«Ты
представляешь?! Время сокращается с ускорением…» — однажды сообщил обеспокоенный
коллега. А в ответ на встречное предложение работать в меру, так сказать, выбрать
приемлемый темп, округлил глаза и добавил многозначительно: «не понял! С ускорением!..».
Дальше
последовали увесистые объяснения происходящего, но, в общем‑то,
все было ясно и так — в Интернете уйма сведений о якобы исчезающем времени, читать
не перечитать.
Прилагаются и интерпретации, на любителя — от эзотерики брахманизма до законов относительности Эйнштейна, возможна эклектика. Пару часиков изучения столь волнующего вопроса, несколько бесед, закрепляющих материал, и настроение испорчено. А при серьезном отношении ум и вовсе оказывается невесть где… Дело‑то, между тем, нешуточное: чтобы собраться с мыслями, требуется время, а его, как всегда, не хватает.
Прилагаются и интерпретации, на любителя — от эзотерики брахманизма до законов относительности Эйнштейна, возможна эклектика. Пару часиков изучения столь волнующего вопроса, несколько бесед, закрепляющих материал, и настроение испорчено. А при серьезном отношении ум и вовсе оказывается невесть где… Дело‑то, между тем, нешуточное: чтобы собраться с мыслями, требуется время, а его, как всегда, не хватает.
Недавно
выяснил, что время исчезает не только в Украине, но и в Гондурасе. Там и в ряде
латиноамериканских стран даже запустили часы с обратным отсчетом. Ожидается, что
21 декабря 2012 г. (до этой даты, как утверждается, майя рассчитали календарь) показания
хронометров обнулятся и произойдет нечто экстраординарное: то ли начнется новая
эпоха, то ли конец света приключится. Не знаю, бред это или маркетинговый ход, но
мысли в любом из предложенных направлений бесплодны. Ну, положа руку на сердце,
кто знает, что случится завтра?..
Да,
неопределенность и будоражит, и страшит. Сектантские проповедники именно на этих
ощущениях и играют. Знакомый сотрудник службы безопасности одного из банков как‑то
рассказывал, что пара клерков, наслушавшись проповедей харизматичного чернокожего
парня о конце света, набрались льготных кредитов и… часть средств отнесли в известное
финучреждение, сулящее громадные проценты. Конец света, как и раньше часто бывало,
не наступил. Финансовая пирамида лопнула, на ком‑то повисли немалые
обязательства, кто‑то каждую секунду чужого ожидания конца света
превратил в доход.
Православные
имеют представление о нравственном состоянии человечества в конце времен. Вопрос
этот волновал даже апостолов, и Господь Иисус Христос им ответил: «Смотрите же за
собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими,
и чтобы день тот не постиг вас внезапно… Бодрствуйте на всякое время и молитесь
да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого»
(Лк. 21: 34–36).
Мой
страх обратного хронометража, слава Богу, в прошлом. Сейчас — смешно, а в 1994‑м
дрожал и чуть не плакал. Приехал 14‑летний отрок в Париж
и в Национальном центре имени Жоржа Помпиду увидел… часы, время на которых должно
было обнулиться 1 января 2000‑го. Судя по электронному
циферблату — давно тикали. Секунда исчезала за секундой, а сердце стучало в такт,
выстреливая в сознание обрывки фраз из сектантских листовок о приближающемся конце
света, их тогда активно распространяли в Украине… Я, конечно, осознавал, что часы
эти могут запросто остановиться и раньше: дескать, «кина не будет, если электричество
кончится». Однако легче от этого не становилось… Мучился вплоть до 1 января 2000
г. Такое вот влияние постмодерна.
Миллионы
людей в разных странах поглядывают на часики с обратным отсчетом. Не все столь трагично,
как в Гондурасе и в Мексике. В Британии, например, ждут чемпионата Европы по футболу,
в России — Олимпиады-2014… Схваченным идеями постмодерна не досуг вспоминать о четвертой
заповеди, полученной пророком Моисеем на горе Синай: шесть дней работай, делай всякие
дела свои, а седьмой — день отдохновения, который Господу Богу посвяти. Почему так?
Святитель Николай Сербский объясняет: «Шесть дней созидал Творец, а на седьмой почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой вечен, мирен… Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. «Тайна сия велика…» (Еф. 5: 32). И о ней приличествует больше мыслить, чем говорить. Она требует молитвы и благоговения.
Поэтому тайна сия доступна не всякому, но лишь Божиим избранникам. Избранники Божии, находясь телом во времени, духом же пребывают во Свете Неприступном, где вечный мир и блаженство. А ты, брат, трудись и отдыхай. Трудись, ибо и Господь трудился, отдыхай, ибо и Господь отдыхал. Труд твой да будет творчеством, так как ты чадо Творца, поэтому не разрушай, но созидай!..». Убивая время, мы обнуляем смысл собственного существования.
Святитель Николай Сербский объясняет: «Шесть дней созидал Творец, а на седьмой почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой вечен, мирен… Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. «Тайна сия велика…» (Еф. 5: 32). И о ней приличествует больше мыслить, чем говорить. Она требует молитвы и благоговения.
Поэтому тайна сия доступна не всякому, но лишь Божиим избранникам. Избранники Божии, находясь телом во времени, духом же пребывают во Свете Неприступном, где вечный мир и блаженство. А ты, брат, трудись и отдыхай. Трудись, ибо и Господь трудился, отдыхай, ибо и Господь отдыхал. Труд твой да будет творчеством, так как ты чадо Творца, поэтому не разрушай, но созидай!..». Убивая время, мы обнуляем смысл собственного существования.
Вячеслав
Дарпинянц
Комментариев нет:
Отправить комментарий