Архитектуру
часто называют «музыкой в камне», сравнивают с книгой, в которой читаются
столетия. Насколько хрупка, даже мимолетна эта музыка, сколь легко безжалостной
рукой времени вырываются страницы из этой бесценной книги, свидетельствует
история каждого города.
Войны,
пожары, наводнения, прочие стихийные и социальные бедствия, с одной стороны,
наносят непоправимый ущерб историческому облику городов, а с другой —
способствуют появлению новых шедевров зодчества. Киев не исключение. Многое,
что украшало город в прошлом, осталось лишь на старых зарисовках и фотографиях,
вызывающих в душе при взгляде на них щемящее ностальгическое чувство, но, по
счастью, немало и сохранилось. Это Софийский собор, Кирилловская церковь,
ансамбль Киево-Печерской Лавры, некоторые другие здания и сооружения, придающие
нашему городу неповторимый, узнаваемый, хоть и меняющийся с течением времени
облик.
И
почти в каждом из этих памятников есть черты, привнесенные виднейшим киевским
архитектором, последним крупным представителем украинского барокко Иваном
Григoрьевичем Григоровичем-Барским. Он родился в 1713 г. и был шестым ребенком
в многодетной семье состоятельного торговца Григория Беляева из подольского
города Бар, отсюда и возникла фамилия Григорович-Барский, закрепленная (вместе
с дворянским званием) за родом уже в конце жизни зодчего.
У
Ивана был старший брат Василий, знаменитый путешественник-паломник и исследователь
Ближнего Востока, проведший большую часть жизни вдали от дома и лишь незадолго
до смерти возвратившийся в Киев. Вероятно, его письма и неопубликованные тогда
путевые записки, изобилующие зарисовками храмов, виденных им в Европе и странах
Средиземноморья, заронили в душе Ивана зерно любви к зодчеству.
В
Киевской духовной академии, где в разное время обучались оба брата, среди
множества предметов преподавали и основы архитектуры и фортификации. Иван
освоил еще и искусство гравировки. А возведение знаменитым архитектором
Иоганном-Готфридом Шеделем в 1740-х годах Большой колокольни Киево-Печерской
Лавры стало решающим поворотом в судьбе Ивана. (В те годы в Киеве развернулось
грандиозное строительство церковных сооружений, проводимое архиепископом
Киевским и Галицким Рафаилом (Заборовским)).
«В
1744 г. стоял Иван вместе с молодой женой в огромной толпе при освящении
Большой колокольни Киево-Печерской Лавры, — пишут Г. Десятник и Л. Федорова. —
Глазами художника он представил себе город и земли вокруг него, и бесконечное
Днепровское течение с вершины той странной башни. И вдруг все прояснилось.
Творение великого Шеделя потрясло душу и открыло жизненный путь. Ивану шел 31
год, когда он уехал из города неизвестно куда — учиться строительному делу».
Смелый шаг для человека, обремененного большой семьей — в то время уже родились
большинство из его 15 детей! К тому же приходилось заниматься и торговлей,
помогая отцу.
В
1748 г. магистрат назначает его на должность инстигатора (заместителя) главного
архитектора города. Первое творение молодого зодчего, созданное год спустя
после назначения на должность, — городской фонтан «Фелициал» (ныне известный
как «Самсон») с водосборным бассейном в виде павильона-ротонды. Фонтан увенчал
сложную систему городского водопровода, собиравшего по деревянным трубам с
подножия окружающих Подол холмов ключевую воду. С этой поры начинается
творческий взлет мастера, выразившийся особенно ярко в храмовом строительстве.
К
сожалению, не все его творения сохранились. Многие из них уничтожил или сильно
повредил знаменитый подольский пожар 1811 г., немало было перестроено, а часть
разрушена в 1930-х годах богоборческой властью. Некоторые здания лишь по стилю
близки к созданным Григоровичем-Барским, их авторство оспаривается.
Нам
отчасти помогает свидетельство самого автора: на последней странице оригинала
«Путника» — путевых записок брата Василия — Иван собственноручно записал текст
своей будущей эпитафии, где перечислил им сотворенное: «Трудившийся в разных
строениях, воду привел в различные места в городе сем от различных источников
с-под гор, а потом строил каменные церкви, колокольни и покои. Первую церковь
зделав у Кирилловском монастыре, з звонницею и брамою, и погребами, церковь
Покровскую и Набережно-Никольскую; у Козельце церковь штукатурнею украшал и
тынковал, и колокольню вновь построил, у Золотоношском Красногорском монастыре
церковь, колокольню у Петропавловськом монастыре, у Соборно-Успенском соборе с
церквою. Еще магазин городской и гостинной дом, жилые покои Греческому
монастирю и Юрию Дранчеву…». Последнее имя в списке — соседа, греческого купца,
видимо болгарского происхождения.
Церковное
творчество зодчего началось в древнем Кирилловском монастыре. Здесь взамен
сгоревших деревянных сооружаются капитальные кирпичные монастырские постройки,
увенчанные трехъярусной Благовещенской церковью-колокольней. Самой Кирилловской
церкви ХІІ в. архитектор придал барочный облик, украсив ее затейливой лепниной.
Параллельно, в 1747–1758 гг. он достраивает галерею к Константино-Еленинской
церкви на углу Щекавицкой и Кирилловской улиц и возводит здесь каменную
колокольню, на втором ярусе которой была освящена часовня во имя святителя
Димитрия Ростовского.
В
60-х годах XVIII в. достраивалась трапезная Софии Киевской. В этих работах И.
Г. Григорович-Барский, к тому времени уже самый популярный архитектор города,
принимал активное участие. Его главный шедевр тех лет — Покровская церковь на
Подоле, возведенная в 1766–1772 гг. Отец архитектора долгие годы был старостой
соборной подольской церкви в честь Успения Богородицы (Пирогощи), построенной
еще в ХІІ в. Ее Иван Григорьевич также реконструировал приблизительно в то же
время, когда возводил Покровский храм. Три года спустя великолепная церковь во
имя святителя Николая (Набережного) украсила собой подольские берега Днепра
(ныне улица Г. Сковороды).
Как
полагают некоторые исследователи, в основу ее облика лег проект храма в с.
Лемеши близ Козельца. Он был заказан зодчему Натальей Демьяновной, матерью
фельдмаршала Алексея Разумовского и его брата Кирилла, последнего гетмана
Украины и президента Академии наук, для возведения на могиле своего мужа,
казака Григория Розума. В самом Козельце Григорович-Барский в содружестве с Андреем
Васильевичем Квасовым, занимавшим тогда должность главного архитектора
Малороссии, в 1752–1763 гг. воздвиг собор в честь Рождества Пресвятой
Богородицы и украсил храм лепниной.
Чуть
позднее тут же, в Козельце, он наряжает в лепной декор и дом полковой
канцелярии. Еще одно творение Ивана Григоровича-Барского поныне украшает
Красногорский Покровский монастырь близ г. Золотоноши Черкасской области. Это
Спасо-Преображенский собор, построенный в 1767–1771 гг. на средства святителя
Софрония (Кришталевского), епископа Иркутского. А в разрушенном большевиками
Межигорском Спасо-Преображенском монастыре близ Киева им были спроектированы
трапезная двухэтажная однокупольная церковь с трехъярусной колокольней и
братский корпус.
И
все же почти вся творческая жизнь мастера прошла в Киеве на Подоле. Здесь,
кроме собственного дома напротив Пирогощи, он возвел бурсу на подворье Киевской
духовной академии, колокольню и жилые корпуса Екатерининского Греческого
монастыря, Гостиный двор, колокольню церкви в честь Петра и Павла и многое
другое.
Умер
И. Григорович-Барский в 1791 г., о чем свидетельствует запись в метрической
книге, и похоронен возле собора в честь Успения Богородицы (Пирогощи),
прихожанином которого был. К сожалению, это кладбище, как и многие его
творения, было уничтожено в 1930-х годах, и могила зодчего, как и могила его
брата Василия у стены Богоявленского собора на территории Киевской академии, не
сохранилась до нашего времени.
Для
развивавшегося со второй половины XVII в. стиля украинского (или казацкого)
барокко творчество Ивана Григоровича-Барского стало последним, высочайшим этапом.
В почерке автора прослеживаются элементы стилей елизаветинского барокко, а в
последних творениях — и классицизма. Многое из того, что дошло до наших дней,
мы можем видеть лишь в перестроенном позднее виде, но все же эти шедевры навеки
запечатлели в себе творческую манеру одного из наиболее выдающихся киевских
зодчих.
Владимир Моисеенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий