Добродетельная
жизнь этого праведника не давала покоя сверстникам-язычникам, которые решили
внушить окружающим сомнение в чистоте его жизни. Когда Григорий стоял в
обществе учителей на главной площади города, к нему подошла развратная женщина
и потребовала денег за совершенный с ней грех. Святой дал понять, что она
ошибается и принимает его за совсем другого человека. Но блудница настаивала на
своем, и тогда Григорий попросил друга отдать ей требуемую сумму.
Едва взяв
деньги, женщина тут же упала на землю в припадке беснования. Придя в себя, она
призналась в обмане. Затем праведник помолился над ней, и бес оставил блудницу.
Это событие произошло в Александрии Египетской — известном научном центре
древности, где в III в. учился и святитель Григорий.
Он
был уроженцем малоазийского города Неокесария. Получив на родине блестящее
образование, святой долгое время не мог найти ответ на мучивший его вопрос о
том, что такое истина. Ответ нашелся в Святом Евангелии. Чтобы подробнее
познакомиться с христианским учением, праведник направился в Александрийское
огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген. Восемь лет Григорий
посещал его лекции. Тогда же он принял Крещение от своего учителя.
Вернувшись
в Неокесарию, праведник отказался от предложений влиятельных горожан начать
строить светскую карьеру и стал вести отшельнический образ жизни, погрузившись
в чтение богодухновенных книг и созерцание. Со временем Григорий получил дары
прозорливости и пророчества.
В
то время в каппадокийском городе Амасии служил епископ Федим. Узнав о подвигах
и духовных дарах Григория, он решил рукоположить его во епископа г. Неокесария.
Провидя духом о намерениях Федима, Григорий скрылся. После того как слуги
епископа так и не нашли отшельника, Федим решил рукоположить его заочно и стал
усиленно молить Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Тогда
Григорий решил прийти в Амасию, положившись на волю Божию.
Накануне
совершения архиерейской хиротонии праведник горячо молился Господу и Его
Пречистой Матери, чтобы ему была открыта тайна достойного и правильного
поклонения Пресвятой Троице. Той же ночью Григорию явились сияющая как солнце
Пресвятая Дева Мария и апостол Иоанн Богослов в епископском облачении, который
по повелению Божией Матери научил святого правилам веры.
Символ
веры, записанный святителем со слов апостола Любви, стал основой всего
православного вероучения о Пресвятой Троице и вошел в историю Церкви как
великое Божественное Откровение. В дальнейшем значение слов Символа веры
Григория Неокесарийского было раскрыто в богословских трудах святителей Василия
Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Его непреходящее значение
было подтверждено и отцами Первого Вселенского Собора (325).
После
того как были совершены все положенные священнодействия, святитель Григорий
воспринял архиерейский сан от рук епископа Федима и был направлен на служение в
свой родной город. По дороге в Неокесарию праведник изгнал бесов из языческого
капища. Свидетелем этого чуда стал жрец, который покаялся и принял от рук
праведника Крещение. Новообращенный стал также свидетелем еще одного чуда,
когда по молитве святителя громадная каменная глыба сдвинулась с места.
По
прибытии в Неокесарию епископу пришлось рассудить между братьями спор из-за наследования
озера, доставшегося им от отца. Никто не хотел уступать, и обе стороны уже
готовились разрешить вопрос силой, однако Григорий попросил подождать до утра,
после чего всю ночь провел в молитве на берегу озера. Утром братья и их
сторонники собрались на прежнем месте, чтобы отстоять свои права на наследство.
Но каким же было их удивление, когда они обнаружили, что озера нет. Ночью его
вода ушла под землю, а с ней — и повод для раздора.
За
время своего служения святитель Григорий совершил множество чудес, в т. ч.
одним ударом своего жезла определил границы половодья; повелел горе отойти, чтобы
освободить место для строительства нового храма; спас свою паству в горах во
время гонений на Церковь при императоре Декии. Святой ревностно следил за чистотой
церковного учения о Боге. В 264 г. праведник председательствовал на соборе в
Антиохии Сирийской, где была осуждена ересь Павла Самосатского, учившего, что в
Божестве нет различия Лиц.
Святитель
Григорий скончался около 266–270 гг. На то время в Неокесарии осталась лишь
горсть язычников, тогда как при его вступлении на кафедру христиан в городе
насчитывалось менее 20-ти...
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий