Каждое
воскресенье за Литургией, после чтения евангельских стихов данного дня, верующие
слушают проповедь, разъясняющую смысл и значение прочитанного отрывка
Священного Писания. И каждый раз перед Евангелием читаются отрывки из посланий
апостолов. Проповедь воскресных дней редко касается тем, звучащих в
апостольских посланиях.
Предлагаем вниманию наших читателей проповедь на
апостольское чтение 24-й недели по Пятидесятнице, которая в этом году
приходится на 8 декабря.
В
проповеди апостола Павла есть все: радость о Господе и слезы покаяния, глубина
сердца и острота ума, простота души и широта знаний, огонь любви и молитвенная
трезвость. Это дары, принесенные Христу бывшим гонителем Его Церкви. Прочитаем
же некоторые из этих строк, посвященных Господу Иисусу.
Он
есть мир наш, — пишет апостол Павел — соделавший из обоих одно и разрушивший
стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей
учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир
(Еф. 2: 14–15).
Вдумаемся
в эти слова. Самое начало отрывка указывает на исполнение древних пророчеств о
Христе. И будет Он мир, — свидетельствовал о Мессии пророк Михей (Мих. 5: 5).
Князь мира, — называл Христа Исаия (Ис. 9: 6). Прошли сотни лет после этих
пророчеств, и в небе прозвучала ангельская песнь, возвещающая о наступлении
нового времени: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение
(Лк. 2: 14). Мир пришел на землю. Родился Тот, Кто является источником мира.
Греческое
слово Εἰρήνη (ирини), переводящееся обычно как «мир», означает прежде всего
«покой». В Новом Завете это слово указывает на тот глубокий мир души, который
дарит Христос уверовавшему в Него человеку. Это не равнодушный покой холодных
глубин океанской бездны, не медитативное самоуглубление. Это внутреннее
ощущение тихой радости сердца — радости присутствия Христа в моей жизни, в
жизни любимых мною людей. Христос — мир не только мой, но Он есть мир наш.
Христос
— это главная и вечная радость всей Церкви. Соделавший из обоих одно — о чем
это? Павел говорит здесь о иудеях и язычниках. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя
это место, использует следующий образ: взяв две статуи, золотую и серебряную,
Господь расплавил их и вылил одну новую — золотую.
Что
это значит? И от иудеев, и от язычников христианство восприняло то лучшее, что
они имели, переплавив это наследие в огне святоотеческого опыта. От иудеев заимствованы
Писание и богослужение, от язычников — греческая философия и искусство, римское
право. Высшие достижения дохристианского мира были воцерковлены и начали
служить Евангелию. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и
Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему
(Пс. 71: 10, 11), — пророчествовал о Мессии псалмопевец. Предсказание сбылось:
Христос соделал из обоих одно — Церковь, в которой встречаются в служении Богу
и иудеи, и языческие народы, и все они приносят Господу свои дары.
Разрушивший
стоявшую посреди преграду. О какой преграде идет речь? Можно говорить о двух
преградах, уничтоженных Христом. Первая, разделяющая евреев и язычников, —
ветхозаветный обрядовый закон. Христос исполнил его; а исполнив — отменил.
Вторая, отделяющая вообще всех людей от Бога, — это грех. Богочеловек Иисус
Христос победил грех и даровал эту победу нам.
Рождество,
Распятие, Воскресение, Вознесение Христовы вместе с последующей Пятидесятницей
принесли на землю новую реальность, в которой для всех нас открыт прямой путь к
Богу и ближнему. Имя этой реальности — Церковь.
Церковь, снова
Церковь! Неузнанная мать, неоцененный дар, неоткрытое сокровище! Сундук с
драгоценностями, на котором сидит оборванный нищий — современный человек.
Церковь, в которой есть все для спасения, но в которой ищут все, кроме
спасения. Золотое украшение, подаренное неразумным младенцам. Широкое озеро с
чистой водой, у берега которого погибают от жажды слепцы.
В
Церкви разрушены все преграды как между людьми, так и между людьми и Богом.
Ведь только тут и есть подлинные «свобода, равенство, братство», что так желали
найти всем известные «борцы за счастье». В Церкви человек облекается во Христа,
а во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,
варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3: 11).
Где
же еще искать братства, как не здесь? Где еще возможны подлинная свобода и
духовное равенство пред Богом? Но, увы, видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют
(Мф. 13: 13). Подобно двум евангельским путешественникам в Эммаус, человечество
отходит все дальше от Иерусалима — апостольской Церкви. Дорогою говорят о Христе,
но Самого Его, идущего рядом, не узнают.
Далее
Павел пишет: упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением. Более
корректный перевод этого места: «упразднив вражду Плотию Своею, закон заповедей,
выраженный в форме точных непререкаемых постановлений (εν δόγμασιν)» («Толковая
Библия» А. П. Лопухина).
Воздадим
хвалу Богу, братья и сестры. Благодаря Христу мы сегодня рождаемся не в мир
мелочных предписаний закона, но в новозаветный мир благодати, а через Крещение
вступаем в духовное Царство Христово — в Церковь. Своим Распятием Христос
сделал ненужной сложную систему ветхозаветной обрядовости, данной до времени
пришествия семени (Гал. 3: 19), т. е. до пришествия Христа. Мы получили этот
дар не по заслугам. Это именно дар, который невозможно отработать — за него
можно только благодарить.
Дабы
из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир. Из двух — т.
е. из иудеев и язычников, а значит всех людей. Снова Павел говорит о Церкви, в
которой каждый из нас становится новым человеком, а все вместе мы образуем Тело
Христово: мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого
члены (Рим. 12: 5).
Создать.
Христос, Творец первого Адама, в Новом Завете творит Адама нового. В Таинстве
Причащения Он дает человеку новое тело и вливает в него новую кровь. По словам
святителя Феофана Затворника, это творение «ничем не меньше первого».
Но
что значит этот «новый человек»? «Новым человеком называет Он того, который
обновляется по вся дни и имеет обитель в новом мире, когда будет небо ново и
земля нова (Ис. 65: 17), — имеет пить чашу Иисусову новую в Царствии Божием
(Мк. 14: 25) и петь песнь новую (Пс. 32: 3; Пс. 97: 1)», — пишет святитель Феофан.
Таким новым человеком постепенно становится каждый христианин, живущий в
Церкви, и это преображение должно происходить с нами уже здесь и сейчас.
Царствие
Божие внутрь вас есть, — говорил Господь (Лк. 17: 21). Воспринимая живительные
токи благодати, пронизывающие Церковь, христианин призван восходить от веры в
веру (Рим. 1: 17), вырастая в мужа совершенного, в меру полного возраста
Христова (Еф. 4: 13). Это и есть творение нового человека, и все мы
задействованы в этом процессе.
Апостол
Павел заканчивает свою мысль тем, с чего начал. Устрояя мир, — говорит он о
Христе. Да, христиане! Мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4: 7) дарит
нам Христос. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14: 27), — говорит Он. Так
исполняется в нас Новый Завет, согласно пророческим словам: и заключу с ними завет
мира, завет вечный будет с ними (Иез. 37: 26). Вот то, чего так не хватает
нашим больным душам. Вот драгоценное миро, которое Церковь предлагает нам.
Суббота сердца, покой мира Христова — лекарство и спасение для измученного
человека, воюющего со всеми и с самим собой.
И
сегодня, как некогда на празднике кущей, стоит перед людьми Христос и
возглашает: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7: 37). Пей духовную воду
благодати, льющуюся из Церкви; вкуси тишины и радости будущего века, ищи мира и
следуй за ним (Пс. 33: 15). Не только тем, неверующим, говорится это. Говорится
и нам, людям церковным, так как и мы часто не имеем мира Христова; не знаем и
не понимаем духовных богатств, сокрытых в Церкви. И нам нужно вновь и вновь
открывать в себе Христа; и мы нуждаемся в постоянном духовном обновлении.
Пусть
же слова апостола Павла принесут всем нам, и дальним и ближним, новое дыхание
жизни, тихое веяние мира Христова. А Церковь — чудо, к которому мы слишком
привыкли, — да откроется нам неисчерпаемой сокровищницей, где хранятся все дары
Божии для жизни и возрастания нового человека.
Сергей Комаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий