12 февраля 2012

КУДА ДЕВАЕТСЯ СВЯТОСТЬ ВОДЫ?

«В дни праздника Крещения родственники задали вопросы, на которые я не смог дать вразумительные ответы. Существует мнение, что когда на Крещение освящается вода в реках, то, так как все водоемы между собой связаны, освящается вода во всем мире.
Кажется, логично, ведь для Святого Духа нет материальных преград. Значит вода, которая течет из крана, тоже святая? И зачем в разных местах освящать воду, не достаточно ли было бы это сделать где‑то в одном месте? И еще. Куда девается святость воды после того, как ее освятили в реке или источнике (не разбавляется же она новой водой)? Зачем каждый год освящать воду?»
Виталий, Киев
Отвечает игумен Лонгин (Чернуха):

Чтобы понять, какие духовные законы лежат в основе священнодействия великой агиасмы (так по‑гречески называется чин великого освящения воды), нужно быть знакомым с православным мировоззрением. Иначе священнодействие будет восприниматься искаженно, по‑язычески, как некий оккультный ритуал, магия.

ДВА В ЕДИНОМ

Начнем с того, что Церковь — это единый богочеловеческий организм, в котором соединились нематериальное и материальное, нетварное и тварное. Поэтому, с одной стороны, природа Церкви и ее таинств не ограничена естественным устроением мира — «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». А с другой — по причине ограниченности нашего мира самой материей во времени и пространстве — Церковь в своих таинствах имеет ограничения. При этом материя в таинствах не теряет физических свойств, но приобретает метафизические свойства — становится проводником Божественной энергии, или, другими словами, благодати. Примеры таких свойств материальных предметов мы во множестве находим в текстах Священного Писания: жезл Аарона, Ковчег Завета, милоть пророка Илии, вода Силоамской купели, брение, которым Христос помазал глаза слепорожденному, одежды Христа, тень апостола Петра и др.

СВЯТЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Священнодействие — это взаимное действие Бога и человека. Но должны быть соблюдаемы условия, т. е. определенные ограничения, порядок, духовная дисциплина или устав. Эти условия необходимы самому человеку, чтобы организовать его духовную жизнь. Они относятся к тому, кто участвует в священнодействии, его состоянию ума и сердца. Учитывается, какие при этом читаются молитвы, используются облачения, священные сосуды, материал священнодействия (вино, хлеб, елей, вода и др.), время и место. Но все эти ограничения освящаются благодатью Святого Духа. Освящение при этом происходит не автоматически, как заклинание, а сообразно Божественной воле и свободной воле человека (часто вопреки нашим грехам, нашему духовному несовершенству, расслабленности и несобранности).

РАЗНООБРАЗИЕ БЛАГОДАТИ

Православное богословие говорит о трех основных действиях Божественной благодати в нашем мире: сохраняющем — Бог сохраняет весь мир, и солнце светит, и дождь проливается на праведников и грешников; призывающем — Господь призывает неверующих или не правильно верующих людей к истинной вере; и освящающем — в Церкви верующим преподается в дар Дух Святой, который очищает жизнь от греха, от зла, происходит соединение человека с Богом.

ИСХОДЯ ИЗ СКАЗАННОГО, ДАДИМ ОТВЕТЫ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ:

Освящается ли вся вода в мире?
На эти размышления наводят песнопения Богоявления, в которых не раз повторяется, что Христос освятил водное естество. При этом часто упоминаются именно воды Иордана. Вместе с тем такое песнопение, как: «Да радуется земля вся, небо да веселится, мир да играет, реки да плещут рукою: источницы, езера, бездны, моря да срадуются: приходит бо Христос Адама очистити и спасти Божественным крещением» (тропарь 9‑й песни канона на повечерии предпразднства Крещения), — расширяет рамки нашего представления об освящении водного естества до пределов всего мира.

Значит, ответить на этот вопрос можно как «да», так и «нет».

«Да» — потому что Христос пришел спасти весь мир: «Да спасеши мир явлением Твоим» (стихира на литии праздника Крещения). Вода как стихия, омывающая весь земной шар, является лучшим символом этого события. И Благая Весть должна быть распространена по всему миру. Событие, произошедшее в одной реке, в одной малой точке планеты, приобретает вселенское значение. Поэтому сегодня освящение воды в отдельных местах является молитвой за весь мир, что выражено и в самой молитве на освящение воды: «…Твоею державою содержиши тварь и Твоим Промыслом строиши мир…». Несомненно, что эти молитвы оказывают свое благодатное воздействие на весь мир. И по Божественному домостроительству все христиане участвуют в Божественном Промысле сохранения мира и призывания людей к Церкви Христовой.

Известны случаи, когда во времена гонений на Церковь христиане, которые не могли участвовать в богослужениях, будучи лишены и храмов, и священников, шли в полночь праздника к реке, черпали воду и с благоговением приносили в свои дома. (О традиции набирать воду в полночь праздника Богоявления говорится в примечании к Типикону словами Иоанна Златоуста.) Ведь Дух Святой — Ипостась Живого Бога — посылает Свою благодать сообразно благочестивой вере людей, преодолевая в виде исключения условности, о которых мы говорили выше. Но, веря в это, нужно избегать злоупотребления таким Божественным снисхождением. По уважительной причине: при невозможности посетить храм в праздник из‑за болезни, далекого расстояния или иных обстоятельств, когда некому принести воду, освященную священником, — христианин с верой может идти к источнику с чистой водой, в крайнем случае — даже набрать из крана, и пользоваться ею как крещенской.

«Нет» — потому что есть священные ограничения, условия, организовывающие и воспитывающие людей в духовной жизни. И если человек пренебрегает ими, он грешит. А грех лишает нас Божественной благодати. Поэтому наша духовная лень, пренебрежение церковной молитвой, не могут служить оправданием тому, чтобы просто, без духовного труда, в любом удобном месте набрать святую воду. Таковым людям Господь и не ниспошлет на воду освящение Иорданово.

В момент освящения воды священник произносит слова, где просит Господа прийти и освятить воду сию. Т. е. мы видим в священнодействии освящения воды некое ограничение.
Известны также случаи, когда Господь маловеров обращал к Церкви, ниспосылая благодать на воду, набранную из крана. Но, опять‑таки, это скорее исключение из принятого богослужебного порядка, и мы должны быть внимательны, чтобы не искушать Бога требованием знамений и чудес (см.: Мф. 16: 4), когда и так вокруг есть множество свидетельств Божественного Промысла. Нужно только хотеть их увидеть.

Зачем в разных местах освящать воду, не достаточно ли было бы это сделать где‑то в одном месте?
Это освящение нужно самим людям. Потому что его смысл не только в освящении воды, но и в нашей совместной молитве о всем мире и каждом из нас. Где двое или трое собраны во имя Христа, там Он посреди них (см.: Мф. 18: 20). А ведь мы празднуем Богоявление — явление Христа народу. Но, к сожалению, со многими сегодня происходит так, что воды святой набрали, а Христа не заметили.

Куда девается святость воды после того, как ее освятили в реке или источнике (не разбавляется же она новой водой)? Зачем каждый год освящать воду?
Тут еще раз хочу напомнить об ограниченности местом и временем нынешнего нашего бытия и о том, что Дух Святой — разумное Существо. Он посылает Свою благодать во время благопотребное. Ради нашего духовного воспитания особое действие Его многообразной благодати может прекращаться и возобновляться в положенные времена и сроки, которые выражены в годичном, недельном и суточном кругах богослужений Церкви. Так, по истечении времени Богоявленских праздников крещенская святость воды покидает водные источники, и мы ждем следующего года, чтобы вновь совершить великое освящение воды.
Таков, очевидно, один из множества замыслов Творца о спасении всего тварного мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий