«Церковная православная газета» продолжает знакомить
своих читателей с выдающимися памятниками древнецерковной письменности. В нынешнем
выпуске нашего издания речь пойдет о «Первом послании к Коринфянам» святого Климента
Римского.
Среди
произведений церковной литературы особое место занимают т. н. писания мужей апостольских
— церковных писателей конца I — начала II в., бывших непосредственными учениками
или самовидцами апостолов.
Один из мужей апостольских
— святой Климент Римский, который, по свидетельству священномученика Иринея Лионского,
был третьим епископом Рима. О Клименте
Ириней пишет как о человеке, «видевшем блаженных Апостолов и общавшемся с ними,
еще имевшем проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими».
Согласно церковному Преданию, при императоре Траяне святитель был приговорен к ссылке
в Инкерманские каменоломни близ Херсонеса (территория современного Крыма). В изгнании
святой и претерпел мученическую кончину, будучи утоплен в море.
В IX в. просветители
славян равноапостольные Кирилл и Мефодий открыли мощи святого Климента. Часть из
них была принесена святыми братьями в Рим; еще часть, уже при равноапостольном великом
князе Владимире, после принятия им Крещения, перенесена в Киев, где мощи были положены
в Десятинной церкви.
Как
отмечает патролог Алексей Сидоров, святому Клименту приписываются несколько произведений,
но подлинным является только его «Послание к Коринфянам», называемое иногда «Первым
посланием святого Климента». Оно датируется последним десятилетием I в. и дошло
до нас в двух греческих рукописях — V и XI вв. (известны также латинский, сирийский
и неполный коптский переводы). О большом авторитете этого послания в древней Церкви
свидетельствует, например, тот факт, что Климент Александрийский (ок. 150 — ок.
215) причислял его к новозаветным книгам.
Поводом
для написания послания послужили дошедшие до Рима известия о нестроениях в среде
коринфских христиан. Как следует уже из первой главы, «немногие дерзкие и высокомерные
люди» разожгли «неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный и нечестивый
мятеж». Далее, в третьей главе послания, святой Климент Римский пишет: «Люди бесчестные
восстали против почтенных, бесславные — против славных, глупые — против разумных,
молодые — против старших».
Конкретнее смута описана в XLVII главе: «Постыдное, возлюбленные, и чрезвычайно постыдное и христианской жизни недостойное слышится дело: твердейшая и древняя Церковь Коринфская из‑за одного или двух человек возмутилась против пресвитеров». Таким образом, смута проявилась в бунте против законно избранных священнослужителей, которых, как можно понять из контекста, бунтовщики требовали отстранить от служения.
Конкретнее смута описана в XLVII главе: «Постыдное, возлюбленные, и чрезвычайно постыдное и христианской жизни недостойное слышится дело: твердейшая и древняя Церковь Коринфская из‑за одного или двух человек возмутилась против пресвитеров». Таким образом, смута проявилась в бунте против законно избранных священнослужителей, которых, как можно понять из контекста, бунтовщики требовали отстранить от служения.
Святой
Климент Римский увещевает коринфских христиан преодолеть разделения и возвратиться
к братолюбивой жизни. Автор послания, призывая присоединиться «к невинным и праведным»,
пишет: «К чему у вас распри, гнев, несогласия, разделения, война? Не одного ли Бога
и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призвание
во Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного
тела и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены?».
Святой Климент также говорит о необходимости для христиан искать не своей, а общей пользы, а виновникам раздора напоминает, что они должны «иметь в виду общую надежду. Ибо провождающие жизнь со страхом и любовью лучше хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое согласие».
Святой Климент также говорит о необходимости для христиан искать не своей, а общей пользы, а виновникам раздора напоминает, что они должны «иметь в виду общую надежду. Ибо провождающие жизнь со страхом и любовью лучше хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое согласие».
Необходимость
единства Церкви, обеспечиваемого церковной иерархией, — одна из важнейших идей послания.
Обосновывая важность церковного единства, святой Климент подводит к мысли о том,
что любовь, соединяющая нас с Богом, «не допускает разделения», а «без любви нет
ничего благоугодного Богу».
Подготовил
Михаил Мазурин
Предлагаем
вашему вниманию некоторые главы из «Первого послания к Коринфянам» святого Климента
Римского в переводе протоиерея Петра Преображенского (1828-1893)
Глава
ХIV
ДОЛЖНО
БОЛЕЕ ПОВИНОВАТЬСЯ БОГУ, НЕЖЕЛИ ВИНОВНИКАМ ВОЗМУЩЕНИЯ
Итак,
праведное и святое дело, братья, более повиноваться Богу, нежели последовать тем,
которые в надменности и кичливости стали предводителями презренной зависти. Ибо
не малому вреду, а напротив, подвергнемся великой опасности, если опрометчиво отдадим
себя на волю тех людей, которые подстрекают нас к раздору и мятежам, чтобы отвести
нас от добродетели.
Будем снисходительны друг к другу, как милосерд и благ Сотворивший нас, ибо написано: «Добрые будут обитателями земли, и невинные останутся на ней; а беззаконные истребятся с нее» (Притч. 2: 21–22). И опять говорит Писание: «Я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел. Храни невинность и соблюдай правоту, потому что мирного человека ожидают добрые последствия» (Пс. 36: 35–37).
Будем снисходительны друг к другу, как милосерд и благ Сотворивший нас, ибо написано: «Добрые будут обитателями земли, и невинные останутся на ней; а беззаконные истребятся с нее» (Притч. 2: 21–22). И опять говорит Писание: «Я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел. Храни невинность и соблюдай правоту, потому что мирного человека ожидают добрые последствия» (Пс. 36: 35–37).
Глава
XLV
НЕЧЕСТИВЫМ
СВОЙСТВЕННО ГНАТЬ ПРАВЕДНЫХ ЛЮДЕЙ
Вы,
братья, спорливы и ревностны в том, что нимало не относится ко спасению. Загляните
в Писания, эти истинные глаголы Духа Святого. Заметьте, что в них ничего несправедливого
и превратного не написано. Вы не найдете, чтобы люди праведные были низвергаемы
людьми святыми.
Были гонимы праведные, но от беззаконных; были заключаемы в темницу, но от нечестивых; были побиваемы камнями от злодеев; были убиваемы от порочных, увлекавшихся преступною завистью. Все эти страдания они перенесли со славою. Ибо что скажем, братья? Даниил от богобоязненных ли людей был брошен в ров львиный (см.: Дан. 6: 16)? Анания, Азария и Мисаил от чтителей ли благолепного и славного служения Всевышнему были ввержены в пещь огненную (см.: Дан. 3: 20)? Отнюдь нет. Кто же сделал это?
Люди порочные, полные всякого зла, дошли до такого неистовства, что святою и непорочною волею служащих Богу подвергли мучениям: они не знали того, что Вышний есть заступник и защитник тех, которые с чистою совестью чтут всесовершенное имя Его. Ему слава во веки веков. Аминь. А они, терпя в уповании, наследовали славу и честь, и были превознесены Богом, и сделались достолюбезными в памяти их во веки веков. Аминь.
Были гонимы праведные, но от беззаконных; были заключаемы в темницу, но от нечестивых; были побиваемы камнями от злодеев; были убиваемы от порочных, увлекавшихся преступною завистью. Все эти страдания они перенесли со славою. Ибо что скажем, братья? Даниил от богобоязненных ли людей был брошен в ров львиный (см.: Дан. 6: 16)? Анания, Азария и Мисаил от чтителей ли благолепного и славного служения Всевышнему были ввержены в пещь огненную (см.: Дан. 3: 20)? Отнюдь нет. Кто же сделал это?
Люди порочные, полные всякого зла, дошли до такого неистовства, что святою и непорочною волею служащих Богу подвергли мучениям: они не знали того, что Вышний есть заступник и защитник тех, которые с чистою совестью чтут всесовершенное имя Его. Ему слава во веки веков. Аминь. А они, терпя в уповании, наследовали славу и честь, и были превознесены Богом, и сделались достолюбезными в памяти их во веки веков. Аминь.
Глава
XLIX
ПОХВАЛА
ЛЮБВИ
Кто
имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы. Кто может изъяснить
союз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать величие благости Его? Несказанна
высота, на которую возводить любовь. Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает
множество грехов (см.: 1 Пет. 4: 8; 1 Кор. 13: 4 и далее; Иак. 5: 20), любовь все
принимает, все терпит великодушно.
В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовью все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши.
В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовью все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши.
Комментариев нет:
Отправить комментарий