22 июня 2013

«В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА, МОЛЮ ТВОЮ БЛАГОСТЬ...». Коленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы

Из года в год за вечерней праздника Троицы (по Уставу она совершается сразу после воскресной Литургии) мы слушаем коленопреклоненные молитвы. Впервые после праздника Воскресения все церковное собрание молитвенно преклоняет колени пред Богом. Епископ или священник у открытых Царских врат читает длинные молитвы.

Всегда ли мы внимательно следим за их содержанием, всегда ли удается четко расслышать и понять слышимое? Не возникает ли у нас порой чувства неудовлетворенности от того, что мы на какой-то момент как бы выпали из молитвы, мысленно отвлеклись на суетное? Чтобы помочь нашим читателям подготовиться к слушанию троических молитвословий, наша газета предлагает текст молитв в переложении на современный язык, сделанном архимандритом Александром (Милеантом).

Вечерня Пятидесятницы

Вечерня праздника Пятидесятницы совершается сразу после Литургии. Главную особенность ее составляет чтение с коленопреклонением особых молитв святителя Василия Великого. В этой службе Церковь возвышенными песнями и молитвами призывает молящихся достойно принять бесценные дары благодати Божией.

Вечерня начинается молитвой «Царю Небесный», которой начинаются и другие богослужения. Но в настоящий день она имеет особенное значение для верующих, вспоминающих сошествие Святого Духа Утешителя.

На великой ектении диакон молится об «ожидающих благодати Святого Духа» и «преклоняющих сердца свои пред Господом и колена» и просит Бога, чтобы Он, «приняв коленопреклонения наши, как фимиам (ладан)», послал нам богатые милости Свои и небесную помощь.

После ектении следуют стихиры на «Господи, воззвах», совершается вход с кадилом, поется «Свете Тихий» и возглашается прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса».

После этого священник и все молящиеся становятся на колени и сосредоточенно, с чувством сердечного сокрушения, просят Бога о своем духовном обновлении. В это время храм становится той древней горницей, в которой на апостолов впервые сошел Святой Дух. Вот слова этих замечательных молитв.

Молитва первая

Пречистый, беспорочный, не имеющий начала, невидимый, непостижимый, неисследимый, неизменный, непобедимый, неизмеримый, незлобивый Господи, один имеющий бессмертие, живущий в свете неприступном, сотворивший небо и землю, море и все, находящееся в них, подающий всем просимое прежде прошения.

Тебе молимся и Тебя просим, Владыко человеколюбче, Отца Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Приснодевы и преславной Богородицы, сперва словами учившего, потом же и делом показавшего, когда спасительные страдания претерпел, научившего нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, Тебе приносить мольбы, с преклонением главы и колен, о своих грехах и о людских неведениях.

Сам, многомилостиве и человеколюбче, услыши нас, в какой день мы ни призовем Тебя, наипаче же в день сей Пятидесятницы, в который, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса и сидении одесную Тебя, Бога и Отца, Он ниспослал Святого Духа на святых Своих учеников и апостолов, Который и почил на каждом из них, — и все исполнились неистощимой Его благодати и начали говорить на разных языках о великих делах Божиих и пророчествовать.

Вот и ныне, услыши и помяни нас, смиренных и осужденных, молящихся Тебе, Господи, и освободи из (греховного) плена души наши ради милости Твоей. Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: мы согрешили. От рождения — мы Твои, Господи, от чрева матери нашей — Ты Бог наш. Но как жизнь наша проходит в суете, то лишились мы Твоей помощи и стали безответны.

Надеясь же на щедроты Твои, зовем: не помяни грехов юности и неведения нашего, и от тайных наших [грехов] очисти нас, и не отвергни нас во время старости, когда оскудеет крепость наша, не остави нас. Прежде чем мы возвратимся в землю, сподоби к Тебе возвратиться и услыши нас по Твоей благости и благоволению.

Беззакония наши измерь мерою щедрот Твоих, противопоставь бездну сих щедрот множеству согрешений наших. Воззри с высоты Твоей, Господи, на предстоящих людей Твоих, ожидающих от Тебя богатой милости. Посети нас по Твоей благости, избави нас от насилия диавола, укрепи жизнь нашу святыми Твоими и священными законами. Ангела, верного хранителя, пристави людям Твоим.

Всех нас собери в Твое царство. Прости уповающих на Тя, остави им и нам грехи, очисти нас действием Святого Духа Твоего, разруши вражьи козни против нас.

Присоединяем и следующую молитву:

Благословен Ты, Господи, Владыка Вседержитель, просветивший день светом солнечным и ночь осветивший сиянием луны! Удостоивший нас пройти течение дня и приблизиться к началу ночи. Услыши моления наши и всех людей Твоих и, простив всем нам вольные и невольные грехи, прими наши вечерние молитвы и ниспошли на людей Твоих множество милостей и щедрот Твоих. Защити нас Твоими святыми ангелами, вооружи нас оружием правды Твоей, огради нас истиною Твоею, сохрани нас силою Твоею, избави нас от всякой напасти и всякого навета лукавого.

Даруй же нам, чтобы наступающие вечер с ночью прошли совершенно, мирно, свято, безгрешно, без соблазнов, без мечтаний, как и все последующие дни жизни нашей, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых, от века Тебе праведно служивших.

 

Молитва вторая

Господи Иисусе Христе Боже наш! Еще в жизни с нами пребывающий, мир Твой давший людям и в неотъемлемое владение всегда дающий верным дар Пресвятого Духа. Сию же благодать Твоим ученикам и апостолам еще полнее ниспослав и уста их наделив пламенными языками, так что через них весь род человеческий услышал слово о Боге. И мы просветились светом Духа и от обольщения, как от тьмы, избавились, даром чувственных и огненных языков и сверхъестественным их действием научились веровать в Сына Божия и славить Его со Отцем и Святым Духом во едином Божестве, силе и власти.

Посему Ты, Христе Боже, Отчее сияние, существа и естества Его неизменный и недвижимый образ, источник премудрости и благодати, отверзи и мне грешному уста и научи меня, как и о чем следует молиться. Ты знаешь многое множество грехов моих, но Твое милосердие победит их безмерность. Со страхом предстою пред Тобою, повергнув отчаяние души моей в пучину милости Твоей. Ты, Который силою неизреченной премудрости управляешь всею тварью, направь и жизнь мою. Ты, тихое пристанище носимых бурею, укажи мне путь, по которому я пойду.

Дух Твоей премудрости дай моим мыслям, Дух разума дай моему неразумию, Духом страха Твоего осени дела мои! Дух правый обнови во внутри меня, Духом Владычным укрепи непостоянство моих помышлений, дабы я, Твоим благим Духом научаемый на всякий день полезному, сподобился исполнять Твои заповеди и всегда помнить Твое (второе) славное пришествие, когда все мы должны будем дать ответ о содеянном нами.

И не допусти меня, Господи, прельщаться тленными красотами мира сего, но укрепи во мне желание будущих сокровищ. Ибо Ты, Владыко, сказал: если кто просит чего во имя Твое, непременно получит от Твоего присносущного Бога и Отца. Посему и я, грешный, в день сошествия Святого Духа, молю Твою благость: дай мне во спасение, чего я прошу.

Ей, Господи, всякого благодеяния щедрый и благой Податель, обильно посылающий по прошению нашему, Ты — сострадателен и милостив, безгрешно принявший в Свое общение нашу плоть, любвеобильно снисходящий к преклоняющим колена пред Тобою, дающий нам очищение грехов наших.

Даждь же, Господи, людям Твоим от щедрот Твоих! Услыши нас со святого неба Твоего! Освяти нас силой спасительной Твоей десницы! Покрой нас кровом крыльев Твоих и не презри создание Твоих рук! Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим. Не умеем кланяться чужому богу, ни простирать руки наши к богу иному. Прости нам согрешения наши и, приняв наши коленопреклоненные моления, подай всем нам руку помощи, прими молитву всех, как кадило благовонное, принимаемое в Твоем преблагом Царстве.

Присоединяем и следующую молитву:

Господи, Господи, избавивший нас от всякой стрелы, летящей днем, избави нас и от всякой вещи, во тьме приходящей. Прими жертву вечернюю, рук наших воздевание. Сподоби же нас и ночное время беспорочно миновать, не испытав зла. И избави нас от всякого смущения и боязни, от диавола к нам приходящих. Даруй душам нашим умиление и помыслам нашим попечение о предстоящем ответе на страшном и праведном Твоем суде.

Пригвозди к страху Твоему плоть нашу и умертви наши земные члены, дабы в тишине сна мы просветились созерцанием судеб Твоих. Удали же от нас всякое мечтание непристойное и похоть вредную. Подними же нас во время молитвы укрепленными в вере и преуспевающими в заповедях Твоих.

Молитва третья

Приснотекущий, животворный, просветительный источник, всегда сущая с Отцом созидательная сила, Христе Боже наш, все дело спасения человеческого прекрасно совершивший, неразрешимые узы смерти и адовы заклепы расторгший, множество же лукавых духов поправший, Себя за нас в непорочное заклание принесший, тело Свое пречистое, неприкосновенное и недоступное никакому греху, в жертву предавший, и этим страшным и неисповедимым священнодействием вечную жизнь нам даровавший; в ад сошедший и его засовы сокрушивший и сидящим во тьме исход указавший; зла источника и глубинного змия богомудрой приманкой уловивший и узами мрака связавший и Твоею беспредельно могучей силой в тартаре заключивший, в огне неугасимом и во тьме кромешной.

О великая Премудрость Отчая! одержимым напастями — великий помощник, пришедший и просветивший сидящих во тьме и сени смертной. Ты — Господь вечной славы, Отца Всевышнего Сын возлюбленный, присносущный Свет от присносущного Света, солнце правды! Услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, преждеусопших отцов и братий наших, прочих сродников по плоти и всех своих по вере, о них же память творим ныне, ибо у Тебя власть над всеми и в руках Твоих Ты держишь все концы земли.

Владыко, Вседержитель, Бог отцов наших и Господи милости, рода смертного и бессмертного и всякого естества человеческого Создатель: являющегося на свет и опять уходящего, жизни и кончины, здесь пребывания и в мир иной отшествия, годы жизни всем определяющий и час смерти назначающий, в ад низводящий и оттуда возводящий, немощью связующий и в силе восстановляющий, настоящее по нужде каждого устраивающий и будущее к пользе направляющий, жалом смерти уязвленных надеждою воскресения утешающий.

Владыко всех, Боже Спасителю наш, надежда всех концов земли и сущих в море далече! В сей последний и спасительный день праздника Пятидесятницы раскрывший нам тайну Святой, единосущной, всегда пребывающей, неразделимой и неслиянной Троицы, и ниспославший Святого и животворящего Духа, в виде огненных языков, на святых Своих апостолов, соделавший их благовестниками благочестивой нашей веры, и явивший их исповедниками и проповедниками истинного богословия. В сей совершенный и спасительный праздник благоволивший принять очистительные молитвы о держимых во аде и дающий, заключенным там, великую надежду на получение от Тебя утешения и облегчения от содержащих их горестей.

Услыши нас, смиренных рабов Твоих, молящихся Тебе, и упокой души прежде усопших рабов Твоих на месте светлом, на месте зеленом, на месте прохладном, откуда удалились всякие болезни, печаль и воздыхание. И удостой их мира и облегчения в селениях праведных. Ибо не умершие восхвалят Тебя, Господи, и не те, которые во аде, дерзнут принести Тебе исповедание, но мы, живые, благословляем Тебя и молим, принося Тебе очистительные молитвы и жертвы об их душах.

Присоединяем и следующую молитву:

Боже великий и вечный, святый, человеколюбивый, сподобивший нас в час сей стать перед неприступною Твоею славою на пение и хвалу чудес Твоих! Очисти нас, недостойных рабов Твоих, и дай нам благодать, смиренно и с сокрушенным сердцем, приносить Тебе трисвятое славословие и благодарение за великие дары Твои, которые Ты всегда и неизменно даешь нам.

Помяни, Господи, немощь нашу и не погуби нас по беззакониям нашим, но сотвори великую милость с нами смиренными, дабы мы, избежав греховной тьмы, начали ходить в свете правды и, облекшись светоносным оружием, пребывали вне опасности от всякой козни лукавого и за все Тебя, единого истинного и человеколюбивого Бога, со дерзновением прославляли!

Ибо воистину великое и подлинное таинство Твое, Владыко всех и Творец: временная смерть Твоих созданий и потом — воскресение и упокоение навеки. Тебе благодарение за все приносим: за наше явление в мир сей и за исход из него, и за Твои верные обещания нашего воскресения и жизни нетленной, которых сподобимся в будущем втором пришествии Твоем.

Ибо Ты, Христе Боже, нашего воскресения источник и усопших неподкупный и человеколюбивый Судия, и достойных награды Владыка и Господь. Ты воспринял, по крайнему снисхождению, плоть и кровь нашу и, по безмерной любви к нам, не отрекся от страданий, добровольно подвергнувшись испытанию; так что, будучи искушен, Ты, как обещал, стал помощником нам, искушаемым, возвысив нас до Своего бесстрастия.

Прими же наши мольбы и моления, Владыко, и упокой всех родителей наших, и чад их, и братьев, и сестер, и души всех, прежде почивших в надежде воскресения и жизни вечной, напиши их имена в книге жизни, всели в недра Авраама и Исаака и Иакова, в страну живых, в Царство Небесное, в рай сладости, вводя всех во святые Твои обители светлыми Твоими ангелами, совоскрешая тела наши в день, который Ты назначил по святым Твоим и неложным обетованиям.

Потому что, когда мы покидаем нашу телесную храмину и к Тебе, Богу нашему, возвращаемся, то это, Господи, для рабов Твоих не смерть, но переход от печального к полезнейшему и сладостнейшему, на упокоение и радость. Если же в чем и согрешили мы пред Тобою, милостив буди и нам и отошедшим: ибо нет никого, кто бы был чист пред Тобою от скверны, даже при одном дне жизни его, только Ты один, Господь наш Иисус Христос, явился на земле безгрешным, и ради Тебя все мы уповаем получить милость и оставление грехов.

Посему, Боже, по благости Твоей и человеколюбию, ослабь, отпусти и прости грехопадения наши, сознательные и несознательные, явные и скрытые, которые помним или о которых забыли, делом, помыслом или словом, в течение всей жизни и во всех наших сердечных движениях. И скончавшимся подай свободу и облегчение. Нас же, находящихся здесь, благослови, подавая нам и всем людям Твоим благой и мирный конец жизни, на страшном же и ужасном Твоем пришествии открой нам бездну Твоего человеколюбия, делая нас достойными Твоего Царства.

Некоторые добавляют еще следующую «светильничную» молитву:

Боже великий и вышний, един имеющий бессмертие, живущий в свете неприступном, всю тварь премудро создавший, отделивший свет от тьмы, назначивший солнце для управления днем, а луну и звезды — для управления ночью. Ты сподобил нас, грешных, и в настоящий день в исповедании предстать пред лицом Твоим и принести Тебе вечернюю службу.

Сам, человеколюбче Господи, направь молитву нашу как кадило пред Тобою, и прими ее, как благовонное курение. Подай, чтобы наступающий вечер и последующая за ним ночь прошли для нас мирно; вооружи нас оружием света, избавь нас от страха ночного и от всего, во тьме приходящего. И пошли нам сон, который нужен немощи нашей для отдыха, непричастный всякому мечтанию дьявольскому.

Ей, Владыко, податель всякого блага! Даруй, чтобы и на ложах наших среди ночи мы с умилением вспоминали пресвятое имя Твое. Даруй, чтобы, озаряемые поучением Твоих заповедей, мы в радости душевной восстали к славословию Твоей благости, принося молитвы Твоему милосердию о грехах своих и всех людей, которых Ты, по молитвам Пресвятой Богородицы, посети в милости!

Советуем:

В День Святой Троицы христиане традиционно приносят для освящения зелень. По прошествии некоторого времени возникает вопрос: что делать с засохшими букетиками и пучками зелени? Если Ваш букет состоит из целебных трав (ромашки, чабреца, мелиссы, мяты, чернобривцев), то в течение года можно использовать их в лечебных целях. Если же букет составили декоративные растения, то его можно использовать для каждения помещений с молитвой (например, таких как «Царю Небесный» или «Живый в помощи Вышняго»).

Идя на Литургию в праздник Святой Троицы, захватите с собой мягкую подстилку под колени. Это не обязательно, но в некоторых случаях может пригодиться. Например, в храмах, где пол каменный или керамический, это понадобится тем, кто страдает болезнями суставов.

Иногда из-за стечения народа в храме во время богослужения многие оказываются во дворе, где земля может быть неровной, каменистой. Также из-за тесноты в храме иногда трудно стать на плоскую часть согнутых колен, и приходится стоять на острой части.

В такой ситуации из-за боли и быстро наступающей усталости легко отвлечься от слушания молитв, а то и вовсе желать скорейшего их завершения, что, конечно же, нехорошо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий