Римский
император Декий (249-251 гг.) возвел очередное гонение на Церковь Христову.
Прибыв в г. Эфес (Малая Азия), он приказал его жителям принести жертвы идолам.
Однако не все подчинились правителю. Среди таковых оказались и семь юношей,
один из которых по имени Максимилиан был сыном правителя Эфеса, а шесть его
друзей — Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и
Антонин — выходцами из аристократических семей.
В то время все они находились на воинской службе. Исповедав себя христианами, юноши были лишены воинских знаков отличия. Император решил дать им время подумать, возвратив в родные семьи на период ведения военной кампании, после которой обещал вернуться. Юноши же скрылись в пещере горы Охлон недалеко от города, проводя время в молитве и готовясь к мучениям.
Самым младшим из них был Иамвлих. Он одевался в нищенское рубище и ходил на городской рынок за хлебом. Когда он в очередной раз пришел в город, то узнал, что Декий уже вернулся и их ищут. Юноши снова предстали перед судом императора. Получив отказ принести жертвы идолам, правитель приговорил их к смерти через замурование в пещере, где они жили все это время. Среди вельмож, участвовавших в казни, было двое тайных христиан. Между кладкой они положили запечатанный ковчежец, где находились две оловянные дощечки с перечнем имен казненных, а также с описанием обстоятельств их смерти.
В то время все они находились на воинской службе. Исповедав себя христианами, юноши были лишены воинских знаков отличия. Император решил дать им время подумать, возвратив в родные семьи на период ведения военной кампании, после которой обещал вернуться. Юноши же скрылись в пещере горы Охлон недалеко от города, проводя время в молитве и готовясь к мучениям.
Самым младшим из них был Иамвлих. Он одевался в нищенское рубище и ходил на городской рынок за хлебом. Когда он в очередной раз пришел в город, то узнал, что Декий уже вернулся и их ищут. Юноши снова предстали перед судом императора. Получив отказ принести жертвы идолам, правитель приговорил их к смерти через замурование в пещере, где они жили все это время. Среди вельмож, участвовавших в казни, было двое тайных христиан. Между кладкой они положили запечатанный ковчежец, где находились две оловянные дощечки с перечнем имен казненных, а также с описанием обстоятельств их смерти.
Во
времена правления императора Феодосия ІІ Младшего (402–450 гг.) получила
распространение ересь, отрицающая вероучение о воскресении мертвых. Тогда же
владелец участка, где находилась гора Охлон, взялся за строительные работы и
приказал рабочим разобрать вход в пещеру на стройматериалы. Во время работ
отроки пробудились от сна, которым спали полтора века, не подозревая, что
прошло столько времени. Как обычно, они послали Иамвлиха за хлебом в город,
чтобы подкрепиться перед предстоящими мучениями.
Подойдя к Эфесу, юноша был ошеломлен видом креста на городских воротах. Когда же он услышал свободное упоминание имени Господа Иисуса Христа, то даже усомнился, что пришел в свой город. На рынке Иамвлиха задержали, поскольку тот расплатился за хлеб монетой времен правления императора Декия и был заподозрен в утаивании клада. Оказавшись перед лицом правителя, юноша, находясь в полном недоумении, начал отвечать на вопросы. Свидетелем этого необычного разговора стал местный епископ, который понял, что таким образом Господь открывает им какую-то тайну.
В скором времени большая группа горожан во главе с епископом пришла к пещере. У входа был обнаружен запечатанный ковчежец с описанием всего происшедшего. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых. О таком необыкновенном случае стало известно императору Феодосию, и он лично прибыл в Эфес, чтобы пообщаться с отроками. После разговора с правителем юноши на глазах у всех склонили головы на землю и опять уснули, на этот раз — до всеобщего воскресения. Феодосий решил поместить тело каждого отрока в золотой ковчег. Однако после явления ему ночью угодников Божиих оставил их в пещере на земле, как они того и просили.
Подойдя к Эфесу, юноша был ошеломлен видом креста на городских воротах. Когда же он услышал свободное упоминание имени Господа Иисуса Христа, то даже усомнился, что пришел в свой город. На рынке Иамвлиха задержали, поскольку тот расплатился за хлеб монетой времен правления императора Декия и был заподозрен в утаивании клада. Оказавшись перед лицом правителя, юноша, находясь в полном недоумении, начал отвечать на вопросы. Свидетелем этого необычного разговора стал местный епископ, который понял, что таким образом Господь открывает им какую-то тайну.
В скором времени большая группа горожан во главе с епископом пришла к пещере. У входа был обнаружен запечатанный ковчежец с описанием всего происшедшего. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых. О таком необыкновенном случае стало известно императору Феодосию, и он лично прибыл в Эфес, чтобы пообщаться с отроками. После разговора с правителем юноши на глазах у всех склонили головы на землю и опять уснули, на этот раз — до всеобщего воскресения. Феодосий решил поместить тело каждого отрока в золотой ковчег. Однако после явления ему ночью угодников Божиих оставил их в пещере на земле, как они того и просили.
О
сих отроках упоминает в своем «Хождении» в Святую Землю русский игумен Даниил
(начало XII в.). Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера,
идеже лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а
при Феодосии цари явишася».
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий