Если основателем общежительного монашества считается преподобный Пахомий Великий, то такому явлению, как отшельничество, положил начало преподобный Антоний, также названный Церковью Великим. Праведник родился в Египте около 250 г. в богатой христианской семье. В 18‑летнем возрасте Антоний остался сиротой, имея на своем попечении сестру. Однажды по пути в храм он начал рассуждать о том, как апостолы смогли оставить все и пойти за Христом.
Переступив порог церкви, он услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Антоний воспринял их как обращение Господа к нему лично и вскоре раздал все, что имел. Чтобы всецело посвятить жизнь Богу, ему надо было найти попечителей своей сестре. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз вошел в храм и услышал там такие слова Евангелия: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Тогда Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город.
Переступив порог церкви, он услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Антоний воспринял их как обращение Господа к нему лично и вскоре раздал все, что имел. Чтобы всецело посвятить жизнь Богу, ему надо было найти попечителей своей сестре. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз вошел в храм и услышал там такие слова Евангелия: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Тогда Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город.
Сначала праведник пришел на послушание к старцу, который жил недалеко от города. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что получил прозвище «друга Божия». Когда Антоний решил поселиться в более отдаленном месте, старец отказался идти с ним. Святой перешел жить в одну из отдаленных пещер, а затем удалился еще далее — за реку Нил, выбрав для себя развалины воинского укрепления. Все это время два раза в год друзья приносили ему хлеб, который он брал через узкое отверстие в кровле. Нельзя изобразить, сколько искушений вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он увидел кого‑то, похожего на себя, который сидел и работал, а потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень.
Спустя 20 лет, узнав о подвигах преподобного, его друзья и знакомые пришли к нему и упросили стать их наставником. Вскоре пустыня превратилась в город, где вместо домов были обители иноков. Со временем Антоний стал тяготиться многолюдством и ушел в пустыню недалеко от Красного моря. Там он нашел дикую гору с ключом воды и несколькими пальмами в долине. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Прожив в подвиге 70 лет, Антоний был смущен горделивым помыслом, что он старше всех в пустыне. Тогда Господь открыл ему, что есть в пустыне подвижник, который служит Ему дольше Антония. Это был святой Павел Фивейский. Когда Антоний нашел его, то увидел перед собой старца, убеленного сединами, который уже около 90 лет подвизался в пустыне.
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (прожил 106 лет) в 356 г.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий