Около
680 г. в столице Сирии, г. Дамаске, в семье казначея, служащего при дворе
халифа, родился сын Иоанн. Его отец, Сергий Мансур, со временем взял в семью
приемного сына Косму. Когда мальчики подросли, Сергий купил на невольничьем рынке
ученого монаха из Калабрии, поручив ему учить детей. Они обнаружили необыкновенные
способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца
Иоанн занял высокую должность министра и градоправителя.
Тогда
в соседней Византии возникла ересь иконоборчества. Ее инициатором стал
император Лев III Исавр. Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн Дамаскин
написал три трактата «Против порицающих святые иконы», в которых сумел
опровергнуть основные положения еретиков. Реакция императора была вполне предсказуемой.
Однако его оппонент находился в другом государстве, и, чтобы устранить дерзкого
автора, василевс придумал хитрую комбинацию.
По
его приказанию, от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором
дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании
сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр
отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности,
отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади.
В
тот же день, к вечеру, страдальцу вернули отрубленную руку. Иоанн стал молиться
Пресвятой Богородице, прося исцеления. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал
Ее голос, сообщивший праведнику, что он будет здоров. Одновременно Дамаскин
получил повеление неустанно трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, преподобный
обнаружил, что его рука совершенно здорова.
Убедившись,
что это действительно так, халиф попросил у Иоанна прощения и хотел вернуть ему
прежнюю должность, но преподобный отказался. Он раздал свое многочисленное
имущество нищим и направился вместе с приемным братом Космой в Иерусалим. Там они
поступили в монастырь Саввы Освященного.
Подвизавшийся
в обители опытный старец согласился взять бывшего министра в духовные чада.
Решив воспитать в Иоанне послушание и смирение, подвижник запретил иноку
заниматься писательской деятельностью, полагая, что успехи в этой области
станут поводом для гордыни.
Однажды
он послал преподобного в Дамаск для продажи (причем по завышенной стоимости)
сделанных в монастыре корзин. После утомительного пути Иоанн добрался до города
и оказался на рынке. Несмотря на то что он был одет в лохмотья, его узнал
бывший домоправитель, который и купил у святого все принесенные им изделия.
Случилось
так, что в обители, где подвизался Дамаскин, скончался инок. Брат покойного
попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Долгое время преподобный
отказывался это сделать, но монах так скорбел, что святой уступил и написал
известные надгробные тропари, среди которых «Кая житейская сладость», «Вся суета
человеческая», «Человецы, что всуе мятемся».
Когда
об этом узнал старец, то разгневался на Иоанна и поручил ему одно из самых тяжелых
послушаний — убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь показал
образец послушания. Вскоре старцу явилась Сама Дева Мария и велела снять с
Иоанна запрет на написание богословских трудов.
Когда
о Дамаскине узнал Иерусалимский патриарх, то призвал его к себе, рукоположил во
священника и благословил проповедовать за богослужениями. Однако стремление к
уединенной жизни заставило Иоанна покинуть Иерусалим и вернуться в свою
обитель, где он полностью посвятил себя написанию духовных книг и песнопений.
Выйти за стены монастыря его заставило желание обличить иконоборцев на
проходившем в 754 г. Константинопольском Соборе. Иоанна подвергли тюремному
заключению и пыткам, но он выдержал все испытания. Преставился преподобный
около 780 г., в возрасте 104 лет.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий