25 июня 2013

«ПОКЛОНИМСЯ НА МЕСТО, ИДЕЖЕ СТОЯСТЕ НОЗЕ ЕГО». О паломничестве на Святую Землю во времена древней Церкви

В предыдущих выпусках (см.: №№ 9, 10 «ЦПГ » за 2013 г.) наша газета писала о состоявшемся 19–26 апреля пресс-туре на Святую Землю, в котором принимали участие представители православных средств массовой информации Украины. На этот раз обратимся к истории паломничества на Святую Землю во времена древней Церкви. Помогут нам в этом «Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения» профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908).

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА ЦЕРКВИ

Как отмечает профессор Лебедев, нам очень мало известно о христианских путешественниках на Святую Землю в первые три века Церкви. Причин тому несколько. Прежде всего, в эти века христиан было не столь много, как в века последующие, соответственно меньше было и паломников. Не предрасполагали к совершению путешествий к святым местам гонения на христиан: паломничество – это духовный подвиг, но к подвигу давали множество поводов и гонения.

До водворения (во времена царствования Константина Великого) мира в Церкви предпринимать паломнические путешествия было попросту опасно. Далее, во времена императоров-язычников многие места, освященные страданиями Спасителя, были намеренно осквернены через построение на них языческих капищ; в том же в Иерусалиме отыскать христианские святыни было трудно, так как они пребывали в поругании.

Кроме того, многие святыни, связанные с воспоминаниями о страданиях Христа, находились под спудом: еще не были открыты Крест Христов и пещера Его погребения. Тем не менее, по свидетельству блаженного Иеронима, жившего в IV и V вв., путешествия на Святую Землю совершались и до IV в., когда этот подвиг сделался обычным.

Вот что сообщает блаженный Иероним: «Долго было бы исчислять ныне, сколько во все время от вознесения Господня до настоящего дня благовестников, сколько мучеников, сколько искуснейших в церковном учении мужей ходило в Иерусалим. Все они думали, что в них меньше будет религиозности, меньше знаний, и что они не достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало с креста Первоевангелие».

Подтвердить эти слова многочисленными примерами затруднительно, однако сомневаться в том, что паломники на Святую Землю встречались и до IV в., нет причин.

Древнейшее свидетельство о паломничестве на Святую Землю можно найти в Церковной истории Евсевия, который так рассказывает о путешествии одного епископа из Каппадокии, совершенном во II в.: «Александр получил в одну ночь откровение. Последуя божественному мановению, он из Каппадокии отправился в Иерусалим для молитвы и посещения святых мест, и был принят братьями весьма дружелюбно, так что они не хотели отпускать его домой, ссылаясь равным образом на откровение, виденное им в ту же самую ночь».

В III в. посещал Святую Землю — в том числе с намерением поклониться святым местам – известный александрийский учитель Ориген.

В ЭПОХУ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО

Многочисленные примеры паломничеств на Святую Землю представляет IV в. христианской Церкви. В эпоху Константина Великого посетить Иерусалим стремились и самые знаменитые лица, и славные учители Церкви, и оставшиеся безвестными простые верующие.

По мнению профессора Лебедева, во главе всех известных путешественников на Святую Землю следует поставить мать Константина Великого святую царицу Елену. Евсевий Кесарийский писал о ней: «Признав своим делом воздать Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись возблагодарить Его за своего сына-царя и своих внуков, эта старица необыкновенного ума с юношеской быстротой поспешила на Восток и с царской заботливостью обозрела дивную землю, города и селения с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Господа и, по слову пророка, поклониться на месте, идеже стоясте нозе Его (Пс.131: 7)».

Пребывание царицы Елены на Святой Земле ознаменовалось сооружением различных храмов. Пример императрицы, совершившей паломничество на Святую Землю, произвел сильное впечатление на христиан IV в., и с тех пор Святую Землю стали посещать путешественники из разных стран, из самых отдаленных местностей, часто большими массами.

По свидетельству историка Созомена, особенно много христиан стекалось в Иерусалим в дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (которое со времен освящения храма, построенного при Константине Великом на Голгофе, совершалось ежегодно, было очень торжественным и продолжалось восемь дней).

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПАЛОМНИКИ

Среди замечательных паломников на Святую Землю в IV в. — неизвестный христианин, который из галльского (французского) города Бордо путешествовал на Святую Землю в 333 г. и оставил после себя «Путевые записки», первый исторический памятник подобного рода. Совершил паломничество на Святую Землю и святой Григорий Нисский, брат святителя Василия Великого, описавший мысли и чувства по поводу этого путешествия в своих творениях.

Упоминавшийся выше блаженный Иероним не только был на Святой Земле, но долго жил здесь и даже скончался († 420) в Вифлееме. Зная, сколь нелегко путешествовать на Святую Землю, Иероним устроил в Вифлееме за свой счет странноприимницу при монастыре.

Из путешественников, посетивших Святую Землю в V в., профессор Лебедев выделяет подвижника Петра из Галатии, о котором повествует блаженный Феодорит: «Сей блаженный муж (Петр), будучи объят любовью ко Христу, приложил к себе слова из Песни Песней: уязвлен любовию аз есмь (5: 8), и как бы желая увидеть хотя тень Жениха, обратился к местам, которые источали для всех людей токи спасения».

В ПОСТЕ И МОЛИТВАХ

Известно, что древние паломники время долгого пути старались проводить в посте и молитвах, тем самым предуготовляя душу к созерцанию святых мест. Григорий Нисский, например, сам свидетельствует, что колесница, на которой ехали он и его спутники, была для них «церковью и монастырем», где они «всю дорогу вместе воспевали Господа и постились».

О ПОБУЖДЕНИЯХ К ПАЛОМНИЧЕСТВУ

Что же побуждало христиан IV и V вв. брать на себя нелегкий в те времена подвиг паломничества на Святую Землю, не только терпя дорожные неудобства, но и подвергаясь различным опасностям? Прежде всего, желание в полной мере воскресить в своей душе те великие события, которые произошли на Святой Земле в ветхозаветные и новозаветные времена, желание укрепить и оживить в себе религиозное чувство, ослабевающее и притупляющееся в обыкновенной обстановке.

Все на Святой Земле, а в особенности святыни Иерусалима, напоминало о Спасителе. У многих паломников к мотиву усугубить в себе религиозное чувство присоединялись и другие.

Например, святая царица Елена, о которой упоминалось выше, прибыла в Иерусалим не только для того, чтобы видеть места, ознаменованные великими событиями Священной Истории и удовлетворить своему религиозному стремлению, но и для того, чтобы возблагодарить Бога за блага, которыми Он одарил ее сына и внуков. Некоторые паломники через принятый ими подвиг хотели выразить чувство благодарности по случаю миновавшего их несчастья.

Некоторые полагали, что побуждение к странствованию на Святую Землю содержалось в обращенных к ученикам словах Спасителя о том, чтобы они не отлучались от Иерусалима (святой Григорий Нисский считал подобный мотив безосновательным и искусственным). Некоторые ученые христиане руководствовались, помимо прочих, и чисто научными побуждениями, надеясь при посещении страны, где происходили библейские события, объяснить для себя то, что представлялось им в Священном Писании невразумительным и неясным.

Как отмечает профессор Лебедев, «эти и подобные побуждения, как, например, тяжелое горе, желание подвигом умирить свою совесть, сокрушающуюся о каком-либо великом грехе, вели и приводили в Иерусалим и Святую Землю».

Подготовил Михаил Мазурин

Комментариев нет:

Отправить комментарий