«Церковная
православная газета» продолжает знакомить своих читателей с выдающимися
произведениями древнецерковной письменности. На этот раз речь пойдет о Послании
святого Поликарпа Смирнского к филиппийцам. О житии святого Поликарпа наше издание
уже писало в рубрике «Православный календарь» (см.: № 4 «ЦПГ» за 2013 г.).
Напомним лишь, что Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова, другом священномученика
Игнатия Богоносца и учителем святого Иринея Лионского; епископствовал в г.
Смирна в Малой Азии и завершил свой земной путь славным подвигом мученичества.
Как
отмечает архимандрит Киприан (Керн), в древности было известно несколько
посланий с именем святого Поликарпа Смирнского, адресованных соседним церковным
общинам. До нас дошло только одно — Послание к филиппийцам.
Его
подлинность не вызывает сомнений у исследователей, хотя полный текст сохранился
только в латинском переводе. В греческом оригинале существуют первые девять
глав (из 14-ти); кроме того, почти полностью 9-я и 13-я главы приведены у Евсевия.
Как
сообщает современный патролог Алексей Сидоров, «большинство исследователей
склоняются к предположению, что данное послание на самом деле есть синтез двух посланий»,
которые слились уже в древней рукописной традиции. Согласно свидетельству
блаженного Иеронима, в древности в некоторых церковных общинах Послание святого
Поликарпа читалось за богослужением.
Послание
к филиппийцам содержит преимущественно нравственные советы, его догматическое
содержание небогато. Святой Поликарп, в частности, хвалит филиппийских христиан
за любовь к узникам и за твердость в вере; увещевает их служить Богу «в страхе
и истине»; советует избегать сребролюбия; напоминает об обязанностях диаконов, пресвитеров,
юношей и дев.
В
7-й главе Послания содержится предостережение, направленное против еретиков —
докетов, которые отказывались признавать реальность человеческой природы Христа
и ложно учили об ее иллюзорности.
Святой
Поликарп напоминает: «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во
плоти, есть антихрист» (см.: 1 Ин. 4: 3) и добавляет: «Кто не признает
свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать
по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения, ни суда, тот первенец
сатаны».
Святой
Поликарп призывает оставить «суетные и ложные учения» и обратиться «к
преданному изначала слову», то есть к преданию Церкви.
Далее
Смирнский архипастырь убеждает пребывать в молитве и посте; увещевает быть
подражателями терпения Господа Иисуса Христа; приводит в пример святых мучеников
и апостолов, которые «не вотще подвизались, но в вере и правде и пребывают в
подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали».
Среди
последующих увещаний святого заслуживает внимания, например, такой совет: «Все
будьте уступчивы друг другу, чтобы “поведение ваше было безупречно среди язычников”
[см.: 1 Петр. 2: 12] и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела,
и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя
Господне!».
Святитель
также призывает молиться за всех: «Молитесь за всех святых [т. е. христиан].
Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих
вас и за врагов Креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех и сами вы были
совершенны».
По
характеристике протоиерея Георгия Флоровского, святой Поликарп «был
посредствующим звеном» между апостолом Иоанном Богословом и святым Иринеем
Лионским, был «выразителем той слагавшейся малоазиатской традиции в богословии,
которая впервые получила связное изложение у Иринея и для которой характерна
сотериологическая точка зрения — исповедание веры, исходящее из созерцания
искупительного дела Христова».
Подготовил Михаил Мазурин
Из Послания святого Поликарпа Смирнского к
филиппийцам
Глава
IV
Будем избегать сребролюбия
и вразумлять самих себя, жен и вдов
«Начало
же всех бед есть сребролюбие» [см.: 1 Тим. 6: 10]. Итак, зная, что мы «ничего
не принесли в мір и ничего не вынесем из него» [см.: 1 Тим. 6: 7], вооружимся
оружиями правды и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди
Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере,
любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других
равно со всем целомудрием; и детей будем воспитывать в страхе Божием; будем
учить вдов, чтоб они здраво судили о вере Господней, предстательствовали
непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства,
сребролюбия и всякого порока и знали, что они — жертвенник Божий, что Бог все
видит и от Него ничто не сокрыто: ни мысли, ни намерения и никакие сокровенные
чувствования сердца.
Глава
V
Обязанности диаконов,
юношей и дев
Таким
образом, зная, что «Бог не бывает в посмеянии» [см.: Гал. 6: 7], мы должны
поступать достойно заповеди Его и славы. Подобно и диаконы должны быть
непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков, не
клеветники, не двоязычники, не сребролюбцы, воздержаны во всем, милосердны,
старательны; должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался служителем
всех, от Которого, если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как
Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых и что, если будем жить достойно Его
и в Него веровать, будем и царствовать с Ним. Подобным образом и юноши должны быть
непорочны во всем, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя
от всякого порока. Ибо хорошо отражать от себя мірские похоти, потому что
всякая «похоть воюет против духа» [см.: 1 Петр. 2: 11] и «ни блудники, ни
сластолюбцы, ни мужеложники Царствия Божия не наследуют» [см.: 1 Кор. 6: 9,
10], так как и все делающие непотребства. Посему должно воздерживаться от всего
этого и покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу, а девам жить с
непорочною и чистою совестью.
Глава
VI
Обязанности пресвитеров
и общие обязанности
Пресвитеры
же должны быть благосерды, милостивы ко всем, обращать заблуждающих, посещать всякого
немощного, не пренебрегать вдов или нищего, «всегда стараться о добром пред
Богом и человеками» [см.: Рим. 12: 17; 2 Кор. 8: 21], воздерживаться от всякого
гнева, лицемерия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не
быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы
должники греха. И потому, если молим Господа, чтоб Он простил нас, то и мы
должны прощать. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога: «каждый из нас должен
предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет» [см.: Рим. 14:
10, 12]. Итак, будем служить Ему со страхом и всяким благоговением, как Он заповедал
Сам и благовествовавшие нам апостолы и пророки, предсказавшие пришествие
Господа нашего. Будем ревностны в добре, будем удаляться от соблазнов, от лжебратий
и от тех, которые лицемерно носят на себе имя Господне и вводят в заблуждение
людей легкомысленных.
Печатается по изданию:
Писания мужей
апостольских. —
Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий