С
апостольских времен актуально звучит назидание Господне: берегитесь
лжепророков, приходящих к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.
7: 15). Эти слова имеют, прежде всего, духовно-пастырское значение. Образ
пастыря, как пастуха церковного стада, выбран Спасителем очень удачно.
Пастух в
повседневной жизни направляет стадо овец на участки пастбища с сочной травой,
укрывает от непогоды и нападения хищников, и ягнята, чувствуя его заботу,
послушно идут за ним. Так и пастырь церковный (епископ, священник), благодатью Святого
Духа, через хиротонию священства руководит духовным стадом (епархией или
приходом), помогая пасомым избегать ересей, расколов, искушений.
Овцы
имели важнейшее значение в укладе жизни израильтян. Ветхозаветные патриархи
Авраам, Исаак, Иаков, Иов были скотоводами. Их благосостояние измерялось поголовьем
овец, а повседневная жизнь проходила на пастбищах. Образ священнослужителя как
доброго пастыря известен еще со времен пророка Иезекииля. В его книге сказано:
горе пастырям израилевым, которые пасли себя самих! <...> Слабых не
укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и
угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.
И рассеялись они без пастыря, и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю
полевому (Иез. 34: 2–5).
По
мысли пророка Иезекииля, пастырь — прежде всего пастух духовных овец,
направляющий их в Царствие Небесное, молитвенник перед Богом за паству, терпеливый
и смиренный врачеватель ее духовных недугов.
Cреди
животных образец кроткого и смиренного поведения можно видеть у молодых ягнят
(агнцев). В Ветхом Завете, в книге пророка Исаии, Агнец является прообразом
Мессии. Спаситель вспоминается как непорочный и Пречистый Жертвенный Агнец и в
чине Божественной литургии Православной Церкви. На проскомидии, приготовляя
Агничную просфору, священник молитвенно вспоминает спасительное смирение
Господа, цитируя пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец
пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53: 7). Образ
агнца здесь понимается как символ душевной простоты и послушания Богу.
В
противовес кроткому ягненку, Господь Иисус Христос говорит о хищном волке.
Чтобы схватить добычу, волк иногда может надеть на себя маску смирения,
облачившись в овечью шкуру (вспомним сказку «Волк и семеро козлят»).
В
духовном смысле под хищными волками, приходящими к нам в овечьей шкуре, мы
понимаем противников веры Христовой: лжепастырей, еретиков, лжеучителей всех
времен, прикрывающихся святостью Христовой истины, а на самом деле служащих
князю тьмы — диаволу. Волками в овечьей шкуре могут оказаться те, кто обманом
вошел к нам в доверие, воспользовался нашей добротой и доверчивостью в своих
корыстных нечестивых целях.
Виктор Науменко
Благодарю Вас, Виктор. С Праздниками Вас!
ОтветитьУдалить