К нему
приходили люди, ждавшие услышать наставления, которые особенно воздействовали на
душу, потому что он начинал их с обличений себя. Преподобный Ефрем Сирин родился
в начале IV в. в г. Низибии (Месопотамия) в христианской семье бедных земледельцев. В юношеские
годы он отличался вспыльчивым характером, часто ссорился со сверстниками, совершал
необдуманные поступки, пока не был вразумлен Господом.
Однажды Ефрем был посажен
в тюрьму за кражу овец. Во сне он услышал голос, призывавший его к покаянию и исправлению
жизни, а вскоре был оправдан и освобожден.
В Ефреме
пробудилось глубокое чувство покаяния. Он ушел в горы и стал отшельником. Преподобный
стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно
переносить различные искушения.
Со
временем ему было поручено обучать детей, произносить проповеди. А в 325 г. Ефрем
помогал своему учителю, святителю Иакову Низибийскому, как участнику I Вселенского
Собора в Никее.
После
захвата Низибии персами святой перебрался в г. Эдессу (Малая Азия), где встретил
множество подвижников, живших в горах. Особенно праведник сблизился с подвижником
Иулианом, который был одного с ним покаянного духа.
С подвижническими
трудами преподобный сочетал непрестанное изучение Слова Божия. Получив от Господа
дар учительства, Ефрем устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию,
обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая
его проповеди, обращались в христианство.
Стяжать
жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема Сирина, значит обрести «небесное» духовное
состояние. Вечная жизнь, как зерно, постепенно произрастает в человеке через подвиг,
труды и борения. В огненной купели покаяния, писал святой, «сам себя переплавляешь
ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».
В это
время Ефрем Сирин проявил себя и как толкователь книг Священного Писания — Пятикнижия
Моисея, а также как автор богослужебных песнопений, молитв к Пресвятой Троице, Сыну
Божию, Пресвятой Богородице и известной покаянной молитвы «Господи и Владыко живота
моего…», которая до сих пор читается за богослужениями во время Великого поста.
Считая
себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни праведник отправился в Египет, чтобы
перенять опыт местных подвижников благочестия. На обратном пути он посетил святителя
Василия Великого в Каппадокии, который предложил ему принять пресвитерский сан,
а впоследствии — архиерейский. Но по своему смирению Ефрем отказался, приняв только
сан диакона.
Обладая
силой слова, праведник убедил богатых жителей Эдессы помочь голодающим согражданам.
Кроме того, преподобный построил богадельню для нищих и больных. Затем он удалился
в пещеру под Эдессой, где и оставался до конца своей жизни.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий