Изучение
данных Министерства культуры Украины о количестве религиозных организаций в
стране по трем Православным Церквам наводит на очень интересные размышления.
Можно ли измерить благодать цифрами?
Сразу
оговорюсь, что это не аналитическое исследование, а мой личный взгляд. Главное
открытие этого года — религиозное возрождение уже завершилось. Если с 1985 по
2000 г. количество приходов, общин разных Церквей росло значительными темпами,
то после 2000-го этот рост стал значительно слабее. На начало этого года в Украине
зарегистрировано 35116 общин — это на долю процента меньше, чем в 2010 г.
Крупнейшая
конфессия в Украине — УПЦ. У нее 12 806 общин. Это больше, чем количество общин
УГКЦ и двух других православных конфессий, вместе взятых. Кстати, этот показатель
намного честнее, чем опросы общественного мнения, в которых вдруг оказывается,
что люди относят себя к «Киевскому патриархату». На самом деле выборка при
таких опросах — обычная для социологов, они спрашивают как верующих, так и неверующих.
Цифры
говорят более убедительно. Было бы преувеличением делать по этим цифрам выводы
о благодатности. Но одно можно сказать точно: в тех конфессиях, которые не
признаны Вселенским Православием, — серьезный кризис.
Загадочные монахи Автокефальной Церкви
Монахи
— это передовой отряд Церкви. Люди, отказавшиеся от всего, для того чтобы
служить одному Богу и Его Церкви. Сколько их в Украине? В УПЦ — 203 монастыря,
в них подвизается 4873 монаха. То есть, в среднем по 24 человека в одной
обители.
Много
это или мало? Давайте сравним с двумя другими православными конфессиями, где,
по идее, тоже должно быть много монахов. Иначе откуда будут появляться
епископы, кто вообще будет давать пример для прихожан?
В
УПЦ КП — 59 монастырей, в которых — 181 инок. То есть в среднем по три человека
на монастырь. Это еще терпимо, в УПЦ тоже есть такой пример — на всю
Ивано-Франковскую область есть только два монастыря УПЦ, в которых записано
восемь монахов.
Но,
если мы посмотрим на ситуацию с монашеством в УПЦ КП подробнее, тут начинают
возникать определенные подозрения. Так, в Тернопольской области у «Киевского
патриархата» пять монастырей, а монахов в них три. Еще раз: пять монастырей и
три инока. Как они успевают разорваться на все пять обителей — становится ясно,
если изучить статистику дальше.
А
дальше — самое забавное. Ситуация с монашеством в УАПЦ. Там целых 11
монастырей, в которых — десять монахов. В той же Тернопольской области у них
четыре монастыря, в которых — три монаха. Может, они проходили курсы у иноков
из «Киевского патриархата», ведь та же область? Формально монастырь может
существовать, даже если в нем и один монах, но 0,5 монаха — это уже слишком.
Церковное Будущее
Еще
один важный показатель — количество студентов в духовных семинариях. Это тоже
те пассионарии, которые служат, извините за деловую лексику, драйвером роста
организации. В 2000 г. в УПЦ было 3657 студентов, сейчас — на треть больше —
4727.
В
УПЦ КП было 1649 студентов в 2000 г., теперь — на треть меньше: 1073. В УАПЦ
было 270 студентов в 2000 г., теперь — вдвое меньше: 129. Удивительные люди в
руководстве УПЦ КП — у них мало монахов, от них уходят семинаристы, а они всё
занимаются критикой Московского Патриархата.
Про
Автокефальную Церковь можно сказать только одно: то, что она еще существует —
чудо. И, скорее всего, это чудо вполне земного происхождения — манипуляция
цифрами.
Владислав Головин
Комментариев нет:
Отправить комментарий