28 февраля 2012

ЗНАК ПОКОРНОСТИ И СВОБОДЫ

За постовыми богослужениями полагается совершать множество поклонов. Я как-то постарался целиком исполнить этот устав, но через некоторое время у меня начала кружиться голова, и я заметил, что уже не слышу слов канона, а думаю лишь о том, как бы продержаться до конца службы.

А после службы среди прихожан услышал такой диалог: «Ты сколько сделал поклонов?» — «Точно не знаю, сбился со счета. А ты?» — «Где-то шестьдесят...» Расскажите, пожалуйста о смысле поклонов и насколько необходимо строго придерживаться данного устава».

Виталий, Киев

Отвечает протоиерей Александр Авдюгин:

Великий пост — это время поклонов. Если бы мы в полной мере выполняли правила Студийского устава, изначально принятого нашей Церковью, то суточный круг буднего дня святой Четыредесятницы предполагал бы ежедневно 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрени — 80.

Однако следует отметить, что в русских уставных статьях о поклонах имелось несколько предписаний, и в большинстве из них указывалось по 300, иногда по 400 ежедневных поклонов. Характерно, что Церковь наша вплоть до конца XVII в. шла по пути ужесточения Устава. Попытка патриарха Никона заменить земные поклоны на малые при совершении молитвы преподобного Ефрема Сирина и в некоторых частных богослужениях возмутила народ и духовенство. Патриарха обвинили в ереси и произволе, ссылаясь на преподобных Иоанна Дамаскина и Никона Черногорца, осуждавших «непоклонническую ересь».

Значение обряда

Сегодня, когда в обществе само слово «поклон» превратилось лишь в своего рода «фигуру речи» и многими воспринимается как выражение подобострастия, лести и уничижительного состояния, нередко можно слышать о том, что церковные правила о поклонах являются анахронизмом и чуть ли не рабской привычкой. На возражение, что мы совершаем земные и поясные поклоны, а также молимся на коленях в соответствии с православным обрядом, тут же следует обвинение в обрядоверии, в том, что, исполняя внешнее, мы забываем о внутреннем.

Действительно, уже к началу XX в. (и вплоть до наших дней) в простонародном «бытовом благочестии» очень часто акцент ставился (и ставится) на сиюминутное, а порой и суеверное внешнее. Обряд, таким образом, превращается в самостоятельную ценность, и, естественно, делается чисто протестантский вывод, что он противоположен «правильной вере», так как Христос сказал:  «Царствие Божие внутрь вас есть!» (Лк. 17: 21).

Изначально негативное отношение к обряду однобоко и недопустимо. Ведь для совершения любого Таинства, любого богослужения неизбежно необходим определенный порядок их совершения, то есть обряд. И не следует этого бояться. У всех народов свадьба, похороны или рождение ребенка связаны с теми или иными обрядами. Обряд — это язык, на котором мы говорим друг с другом о самом важном. Неудивительно, что Церковь прибегает к этому языку в общении с Богом.

Обряд дает возможность реальной духовной жизни, соединения внутреннего и внешнего. Внутреннее переживание, церковные Таинства получают объективный внешний знак, который, как верует Церковь, есть свидетельство совершившегося действия Божия. Именно через обряд осуществляется связь всех элементов мироустройства с жизнью человека. В символе обряда мир видимый, осязаемый, тот, который мы можем описать, ищет и находит точки соприкосновения с миром небесным.

Поклон — потребность души человека

В полной мере это относится и к нашим поклонам, совершаемым как на общественном богослужении, так и в домашней, келейной молитве. Для христианина очевидно, что прославлять Бога, воплотившегося во Христе, можно и должно душою и телом — всем существом. Поклон в церкви — это действие по доброй воле, это признание главным в своей жизни — Бога, это шаг к освобождению от гордыни. 

В поклоне проявляется и парадоксальность христианской веры. Кланяемся Богу, потому что это наше выстраданное убеждение, и не стыдимся этого, так как поклоном выражаем свою свободу.

Среди христиан принято кланяться друг другу при встрече и заочно «передавать поклон» вместо привычного «привета». Между словами «Передай привет!» и «Передай поклон!» есть большая разница. «Поклон» в своем значении несет намного большую нагрузку и многогранность, чем мимолетно брошенный «приветик». Не надобно забывать и то, что, для того чтобы поклониться друг другу, необходимо остановиться, то есть уйти от суетного.

А разве не бросает нас на землю страдание или горе? Разве не сочетаем мы молитвенный крик души с этим внешним проявлением веры?

Поклоны являются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала, благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога — неотъемлемое свойство духовной природы человека. Оно имеет множественные библейские и святоотеческие подтверждения:

— патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 3); 

— пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо свое (см.: Иез. 2: 1); 

— святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28: 9); 

— когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр. 4: 10).

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, уча поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением.
Взаимодействие в кругу семьи krug

Духовный инструмент

Можно сказать так: поклон — это как бы один из многих внешних инструментов для внутреннего делания. Поклон нужен молящемуся подобно слову молитвы; он выражает те чувства покаяния и душевного расположения, которые затруднительно выразить словами. Поклон нужен, чтобы помочь человеку прийти в состояние покаяния, душевного сокрушения, хотя бы немного осознать свою ничтожность пред Божиим величием.

Поклон выражает нашу готовность покориться воле Божией. Для гордого человека склонить перед кем-то голову, бывает, стоит тяжелых душевных усилий. И поклоны во время церковной службы помогают ему победить в себе гордость, смириться... Иными словами, поклонение «духом и истиною» прекрасно выражается и усиливается поклоном телесным.

Великий пост — это время сугубой молитвы, особых богослужений. Время покаяния, которое в полноте своей невозможно без помощи Божией. Именно поэтому Церковь своим Уставом, своими Таинствами и обрядами старается, чтобы каждое ее чадо смогло вернуть себе образ Божий, скрытый и затуманенный греховной суетой земной жизни. В это время поклоны на богослужении не только символ, но и средство достижения единства с Богом.

***

На заре своей церковной жизни, в период воцерковления (а было мне тогда чуть больше 30-ти лет), я впервые посетил постовую службу в только что восставшей из небытия Оптиной пустыни. Устав в монастыре строгий, монахи придерживаются его ревностно, поэтому поклонов там достаточно много. С известной рьяностью неофита и внутренней самолюбивой уверенностью «чем я хуже?!» решил и я четко исполнять все уставные предписания.

На утреннем богослужении (в первую седмицу поста) особых проблем с поклонами не возникло, а вот вечером, на Великом покаянном каноне Андрея Критского, когда не только монахи, но и паломники, намного старше меня по возрасту, после каждого тропаря падали ниц, у меня сил не хватило.

С удивлением я смотрел на стоящую рядом пожилую женщину, которая легко и непринужденно отбивала поклоны. Слава Богу, что в тот вечер, после службы, на мой вопрос к монаху о том, почему мне тяжело, а вот этой женщине нет, был дан ответ:
— Так ты только кланяешься, а она еще и молится.

Смысл этого ответа стал понятен позже, когда пришло осознание, что молитва есть труд, и относится к ней надо очень серьезно.

***
На приходах монастырский устав соблюдают редко. Но даже здесь нужно исходить из того, что только тогда твоя молитва будет действенна, когда ты будешь думать не о том, где силы взять на очередной поклон, а когда это земное поклонение будет выражением и продолжением молитвы. Поклоны — лишь средство достижения смирения и образ нашего благоговения перед Богом, они не должны превращаться в формальную обязанность, особенно для тех, у кого проблемы со здоровьем. 

Отнюдь не призываю отбросить поклоны вообще и отменить уставные правила, но давайте все же подходить к дням святой Четыредесятницы с точки зрения того, что пост — это и труд, и радость. Он не должен вредить здоровью, и к Пасхе в твоей медицинской карточке не должна добавиться еще одна глава с результатами медицинских обследований и врачебными назначениями. У каждого своя мера сил и возможностей.

Сегодня, особенно в дни постовые, в городских храмах бывает большое количество молящихся, и довольно не просто при этом совершать поклоны, тем более земные. Здесь нет повода для трагедии, расстройства и тем более для обиды на тех прихожан, кому удалось занять место «получше», как и нет смысла келейно отбивать пропущенные поклоны. Иное важно и необходимо: молитвенное участие в церковной службе, внимание к смыслу читаемых богослужебных текстов. Постарайтесь, чтобы ум ваш не отвлекался от главного и, тем паче, не предавался раздражению или осуждению. 

Внешнее поведение христианина не есть что-то маловажное, ненужное: «От небрежения к малому легко и скоро переходим к небрежению о важнейшем и о всем» (святитель Игнатий Брянчанинов). Сказанное в полной мере относится к поведению православного христианина в храме, в том числе к его участию в общественной молитве, внешне проявляющемуся и в поклонах.

Протоиерей Александр Авдюгин

Комментариев нет:

Отправить комментарий