21 февраля 2012

ЦЕРКОВНАЯ ПРЕССА — «СЕГОДНЯ НАВСЕГДА»

В связи с выходом в свет 300-го номера «Церковной православной газеты» и началом нового издательского года в редакции нашего издания состоялся круглый стол, посвященный церковной прессе. В нем приняли участие председатель Синодального информационно-просветительского отдела, пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко, известный православный миссионер, настоятель столичного прихода во имя преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев, литературный редактор монахиня Евтропия (Бобровникова) (Издательский отдел УПЦ), журналист и психотерапевт Анастасия Бондарук, а также сотрудники «Церковной православной газеты». Предлагаем вашему вниманию фрагменты этой беседы.

РЕСУРС ВЫЖИВАНИЯ

— Многие медиаэксперты в связи с развитием интернет-СМИ прогнозируют «смерть» бумажной прессы в не столь уж далеком будущем. В то же время существует и точка зрения, согласно которой традиционные печатные СМИ, уступая интернет-изданиям в оперативности, могут позволить себе большую обстоятельность, аналитичность. Каковы в свете этого дальнейшие перспективы церковной периодики?

Протоиерей Георгий Коваленко:
— Если обычная пресса постепенно перемещается в электронный формат, значит то же будет и с церковной печатной прессой. Но с ней это произойдет медленнее, потому что современные технологии все-таки не так быстро распространяются среди верующих. Наши приходы открываются там, где сегодня закрываются школы и больницы. О каком Интернете здесь можно говорить?

Газета (притом церковная) в таких населенных пунктах может на протяжении долгого периода времени оставаться единственным источником информации. «Смерть» бумажной прессы может наступить тогда, когда упадут ее тиражи, когда ее перестанут выписывать и читать. 

Стоит отметить, что вот уже несколько лет тираж нашей «Церковной православной газеты» адекватен реальному количеству подписчиков. И мы ведем работу с ними, в то же время всячески напоминая правящим архиереям и духовенству о вмененной Священным Синодом обязанности каждому приходу выписывать газету и для себя, и для местных органов власти, для местной школы и т. д. Пока тенденция по подписке — положительная.

Протоиерей Андрей Ткачев:
— Одна реплика. Дело в том, что церковные СМИ имеют больший ресурс выживания, нежели светские, потому что христианство — религия Книги, религия чтения и объяснения, в то время как в светском обществе почти утеряна культура книги как таковая за пределами юриспруденции и некоторых других сфер деятельности.

Протоиерей Георгий Коваленко:
— В этом контексте важно, чтобы церковная пресса отвечала задачам, которые стоят перед словом в Церкви, чтобы она была не просто некой официозной статистикой или перечислением того, кто куда приехал и что совершил, а еще и выполняла просветительскую функцию.

С другой стороны, для нас ведь важно не то, выживет ли пресса в печатном виде, для нас важно, будет ли в Церкви распространяться информация, а она не может не распространяться, ибо Церковь немыслима без Евангелия, без благовествования. Вопрос — в источнике и формате подачи информации. Мы должны работать многоформатно, не зацикливаясь на том, газета это, Интернет или радиопрограмма. Очень важно, чтобы был потребитель информации. И адекватность наша как раз проверяется наличием подписчика, слушателя, читателя.

В соответствии с этим мы должны ставить вопрос о том, какая информация востребована. Действительно, в чем-то мы должны стать помощниками священнику в деле проповеди и любому верующему — в ориентации в современном мире.

Необходимо принимать во внимание и современное развитие социальных сетей, возможности которых должны быть использованы Церковью. И это, в свою очередь, изменит формат прессы. Ведь даже катехизис в его классической форме — это вопросы и ответы. Только наш катехизис — это правильные вопросы с правильными ответами, а реальная жизнь — это неправильные вопросы и правильные ответы.

Свой катехизис должен писать каждый настоятель прихода, каждый священник, который общается с людьми. Во время развития социальных сетей и интерактивных возможностей мы становимся свидетелями постоянного вопрошания и постоянного ответствования Церкви современному человеку, каждому человеку лично, а не вообще…

Конечно же, очень важно думать над форматами. И если об умирании центральной бумажной прессы речи не идет, то, возможно, в некоторых епархиях стоит перейти на издание в виде вкладыша, т. е. когда в центральную газету, часть тиража которой печатается для региона, вкладываются страницы с местной информацией. Да, есть епархии, которым по силам издавать и одну, и две газеты, но есть и епархии, для которых, по объективным причинам, издание в виде вкладыша — оптимальный формат.


Протоиерей Андрей Ткачев:
— Хочу добавить следующую деталь. Если сравнивать, например, с пищей, то современная информация для современного человека — это фаст-фуд, это не хлеб и не вода, это информационное гортанобесие. Сегодняшние газеты — это издания «сегодня на сегодня», которые на следующий день теряют свою актуальность. А церковная пресса — это то, что превращается в подшивку, то, что сохраняет актуальность. Ее контент — «сегодня навсегда».

В этом смысле необходимо посмотреть внимательным оком на те издания, которые на украинском рынке работают не «сегодня на сегодня», а на перспективу. Т. е. любой более-менее умный аналитический журнал пересекается с нами по некоторым целям воздействия на аудиторию. Соответственно, мы можем быть интересны друг другу.

СОБЛАЗН ХАМОВА ГРЕХА

— Как профессия журналиста влияет на человека? На сегодняшний день мы нередко наблюдаем, что журналисты церковных СМИ копируют манеру поведения и работы, подходы к получению и подаче информации светских журналистов…

Анастасия Бондарук:
— У некоторых журналистов, работающих в светских СМИ и общающихся в силу своей профессии с достаточно известными людьми, возникают некие фантазии о своем величии: журналист воспринимает себя на равных с собеседником, хотя не несет той ответственности, с которой сталкиваются люди, стоящие выше его в социальной системе.

В связи с этим возникает позиционирование себя как некой властной структуры (не зря же появилось словосочетание «четвертая власть»), как глашатая истины. И хотя у прессы нет возможности напрямую на что-то влиять, но, тем не менее, это власть над умами. Если же человек пишет от лица Церкви, он как бы присоединяется к церковному авторитету…

Монахиня Евтропия (Бобровникова):
— Здесь есть и опасность, связанная с тем, что нельзя свой личный опыт соотносить с опытом всей Церкви.

Протоиерей Георгий Коваленко:
— Есть более глобальная проблема, если продолжать эту линию дискуссии, — отсутствие культуры диалога и обсуждения непростых вопросов. Мы очень часто не слушаем друг друга, категоричны в своих заключениях, готовы с легкостью обвинить представителя другого мнения в ереси… На самом деле, речь идет об отсутствии ответственности и взаимной любви, о чем свидетельствуют информационные войны 2011 г. Т. е. ради идеологии люди готовы разрывать единство, попирать любовь.

Любой церковный журналист обязательно должен быть профессиональным журналистом. Точно так же любой журналист, если он верующий, свою веру должен исповедовать и в своих делах, и в своих текстах. А то у нас нередко удивляются тому, что некоторые весьма резкие, скажем так, и эпатажные авторы по воскресеньям ходят в храмы и очень смиренные молитвенники — опять же, по воскресеньям, а на протяжении всей недели их весьма трудно заподозрить в христианском мировоззрении.

Если мы говорим о церковных журналистах, то они отличаются от светских по задаче. У них ответственность намного выше, но и соблазн Хамова греха, свойственного журналистам, у них тоже больше. А ответственность церковного человека заключается в том, чтобы все-таки наготу отца своего прикрыть (см.: Быт. 9: 18–27). При этом речь идет не о том, чтобы уклониться от проблемы, а о том, чтобы информация церковного журналиста была просветительской, а не информацией ради информации.


ГОВОРИТЬ О ВЕЧНОМ

— Должна ли церковная пресса реагировать на злободневные общественные события?

Протоиерей Георгий Коваленко:
— С одной стороны, мы должны адекватно оценивать происходящее в обществе. С другой стороны, даже комментируя общественные события, мы должны говорить о вечном. Другими словами, не пытаться привести к решению политико-экономических вопросов, а раскрыть библейско-евангельскую нравственную перспективу.

К сожалению, очень часто наши комментарии к текущим событиям неадекватны с точки зрения Евангелия. Для нас любой повод говорить, даже если он социальный, — это повод говорить о вечном, о вере. Именно этого от нас ждут люди. Они не ждут от нас советов, как управлять государством или, так сказать, как играть в футбол. Они от нас ждут евангельского слова. И всякий человек, позиционирующий себя как человек церковный, давая комментарий по тому или иному поводу, должен об этом думать.

Для народа Церковь — это моральный авторитет. И представители Церкви должны говорить о вере, о нравственности, о заповедях, о Евангелии, о Христе. Они могут говорить и о социальном, политическом и т. д., но с пониманием того, ради чего это говорится, т. е. они не должны говорить о политике ради политики.

— Следует ли на страницах церковной прессы обсуждать внутрицерковные
проблемы?

Протоиерей Георгий Коваленко:
— Проблемы нужно обсуждать. Но важно при этом помнить слова Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Господь заповедал единство. И никакие идеологические разногласия не должны в нас это подавлять. Ничто не может оправдать разрыв любви, разрыв взаимного общения.

ПЕРСПЕКТИВА — СОЗДАНИЕ ОБЩЕЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМЫ СМИ

— Каковы, на ваш взгляд, основные достижения и проблемы современной православной журналистики?

Протоиерей Георгий Коваленко:
— Достижение — факт ее существования; осуществление проповеди во всех форматах современных средств массовой информации и коммуникации. Достижение и в том, что мы динамично развиваемся, не теряем позиций. Хотя, если уже переходить к проблемам, реально наша аудитория все-таки уступает аудитории светских СМИ количественно. Наши издания, если смотреть на них профессиональным взглядом, все-таки уступают светским по внешним (не по внутренним) параметрам. Не следует излишне радоваться тому, что сделано, — слава Богу за это.

С другой стороны, благодаря Бога за то, что имеем, нужно стремиться к лучшему. Наша перспектива — создание общенациональной общецерковной системы православных средств массовой информации и коммуникации, которая была бы единым информационным и просветительским организмом и единой общиной, в конце концов. Мы должны друг другу помогать, а не конкурировать.

Монахиня Евтропия (Бобровникова):
— Как самый старший по возрасту и, наверное, даже по издательскому опыту из участников круглого стола хочу сказать о достижениях. Иногда, когда что-то у нас есть, мы воспринимаем это как данность. Когда я начинала работать в церковной прессе, был один журнал «Православный вестник» на всю Украину (не считая «Журнала Московской Патриархии»). Потом появилась «Православная газета».

Сегодня у нас есть центральные, епархиальные, тематические церковные СМИ. Это — достижение. Очень многое изменилось. Конечно, как обычно, остается проблема с кадрами. И, может быть, наблюдается некоторое однообразие. Но уже появились издания со своим лицом, не похожие на другие. Так что у нас есть и проблемы, и достоинства, нельзя об этом не говорить.

Протоиерей Георгий Коваленко:
— Очень важный момент — мы не можем в Церковь набрать новых людей: новых священников, новых верующих или новых редакторов. Их всех Господь нам дал такими, какие они есть. И спрашивать с нас Он будет не за то, чего у нас не было, а за то, как мы распорядились данным нам. Мы должны работать в той ситуации, которая есть, и стараться при этом делать свое дело наилучшим образом.

Беседовали
игумен Лонгин (Чернуха),
Елена Головина,
Вячеслав Дарпинянц,
Олег Карпенко, Михаил Мазурин

Комментариев нет:

Отправить комментарий