитан на достаточно узкую аудиторию. Как
творческий диалог он предполагает общение с группой не более 100 человек. Хотя
во многом эффективность контакта зависит от внешних условий: акустики зала,
качества микрофонов и проектора, времени года или, например, семейных
обстоятельств выступающих…
Впрочем,
состоялось лишь восемь «Фамильных встреч» — в доме-музее Чехова в Ялте, в
конференц-зале «Панорама» в Виннице, в Почаевской духовной семинарии, в
Збаражском замке под Тернополем, в Шоколадном домике, Национальной исторической
библиотеке, военно-медицинском Центре и военном лицее в Киеве. Однако у
редакции журнала «Фамилия» сложилось четкое убеждение: сколько бы ни старались
и ни планировали, все происходит чудесным образом сугубо по воле Божией. Как в
жизни.
И
в творческий диалог с читателями «Фамилии» неоднократно вступали протоиерей
Андрей Ткачев, протоиерей Олег Кожушный, иерей Григорий Крыжановский,
протодиакон Николай Лысенко и другие замечательные батюшки. Аудитории — очень
разные, но общение складывалось продуктивное, искреннее и полезное.
—
«Фамильные встречи» — это хороший способ вывести общение с читателями за рамки
страниц нашего издания, — говорит главный редактор православного семейного
журнала «Фамилия» Наталья Горошкова. — Возможность услышать и быть услышанным,
совместный поиск ответов на жизненно важные вопросы, честность и откровенность
в общении — вот, собственно, что происходит на наших творческих диалогах.
Ну,
и, безусловно, важны темы, обсуждаемые на «Фамильных встречах». Все они
касаются семейной проблематики и перекликаются в главном: семья — это малая
Церковь, а смысл семьи — научиться любить.
КАК
ИДТИ СЕГОДНЯ В НАРОД
Однако
понятно, что направленность православной публицистики значительно шире семейной
тематики. И журнал «Фамилия» и в своих тематических номерах, и в творческих
диалогах по-своему отражает срез читательских интересов — статьи разноплановы,
вопросы разнообразны. Но эффективность этих коммуникаций ограничивается числом
экземпляров тиража (помноженным на коэффициент читаемости) и вместимостью залов
для встреч и фестивалей. А потому если уж идти сегодня в народ, то нужно
занимать адекватное пространство и в Интернете.
Так
что совершенно естественным продолжением миссионерской и просветительской
деятельности журнала «Фамилия» стало создание информационно-просветительского
интернет-портала «Православная жизнь» (www.pravlife.org). Это проект прихожан
Свято-Троицкого Ионинского монастыря, направленный на популяризацию
христианских ценностей и православного образа жизни.
В
ОБЛАСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Портал
«Православная жизнь» предоставляет информацию об актуальных социальных и
культурных событиях православной жизни в Украине и за рубежом в интересном
авторском формате — эксклюзивные аналитика, комментарии, интервью, репортажи,
анонсы и новости, фото- и видеогалереи, интерактивные разделы и т. п. При этом
сайт публикует только проверенную информацию и подает ее в корректной форме,
исходя из принципов христианской этики и профессионализма.
Также
портал «Православная жизнь» содержит наиболее полную информацию о преподобном
Ионе Киевском, Свято-Троицком Ионинском монастыре как крупном православном
духовно-просветительском миссионерском центре Украины и всех неординарных
проектах, осуществляемых под его началом.
Учредителями
портала «Православная жизнь» стали журналы «Отрок.ua» и «Фамилия». Уже сейчас
очевидно, что этот сайт способен органично вписаться в православное интернет-пространство
и занять в нем свою культурно-просветительскую информационную позицию.
Ведь
очевидно, что есть определенная ниша православных изданий, которые могут и
должны быть интересны как церковной, так и светской аудитории. Они своего рода
мосты в области представлений — и чем они функциональней и надежней, чем
удобнее они расположены, тем больше людей смогут попробовать по ним пройти.
Марина Богданова
Комментариев нет:
Отправить комментарий