Во
второй половине XIX в. в Оптиной пустыне произошла одна трагическая история.
Девушка по имени Надежда, во время несения послушания по стирке белья, стала
набирать из котла кипяток, поскользнулась и упала в кипящую воду. Послушница
сильно обварилась, но еще два дня оставалась жива. Получив напутствие всеми
таинствами, девушка тихо скончалась. Перед ее погребением одна женщина,
работающая на скотном дворе монастыря, увидела в тонком сне почившего
настоятеля обители — преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова).
Он шел в
мантии с посохом по направлению к храму, куда перенесли тело почившей. Взяв
благословение, женщина спросила: «Куда вы, батюшка, так спешите?», на что он
ответил: «Иду Надежду проводить». Так стало известно, что и после смерти
преподобный Моисей не оставил Оптину без своего покровительства.
Родители
назвали праведника Тимофеем. Он был первенцем в семье и до совершеннолетия
помогал встать на ноги своим младшим братьям, будучи для них наставником и в
вопросах веры. Однажды Тимофей взял младшего брата Иону (он тоже будет
прославлен Церковью среди святых и станет известен как преподобный схиигумен
Антоний) и отправился по монастырям для общения с духовно опытными людьми.
Понимая
всю суетность мира и пустоту житейских дел, он вместе с братом загорелся
желанием ступить на путь монашеских подвигов и стал послушником Саровского
мужского монастыря. (В те времена еще был жив великий старец преподобный
Серафим Саровский.) Через три года послушник Тимофей оказался среди иноков,
подвизавшихся в рославльских лесах, где прожил десять лет и принял монашеский
постриг с именем Моисей.
В
Оптиной пустыни необходимо было заняться благоустройством Иоанно-Предтеченского
скита. На это послушание и был направлен преподобный. Так он оказался в
монастыре, в котором ему суждено было прославить Бога своими трудами и
подвигами в течение всей оставшейся жизни.
Проявившийся
в Моисее дар хозяйственника был замечен братией, и вскоре он стал настоятелем
обители. С этого момента начался расцвет Оптиной, которая при преподобном стала
одним из центров духовной жизни всей России. По благословению святого Моисея
начались реставрационные работы старых храмов, а также строительство новых.
Вокруг них были возведены корпуса монашеских келий, трапезная, библиотека… Не
остались без внимания настоятеля и монастырские угодья.
Знаменитые
традиции Оптинского старчества также зародились при Моисее. Праведник пригласил
в Оптину старца Льва. Вскоре духовное окормление братии и мирян взял на себя
его ученик — преподобный Макарий. При нем же в монастырь пришел великий
светильник Оптиной — преподобный старец Амвросий. Со временем святой Моисей
занялся еще и книгоиздательством, выпустив 16 томов святоотеческой литературы.
Тогда же в Оптиной была собрана одна из богатейших библиотек.
Несмотря
на всю вовлеченность в хозяйственную деятельность, праведник был духоносным старцем,
но свои благодатные дары он тщательно скрывал, и о них мало кому было известно.
Уже будучи тяжело больным, перед самой смертью, преподобный как-то сказал
посетителю, что в воскресенье будет в храме. В ответ на изумление собеседника,
который стал утверждать, что в таком состоянии ему служить нельзя, Моисей
ответил: «Служить нельзя, но быть можно».
Скончался
праведник 29 июня (по н. ст.) 1862 г., на 81-м году жизни, приняв до этого
схиму. Вскоре сбылось и предсказание старца: в воскресный день гроб с его телом
поместили в храме для отпевания и прощания. Через три года, во время похорон
преподобного Антония, вскрыли склеп, где находился гроб схиархимандрита Моисея.
Несмотря на влажность гроб сохранился, как новый, а когда его открыли, то
обнаружили, что останки святого настоятеля нетленны.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий