Сретение Господне |
Мы можем встречаться и с детской святостью, и со
святостью юношеской, и женской... И это потому, что Христос был и младенцем,
и отроком, и юношей. Собою Он наполнил возрасты человеческой жизни, дотоле чуждые
полного освящения. Он сделал возможной святость в любом возрасте, но именно возможной,
а не обязательной, поскольку нужно еще и желание человека, и труды, и долготерпение.
БОЖЕСТВЕННЫЙ
ПАРАДОКС
Увидеть
Мессию собственными глазами — вот тайная линия всей ветхозаветной истории, явленная
на людях избранных. «Мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19: 27), — говорил
Иов об Искупителе. «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой… и возрадовался»
(Ин. 8: 56), — говорил Христос иудеям о тех особых моментах жизни праведника, когда
будущее приоткрывалось пред ним, и он оказывался вплетенным в самые глубокие судьбы
Божии. Об этом же говорит и окончание 90‑го псалма: «Долготою
дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Со всей очевидностью эти слова исполнились
на старце Симеоне, которого Церковь с любовью называет Богоприимцем.
Писание
говорит, что он был стар. Есть Предание о принадлежности Симеона к переводчикам
Септуагинты, о его сомнении в переводе слов Исаии о Деве. Как следствие — небесное
обещание увидеть воплотившегося Мессию. У нас нет
причин сомневаться в этом рассказе, но нет и нужды пользоваться им с той же степенью
смелости, с какой можно ссылаться на Четвероевангелие. Можно лишь отметить, что
обещание дожить до Рождения Мессии в рассказе звучит как некое благодатное наказание
сомневающемуся, тогда как дожить до этого события было самым горячим желанием праведных
душ.
ПОЛНОТА
ОСВЯЩЕНИЯ ЖИЗНИ
Итак,
Симеон был несомненно стар, и было ему обещано Духом Святым не видеть смерти, прежде
нежели не увидит он Христа Господня. В понимании ветхозаветных людей святость лучше
всего ассоциировалась со старостью. Детство неопытно, юность похотлива, зрелость
прагматична и своекорыстна. А вот если человек дожил до глубоких лет; если он потерял
силу зрения, сидя над Книгой Закона; если страсти больше не волнуют его увядшую
плоть, а молитва все сильнее звучит в его сердце; если прожитые годы согнули его
стан, но не сломали, то седина такого старца напоминает о славе Божией.
В новозаветное время мы можем встречаться и с детской святостью, и со святостью юношеской, и женской, и т. д. И это потому, что Христос был и младенцем, и отроком, и юношей. Собою Он наполнил возрасты человеческой жизни, дотоле чуждые полного освящения. Он сделал возможной святость в любом возрасте, но именно возможной, а не обязательной, поскольку нужно еще и желание человека, и труды, и долготерпение.
В новозаветное время мы можем встречаться и с детской святостью, и со святостью юношеской, и женской, и т. д. И это потому, что Христос был и младенцем, и отроком, и юношей. Собою Он наполнил возрасты человеческой жизни, дотоле чуждые полного освящения. Он сделал возможной святость в любом возрасте, но именно возможной, а не обязательной, поскольку нужно еще и желание человека, и труды, и долготерпение.
БЕЗОШИБОЧНЫЙ
ВЫБОР
А Симеон
был стар и свят той ветхозаветной святостью, которая уже ничего на земле не хочет
и не ждет, кроме исполнения обещания об Искупителе. Однажды, когда он об этом думал
и об этом вздыхал, Дух Святой велел Симеону идти в храм. И старец пошел.
Храм
у евреев был один. Двух, трех или более храмов на разных местах им иметь было нельзя
(как нельзя и сейчас). В дни праздников храм и прилежащие к нему территории из‑за
многолюдства напоминали муравейник. И в обычные дни он вовсе не был пуст. Жертвы
обета, жертвы благодарности, повинности за грехи приносились ежедневно от многих
людей, не считая обязательной утренней и вечерней жертвы. Исцелевшие прокаженные
ждали свидетельства иереев о своем здоровье. Младенцы были приносимы в 40‑й
день для совершения священного выкупа.
В чадолюбивом народе, не знавшем абортов и жаждавшем умножения потомства, ежедневно рождалось больше детей, чем у нас ныне. Соответственно сороковины приспевали для десятков матерей с детьми ежедневно. И все они шли в один-единственный храм для совершения законного обряда.
В чадолюбивом народе, не знавшем абортов и жаждавшем умножения потомства, ежедневно рождалось больше детей, чем у нас ныне. Соответственно сороковины приспевали для десятков матерей с детьми ежедневно. И все они шли в один-единственный храм для совершения законного обряда.
Симеон
без ошибки узнал Тех, Кто ничем внешним от прочих людей не отличался. Один и Тот
же Дух Святой был в Симеоне и почивал на Деве с Младенцем, исключая саму возможность
ошибки.
МОЛИТВА
УМИРАЮЩЕГО ПРАВЕДНИКА
Старец
подошел к семейству и произнес молитву. Эту молитву можно назвать «молитвой умирающего
праведника». В ней — благодарность за исполнение обещания и предсказание о спасении
всех людей — как Израиля, так и сидящих во тьме народов. С этой молитвой потом умирали
многие праведники, имея в себе то же чувство, что и Симеон, — чувство исполненного
долга, совершившегося Промысла и своевременного ухода. Эту молитву мы должны читать
после Причащения, выражая тем свою готовность, если что, и умереть теперь в мире
после Святого Причащения.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ВОЙНЫ
Внутреннее
око Симеона видело Тайну Голгофы, как видели ее ранее Исаия и Давид. Это видно из
слов об оружии, которое должно пронзить душу Матери и которое не замедлило пронзить
ее под Крестом Сына. Кроме этого, Симеон говорит о спасении, уготованном «пред лицем
всех народов» (Лк. 2: 31). Эти слова тоже можно отнести к Распятию, совершенному
на глазах всего мира, о чем Давид говорит: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение
посреди земли» (Пс. 73: 12).
Сам
старец благодарил за то, что его отпускают «с миром» (Лк. 2: 29). Но не мир должен
был остаться за спиной уходящего Симеона. Пришествие Мессии не есть автоматическое
принесение благоденствия и всеобщего согласия на истерзанную землю. Приход Мессии
есть истинное объявление войны всякому злу, и было бы странно полагать, что зло
сдастся без боя. В этой борьбе люди разделятся, падшие восстанут и крепко стоявшие
падут, первые окажутся последними, и последние — первыми.
Об этом тоже сказал Симеон, и как было бы хорошо, если б услыхали его слова его же соплеменники, смежившие очи, чтобы не видеть славы Божией в лице Иисуса Христа. Они ожидали от прихода Мессии немедленного исполнения пророчеств Исаии о перековке мечей на орала и о возлежании льва рядом с ягненком. То есть грезили о глубоком перерождении мира из арены вражды и смерти в царство неотъемлемого мира сразу вслед за Пришествием. Из-за неисполнения своих ожиданий многие из них до сих пор соблазняются о Пришедшем Господе.
Об этом тоже сказал Симеон, и как было бы хорошо, если б услыхали его слова его же соплеменники, смежившие очи, чтобы не видеть славы Божией в лице Иисуса Христа. Они ожидали от прихода Мессии немедленного исполнения пророчеств Исаии о перековке мечей на орала и о возлежании льва рядом с ягненком. То есть грезили о глубоком перерождении мира из арены вражды и смерти в царство неотъемлемого мира сразу вслед за Пришествием. Из-за неисполнения своих ожиданий многие из них до сих пор соблазняются о Пришедшем Господе.
Слова
Симеона сравнимы с пением ангелов в ночь Рождества. Те тоже возвещали «на земле
мир» (Лк. 2: 14), а между тем меч Иродового войска уже заострялся на поиск души
Богомладенца. Христос, таким образом, не отменил, но усилил драматичность истории,
давая людям возможность определиться: с кем они, кому хотят служить, имеют ли веру?
Придя в мир, Он стал мечом, отсекающим грязное от чистого и святое от скверного.
Сердечный, внутренний мир всех людей в последнем пределе должен выстраиваться в зависимости от отношения к Воплотившемуся Слову. Вот почему одни падут, а другие поднимутся. Вот почему Христос до конца мировой истории не перестанет быть предметом пререкания и камнем соблазна. И напрасно мечтать об единодушном и подлинно глубоком уверовании всего человечества во Христа. Все будет ровно противоположно.
Для одних Господь будет ненавистен, как нарушитель традиций и отступник от закона. Для других Он будет не более чем литературный или мифический персонаж. Третьи уверуют в Его Cлово, но поймут это Cлово столь превратно, что разделятся на сотни групп, своевольно проповедующих и лгущих на Истину. Будут еще четвертые, пятые и шестые. И лишь седьмые, которых знает Он, и которые знают Его, составят некое «малое стадо» (Лк. 12: 32), которому надлежит со временем вступить в обладание уготованным Царством.
Сердечный, внутренний мир всех людей в последнем пределе должен выстраиваться в зависимости от отношения к Воплотившемуся Слову. Вот почему одни падут, а другие поднимутся. Вот почему Христос до конца мировой истории не перестанет быть предметом пререкания и камнем соблазна. И напрасно мечтать об единодушном и подлинно глубоком уверовании всего человечества во Христа. Все будет ровно противоположно.
Для одних Господь будет ненавистен, как нарушитель традиций и отступник от закона. Для других Он будет не более чем литературный или мифический персонаж. Третьи уверуют в Его Cлово, но поймут это Cлово столь превратно, что разделятся на сотни групп, своевольно проповедующих и лгущих на Истину. Будут еще четвертые, пятые и шестые. И лишь седьмые, которых знает Он, и которые знают Его, составят некое «малое стадо» (Лк. 12: 32), которому надлежит со временем вступить в обладание уготованным Царством.
На
своих старческих руках Симеон держал Воплотившегося Сына Божия и уже не боялся умирать.
НЕБЕСНЫЙ
ПОМОЩНИК
Все
святые живы во Христе душами, хотя тела их ожидают воскресения мертвых. Симеон —
один из самых достойных насельников горнего мира. Там он молится о нас.
Когда
Петр Афонский еще не жил на Святой Горе, он был воином и попал в плен. В плену он
сильно умолял Господа отпустить его на свободу и обещал в этом случае стать монахом.
На помощь он призывал и святого Николая. Николай однажды явился
ему, и не один. С ним был благообразный старец. «Молись ему, — сказал Николай, —
это Симеон, принявший на руки Спасителя во храме Иерусалимском. Он в молитве сильнее
меня».
Секрет
этой силы сокрыт в деталях, но ясен по сути. Он дождался прихода Мессии и удостоился
узнать Его не по внешним признакам Царя и Чудотворца, а по внушению Духа Святого,
когда Христос еще был Младенцем и лежал на руках у Матери.
Протоиерей Андрей Ткачев
Комментариев нет:
Отправить комментарий