В
предыдущих выпусках (см.: №№ 9, 10 «ЦПГ » за 2013 г.) наша газета писала о состоявшемся
19–26 апреля пресс-туре на Святую Землю, в котором принимали участие
представители православных средств массовой информации Украины. На этот раз
обратимся к истории паломничества на Святую Землю во времена древней Церкви.
Помогут нам в этом «Церковно-исторические повествования общедоступного
содержания и изложения» профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908).
ПАЛОМНИЧЕСТВО
В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА ЦЕРКВИ
Как
отмечает профессор Лебедев, нам очень мало известно о христианских
путешественниках на Святую Землю в первые три века Церкви. Причин тому
несколько. Прежде всего, в эти века христиан было не столь много, как в века
последующие, соответственно меньше было и паломников. Не предрасполагали к совершению
путешествий к святым местам гонения на христиан: паломничество – это духовный
подвиг, но к подвигу давали множество поводов и гонения.
До
водворения (во времена царствования Константина Великого) мира в Церкви предпринимать
паломнические путешествия было попросту опасно. Далее, во времена
императоров-язычников многие места, освященные страданиями Спасителя, были
намеренно осквернены через построение на них языческих капищ; в том же в Иерусалиме
отыскать христианские святыни было трудно, так как они пребывали в поругании.
Кроме
того, многие святыни, связанные с воспоминаниями о страданиях Христа, находились
под спудом: еще не были открыты Крест Христов и пещера Его погребения. Тем не
менее, по свидетельству блаженного Иеронима, жившего в IV и V вв., путешествия
на Святую Землю совершались и до IV в., когда этот подвиг сделался обычным.
Вот
что сообщает блаженный Иероним: «Долго было бы исчислять ныне, сколько во все
время от вознесения Господня до настоящего дня благовестников, сколько мучеников,
сколько искуснейших в церковном учении мужей ходило в Иерусалим. Все они
думали, что в них меньше будет религиозности, меньше знаний, и что они не
достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало
с креста Первоевангелие».
Подтвердить
эти слова многочисленными примерами затруднительно, однако сомневаться в том, что
паломники на Святую Землю встречались и до IV в., нет причин.
Древнейшее
свидетельство о паломничестве на Святую Землю можно найти в Церковной истории
Евсевия, который так рассказывает о путешествии одного епископа из Каппадокии,
совершенном во II в.: «Александр получил в одну ночь откровение. Последуя
божественному мановению, он из Каппадокии отправился в Иерусалим для молитвы и
посещения святых мест, и был принят братьями весьма дружелюбно, так что они не
хотели отпускать его домой, ссылаясь равным образом на откровение, виденное им
в ту же самую ночь».
В
III в. посещал Святую Землю — в том числе с намерением поклониться святым
местам – известный александрийский учитель Ориген.
В
ЭПОХУ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО
Многочисленные
примеры паломничеств на Святую Землю представляет IV в. христианской Церкви. В
эпоху Константина Великого посетить Иерусалим стремились и самые знаменитые
лица, и славные учители Церкви, и оставшиеся безвестными простые верующие.
По
мнению профессора Лебедева, во главе всех известных путешественников на Святую
Землю следует поставить мать Константина Великого святую царицу Елену. Евсевий
Кесарийский писал о ней: «Признав своим делом воздать Богу долг благочестивого
своего расположения, также вознамерившись возблагодарить Его за своего сына-царя
и своих внуков, эта старица необыкновенного ума с юношеской быстротой поспешила
на Восток и с царской заботливостью обозрела дивную землю, города и селения с той
целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Господа и, по слову пророка,
поклониться на месте, идеже стоясте нозе Его (Пс.131: 7)».
Пребывание
царицы Елены на Святой Земле ознаменовалось сооружением различных храмов. Пример
императрицы, совершившей паломничество на Святую Землю, произвел сильное
впечатление на христиан IV в., и с тех пор Святую Землю стали посещать
путешественники из разных стран, из самых отдаленных местностей, часто большими
массами.
По
свидетельству историка Созомена, особенно много христиан стекалось в Иерусалим
в дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (которое
со времен освящения храма, построенного при Константине Великом на Голгофе,
совершалось ежегодно, было очень торжественным и продолжалось восемь дней).
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПАЛОМНИКИ
Среди
замечательных паломников на Святую Землю в IV в. — неизвестный христианин,
который из галльского (французского) города Бордо путешествовал на Святую Землю
в 333 г. и оставил после себя «Путевые записки», первый исторический памятник
подобного рода. Совершил паломничество на Святую Землю и святой Григорий
Нисский, брат святителя Василия Великого, описавший мысли и чувства по поводу
этого путешествия в своих творениях.
Упоминавшийся
выше блаженный Иероним не только был на Святой Земле, но долго жил здесь и даже
скончался († 420) в Вифлееме. Зная, сколь нелегко путешествовать на Святую Землю,
Иероним устроил в Вифлееме за свой счет странноприимницу при монастыре.
Из
путешественников, посетивших Святую Землю в V в., профессор Лебедев выделяет
подвижника Петра из Галатии, о котором повествует блаженный Феодорит: «Сей
блаженный муж (Петр), будучи объят любовью ко Христу, приложил к себе слова из
Песни Песней: уязвлен любовию аз есмь (5: 8), и как бы желая увидеть хотя тень
Жениха, обратился к местам, которые источали для всех людей токи спасения».
В
ПОСТЕ И МОЛИТВАХ
Известно,
что древние паломники время долгого пути старались проводить в посте и
молитвах, тем самым предуготовляя душу к созерцанию святых мест. Григорий
Нисский, например, сам свидетельствует, что колесница, на которой ехали он и
его спутники, была для них «церковью и монастырем», где они «всю дорогу вместе
воспевали Господа и постились».
О
ПОБУЖДЕНИЯХ К ПАЛОМНИЧЕСТВУ
Что
же побуждало христиан IV и V вв. брать на себя нелегкий в те времена подвиг
паломничества на Святую Землю, не только терпя дорожные неудобства, но и подвергаясь
различным опасностям? Прежде всего, желание в полной мере воскресить в своей
душе те великие события, которые произошли на Святой Земле в ветхозаветные и
новозаветные времена, желание укрепить и оживить в себе религиозное чувство, ослабевающее
и притупляющееся в обыкновенной обстановке.
Все
на Святой Земле, а в особенности святыни Иерусалима, напоминало о Спасителе. У
многих паломников к мотиву усугубить в себе религиозное чувство присоединялись
и другие.
Например,
святая царица Елена, о которой упоминалось выше, прибыла в Иерусалим не только
для того, чтобы видеть места, ознаменованные великими событиями Священной
Истории и удовлетворить своему религиозному стремлению, но и для того, чтобы
возблагодарить Бога за блага, которыми Он одарил ее сына и внуков. Некоторые
паломники через принятый ими подвиг хотели выразить чувство благодарности по случаю
миновавшего их несчастья.
Некоторые
полагали, что побуждение к странствованию на Святую Землю содержалось в
обращенных к ученикам словах Спасителя о том, чтобы они не отлучались от Иерусалима
(святой Григорий Нисский считал подобный мотив безосновательным и
искусственным). Некоторые ученые христиане руководствовались, помимо прочих, и
чисто научными побуждениями, надеясь при посещении страны, где происходили библейские
события, объяснить для себя то, что представлялось им в Священном Писании
невразумительным и неясным.
Как
отмечает профессор Лебедев, «эти и подобные побуждения, как, например, тяжелое
горе, желание подвигом умирить свою совесть, сокрушающуюся о каком-либо великом
грехе, вели и приводили в Иерусалим и Святую Землю».
Подготовил Михаил Мазурин
Комментариев нет:
Отправить комментарий