04 декабря 2013

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ УКРАИНСКОГО БАРОККО. К 300-летию со дня рождения Ивана Григоровича-Барского

Архитектуру часто называют «музыкой в камне», сравнивают с книгой, в которой читаются столетия. Насколько хрупка, даже мимолетна эта музыка, сколь легко безжалостной рукой времени вырываются страницы из этой бесценной книги, свидетельствует история каждого города.

Войны, пожары, наводнения, прочие стихийные и социальные бедствия, с одной стороны, наносят непоправимый ущерб историческому облику городов, а с другой — способствуют появлению новых шедевров зодчества. Киев не исключение. Многое, что украшало город в прошлом, осталось лишь на старых зарисовках и фотографиях, вызывающих в душе при взгляде на них щемящее ностальгическое чувство, но, по счастью, немало и сохранилось. Это Софийский собор, Кирилловская церковь, ансамбль Киево-Печерской Лавры, некоторые другие здания и сооружения, придающие нашему городу неповторимый, узнаваемый, хоть и меняющийся с течением времени облик.

И почти в каждом из этих памятников есть черты, привнесенные виднейшим киевским архитектором, последним крупным представителем украинского барокко Иваном Григoрьевичем Григоровичем-Барским. Он родился в 1713 г. и был шестым ребенком в многодетной семье состоятельного торговца Григория Беляева из подольского города Бар, отсюда и возникла фамилия Григорович-Барский, закрепленная (вместе с дворянским званием) за родом уже в конце жизни зодчего.


У Ивана был старший брат Василий, знаменитый путешественник-паломник и исследователь Ближнего Востока, проведший большую часть жизни вдали от дома и лишь незадолго до смерти возвратившийся в Киев. Вероятно, его письма и неопубликованные тогда путевые записки, изобилующие зарисовками храмов, виденных им в Европе и странах Средиземноморья, заронили в душе Ивана зерно любви к зодчеству.

В Киевской духовной академии, где в разное время обучались оба брата, среди множества предметов преподавали и основы архитектуры и фортификации. Иван освоил еще и искусство гравировки. А возведение знаменитым архитектором Иоганном-Готфридом Шеделем в 1740-х годах Большой колокольни Киево-Печерской Лавры стало решающим поворотом в судьбе Ивана. (В те годы в Киеве развернулось грандиозное строительство церковных сооружений, проводимое архиепископом Киевским и Галицким Рафаилом (Заборовским)).



«В 1744 г. стоял Иван вместе с молодой женой в огромной толпе при освящении Большой колокольни Киево-Печерской Лавры, — пишут Г. Десятник и Л. Федорова. — Глазами художника он представил себе город и земли вокруг него, и бесконечное Днепровское течение с вершины той странной башни. И вдруг все прояснилось. Творение великого Шеделя потрясло душу и открыло жизненный путь. Ивану шел 31 год, когда он уехал из города неизвестно куда — учиться строительному делу». Смелый шаг для человека, обремененного большой семьей — в то время уже родились большинство из его 15 детей! К тому же приходилось заниматься и торговлей, помогая отцу.

В 1748 г. магистрат назначает его на должность инстигатора (заместителя) главного архитектора города. Первое творение молодого зодчего, созданное год спустя после назначения на должность, — городской фонтан «Фелициал» (ныне известный как «Самсон») с водосборным бассейном в виде павильона-ротонды. Фонтан увенчал сложную систему городского водопровода, собиравшего по деревянным трубам с подножия окружающих Подол холмов ключевую воду. С этой поры начинается творческий взлет мастера, выразившийся особенно ярко в храмовом строительстве.



К сожалению, не все его творения сохранились. Многие из них уничтожил или сильно повредил знаменитый подольский пожар 1811 г., немало было перестроено, а часть разрушена в 1930-х годах богоборческой властью. Некоторые здания лишь по стилю близки к созданным Григоровичем-Барским, их авторство оспаривается.

Нам отчасти помогает свидетельство самого автора: на последней странице оригинала «Путника» — путевых записок брата Василия — Иван собственноручно записал текст своей будущей эпитафии, где перечислил им сотворенное: «Трудившийся в разных строениях, воду привел в различные места в городе сем от различных источников с-под гор, а потом строил каменные церкви, колокольни и покои. Первую церковь зделав у Кирилловском монастыре, з звонницею и брамою, и погребами, церковь Покровскую и Набережно-Никольскую; у Козельце церковь штукатурнею украшал и тынковал, и колокольню вновь построил, у Золотоношском Красногорском монастыре церковь, колокольню у Петропавловськом монастыре, у Соборно-Успенском соборе с церквою. Еще магазин городской и гостинной дом, жилые покои Греческому монастирю и Юрию Дранчеву…». Последнее имя в списке — соседа, греческого купца, видимо болгарского происхождения.


Церковное творчество зодчего началось в древнем Кирилловском монастыре. Здесь взамен сгоревших деревянных сооружаются капитальные кирпичные монастырские постройки, увенчанные трехъярусной Благовещенской церковью-колокольней. Самой Кирилловской церкви ХІІ в. архитектор придал барочный облик, украсив ее затейливой лепниной. Параллельно, в 1747–1758 гг. он достраивает галерею к Константино-Еленинской церкви на углу Щекавицкой и Кирилловской улиц и возводит здесь каменную колокольню, на втором ярусе которой была освящена часовня во имя святителя Димитрия Ростовского.

В 60-х годах XVIII в. достраивалась трапезная Софии Киевской. В этих работах И. Г. Григорович-Барский, к тому времени уже самый популярный архитектор города, принимал активное участие. Его главный шедевр тех лет — Покровская церковь на Подоле, возведенная в 1766–1772 гг. Отец архитектора долгие годы был старостой соборной подольской церкви в честь Успения Богородицы (Пирогощи), построенной еще в ХІІ в. Ее Иван Григорьевич также реконструировал приблизительно в то же время, когда возводил Покровский храм. Три года спустя великолепная церковь во имя святителя Николая (Набережного) украсила собой подольские берега Днепра (ныне улица Г. Сковороды).


Как полагают некоторые исследователи, в основу ее облика лег проект храма в с. Лемеши близ Козельца. Он был заказан зодчему Натальей Демьяновной, матерью фельдмаршала Алексея Разумовского и его брата Кирилла, последнего гетмана Украины и президента Академии наук, для возведения на могиле своего мужа, казака Григория Розума. В самом Козельце Григорович-Барский в содружестве с Андреем Васильевичем Квасовым, занимавшим тогда должность главного архитектора Малороссии, в 1752–1763 гг. воздвиг собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы и украсил храм лепниной.

Чуть позднее тут же, в Козельце, он наряжает в лепной декор и дом полковой канцелярии. Еще одно творение Ивана Григоровича-Барского поныне украшает Красногорский Покровский монастырь близ г. Золотоноши Черкасской области. Это Спасо-Преображенский собор, построенный в 1767–1771 гг. на средства святителя Софрония (Кришталевского), епископа Иркутского. А в разрушенном большевиками Межигорском Спасо-Преображенском монастыре близ Киева им были спроектированы трапезная двухэтажная однокупольная церковь с трехъярусной колокольней и братский корпус.
И все же почти вся творческая жизнь мастера прошла в Киеве на Подоле. Здесь, кроме собственного дома напротив Пирогощи, он возвел бурсу на подворье Киевской духовной академии, колокольню и жилые корпуса Екатерининского Греческого монастыря, Гостиный двор, колокольню церкви в честь Петра и Павла и многое другое.


Умер И. Григорович-Барский в 1791 г., о чем свидетельствует запись в метрической книге, и похоронен возле собора в честь Успения Богородицы (Пирогощи), прихожанином которого был. К сожалению, это кладбище, как и многие его творения, было уничтожено в 1930-х годах, и могила зодчего, как и могила его брата Василия у стены Богоявленского собора на территории Киевской академии, не сохранилась до нашего времени.

Для развивавшегося со второй половины XVII в. стиля украинского (или казацкого) барокко творчество Ивана Григоровича-Барского стало последним, высочайшим этапом. В почерке автора прослеживаются элементы стилей елизаветинского барокко, а в последних творениях — и классицизма. Многое из того, что дошло до наших дней, мы можем видеть лишь в перестроенном позднее виде, но все же эти шедевры навеки запечатлели в себе творческую манеру одного из наиболее выдающихся киевских зодчих.

Владимир Моисеенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий