Это
было время, когда история существования Свято-Троицкого монастыря (известного
сегодня как Свято-Троицкая Сергиева Лавра) насчитывала всего лишь несколько
лет. В обитель, где послушание игумена нес ее преподобный основатель, пришел
отрок по имени Никон. Встретившись с благочестивым мальчиком, Сергий
Радонежский не сразу принял его в число братии, а отправил на испытание к
своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Последний медлил с решением
о пострижении Никона в монашество, однако отрок проявил
настойчивость и был принят в послушники, а затем пострижен в иноки.
Все
время праведника было
наполнено чтением Священного Писания, молитвами и трудами. Под духовным
руководством преподобного Афанасия святой находился до своего совершеннолетия,
а затем был рукоположен во священника и получил
благословение увидеться с аввой Сергием.
Встретившись
с Никоном во второй раз, преподобный весело взглянул
на него и сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо Никон», и любезно принял его. По
благословению игумена праведник стал служить братии, проводя дни
в трудах, а ночи в общении с Богом. Сергий Радонежский получил о Никоне особое
извещение свыше и с
той поры сделал его своим келейником и стал часто делиться с ним
духовным опытом. А за шесть месяцев до смерти, чтобы
предаться безмолвию, преподобный авва поставил
праведника настоятелем обители.
После
кончины Радонежского чудотворца Никон старался сохранить устои и традиции
Сергиева монастыря. Святой трудился наравне с братией. Со временем он стал стремиться
к безмолвной жизни, поэтому передал настоятельство преподобному Савве
Сторожевскому, а сам уединился
в особую келию. Через шесть лет, в 1400 г., Савва основал
новую обитель под Звенигородом. Тогда братия умолила
Никона снова принять игуменский посох. Святой согласился, но не
оставил и безмолвия. Раз
в неделю он удалялся в свою келию, чтобы наедине предстоять Богу.
Когда
на Русь вторглись орды хана Едигея, преподобный Никон стал усердно молить
Господа о сохранении вверенной
ему обители. Однажды в тонком сне ему явились святители Петр и Алексий
Московские вместе с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении
монастыря, предсказав будущую славу и процветание обители.
По
благословению игумена Никона братия покинула монастырь, а
вернувшись обнаружила на
месте своих подвигов лишь пепелище. Однако Никон не впал в уныние
и смог вдохновить монахов на новые труды. Первым
делом возвели храм во имя Живоначальной Троицы, который был освящен в 1411 г. Затем праведник
благословил строительство нового каменного храма над тем
местом, где был захоронен преподобный Сергий.
В
июле 1422 г.,
при обустройстве фундамента церкви, были обретены нетленные
мощи основателя обители.
Святые останки игумена всея Руси поместили в раку и перенесли
в деревянный Троицкий храм, который тогда находился
на месте, где теперь стоит лаврская церковь в честь Сошествия Святого Духа.
Когда
каменный храм
во имя Пресвятой Троицы был построен, святой Никон с
благоговением перенес останки своего преподобного учителя к месту их упокоения.
Церковь была расписана
лучшими русскими мастерами того времени: иноками Андреем
(Рублевым) и Даниилом (Черным). Тогда же преподобный Андрей и
написал знаменитую икону
Живоначальной Троицы.
После
долгих трудов по устройству обители Никон стал готовиться
к переходу в вечность. Праведник знал день собственной
кончины — 17 ноября 1426 г.,
а также место
будущего упокоения своих останков — рядом с преподобным
учителем. Призвав братию, святой преподал свое благословение и последние
наставления. Причастившись Христовых Таин, преподобный Никон осенил себя
крестным знамением и произнес: «Пойди, душа моя, туда, где тебе
уготовано пребывать, пойди с радостью: Христос зовет
тебя». В
1547 г.
третий игумен в истории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
был причислен к лику святых.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий