«В дни праздника Крещения родственники задали вопросы, на которые я не смог дать вразумительные ответы. Существует мнение, что когда на Крещение освящается вода в реках, то, так как все водоемы между собой связаны, освящается вода во всем мире.
Кажется, логично, ведь для Святого Духа нет материальных преград. Значит вода, которая течет из крана, тоже святая? И зачем в разных местах освящать воду, не достаточно ли было бы это сделать где‑то в одном месте? И еще. Куда девается святость воды после того, как ее освятили в реке или источнике (не разбавляется же она новой водой)? Зачем каждый год освящать воду?»
Кажется, логично, ведь для Святого Духа нет материальных преград. Значит вода, которая течет из крана, тоже святая? И зачем в разных местах освящать воду, не достаточно ли было бы это сделать где‑то в одном месте? И еще. Куда девается святость воды после того, как ее освятили в реке или источнике (не разбавляется же она новой водой)? Зачем каждый год освящать воду?»
Виталий, Киев
Отвечает игумен Лонгин (Чернуха):
Чтобы понять, какие духовные законы лежат в основе священнодействия великой агиасмы (так по‑гречески называется чин великого освящения воды), нужно быть знакомым с православным мировоззрением. Иначе священнодействие будет восприниматься искаженно, по‑язычески, как некий оккультный ритуал, магия.
ДВА В ЕДИНОМ
Начнем с того, что Церковь — это единый богочеловеческий организм, в котором соединились нематериальное и материальное, нетварное и тварное. Поэтому, с одной стороны, природа Церкви и ее таинств не ограничена естественным устроением мира — «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». А с другой — по причине ограниченности нашего мира самой материей во времени и пространстве — Церковь в своих таинствах имеет ограничения. При этом материя в таинствах не теряет физических свойств, но приобретает метафизические свойства — становится проводником Божественной энергии, или, другими словами, благодати. Примеры таких свойств материальных предметов мы во множестве находим в текстах Священного Писания: жезл Аарона, Ковчег Завета, милоть пророка Илии, вода Силоамской купели, брение, которым Христос помазал глаза слепорожденному, одежды Христа, тень апостола Петра и др.
СВЯТЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Священнодействие — это взаимное действие Бога и человека. Но должны быть соблюдаемы условия, т. е. определенные ограничения, порядок, духовная дисциплина или устав. Эти условия необходимы самому человеку, чтобы организовать его духовную жизнь. Они относятся к тому, кто участвует в священнодействии, его состоянию ума и сердца. Учитывается, какие при этом читаются молитвы, используются облачения, священные сосуды, материал священнодействия (вино, хлеб, елей, вода и др.), время и место. Но все эти ограничения освящаются благодатью Святого Духа. Освящение при этом происходит не автоматически, как заклинание, а сообразно Божественной воле и свободной воле человека (часто вопреки нашим грехам, нашему духовному несовершенству, расслабленности и несобранности).
РАЗНООБРАЗИЕ БЛАГОДАТИ
Православное богословие говорит о трех основных действиях Божественной благодати в нашем мире: сохраняющем — Бог сохраняет весь мир, и солнце светит, и дождь проливается на праведников и грешников; призывающем — Господь призывает неверующих или не правильно верующих людей к истинной вере; и освящающем — в Церкви верующим преподается в дар Дух Святой, который очищает жизнь от греха, от зла, происходит соединение человека с Богом.
ИСХОДЯ ИЗ СКАЗАННОГО, ДАДИМ ОТВЕТЫ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ:
Освящается ли вся вода в мире?
На эти размышления наводят песнопения Богоявления, в которых не раз повторяется, что Христос освятил водное естество. При этом часто упоминаются именно воды Иордана. Вместе с тем такое песнопение, как: «Да радуется земля вся, небо да веселится, мир да играет, реки да плещут рукою: источницы, езера, бездны, моря да срадуются: приходит бо Христос Адама очистити и спасти Божественным крещением» (тропарь 9‑й песни канона на повечерии предпразднства Крещения), — расширяет рамки нашего представления об освящении водного естества до пределов всего мира.
Значит, ответить на этот вопрос можно как «да», так и «нет».
«Да» — потому что Христос пришел спасти весь мир: «Да спасеши мир явлением Твоим» (стихира на литии праздника Крещения). Вода как стихия, омывающая весь земной шар, является лучшим символом этого события. И Благая Весть должна быть распространена по всему миру. Событие, произошедшее в одной реке, в одной малой точке планеты, приобретает вселенское значение. Поэтому сегодня освящение воды в отдельных местах является молитвой за весь мир, что выражено и в самой молитве на освящение воды: «…Твоею державою содержиши тварь и Твоим Промыслом строиши мир…». Несомненно, что эти молитвы оказывают свое благодатное воздействие на весь мир. И по Божественному домостроительству все христиане участвуют в Божественном Промысле сохранения мира и призывания людей к Церкви Христовой.
Известны случаи, когда во времена гонений на Церковь христиане, которые не могли участвовать в богослужениях, будучи лишены и храмов, и священников, шли в полночь праздника к реке, черпали воду и с благоговением приносили в свои дома. (О традиции набирать воду в полночь праздника Богоявления говорится в примечании к Типикону словами Иоанна Златоуста.) Ведь Дух Святой — Ипостась Живого Бога — посылает Свою благодать сообразно благочестивой вере людей, преодолевая в виде исключения условности, о которых мы говорили выше. Но, веря в это, нужно избегать злоупотребления таким Божественным снисхождением. По уважительной причине: при невозможности посетить храм в праздник из‑за болезни, далекого расстояния или иных обстоятельств, когда некому принести воду, освященную священником, — христианин с верой может идти к источнику с чистой водой, в крайнем случае — даже набрать из крана, и пользоваться ею как крещенской.
«Нет» — потому что есть священные ограничения, условия, организовывающие и воспитывающие людей в духовной жизни. И если человек пренебрегает ими, он грешит. А грех лишает нас Божественной благодати. Поэтому наша духовная лень, пренебрежение церковной молитвой, не могут служить оправданием тому, чтобы просто, без духовного труда, в любом удобном месте набрать святую воду. Таковым людям Господь и не ниспошлет на воду освящение Иорданово.
В момент освящения воды священник произносит слова, где просит Господа прийти и освятить воду сию. Т. е. мы видим в священнодействии освящения воды некое ограничение.
Известны также случаи, когда Господь маловеров обращал к Церкви, ниспосылая благодать на воду, набранную из крана. Но, опять‑таки, это скорее исключение из принятого богослужебного порядка, и мы должны быть внимательны, чтобы не искушать Бога требованием знамений и чудес (см.: Мф. 16: 4), когда и так вокруг есть множество свидетельств Божественного Промысла. Нужно только хотеть их увидеть.
Зачем в разных местах освящать воду, не достаточно ли было бы это сделать где‑то в одном месте?
Это освящение нужно самим людям. Потому что его смысл не только в освящении воды, но и в нашей совместной молитве о всем мире и каждом из нас. Где двое или трое собраны во имя Христа, там Он посреди них (см.: Мф. 18: 20). А ведь мы празднуем Богоявление — явление Христа народу. Но, к сожалению, со многими сегодня происходит так, что воды святой набрали, а Христа не заметили.
Куда девается святость воды после того, как ее освятили в реке или источнике (не разбавляется же она новой водой)? Зачем каждый год освящать воду?
Тут еще раз хочу напомнить об ограниченности местом и временем нынешнего нашего бытия и о том, что Дух Святой — разумное Существо. Он посылает Свою благодать во время благопотребное. Ради нашего духовного воспитания особое действие Его многообразной благодати может прекращаться и возобновляться в положенные времена и сроки, которые выражены в годичном, недельном и суточном кругах богослужений Церкви. Так, по истечении времени Богоявленских праздников крещенская святость воды покидает водные источники, и мы ждем следующего года, чтобы вновь совершить великое освящение воды.
Тут еще раз хочу напомнить об ограниченности местом и временем нынешнего нашего бытия и о том, что Дух Святой — разумное Существо. Он посылает Свою благодать во время благопотребное. Ради нашего духовного воспитания особое действие Его многообразной благодати может прекращаться и возобновляться в положенные времена и сроки, которые выражены в годичном, недельном и суточном кругах богослужений Церкви. Так, по истечении времени Богоявленских праздников крещенская святость воды покидает водные источники, и мы ждем следующего года, чтобы вновь совершить великое освящение воды.
Таков, очевидно, один из множества замыслов Творца о спасении всего тварного мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий