Председатель
Всеукраинского православного педагогического общества протоиерей Анатолий
Затовский даже в обычный будний день совершает несколько венчаний, затем у него
— пастырские встречи, а ведь надо еще и на стройку здания
Духовно-просветительского центра и Дома престарелых заглянуть... Несмотря на
свои 66 лет он остается деятельным священником и чутким духовником.
С отцом Анатолием мы встретились в Свято-Макариевском храме г. Киева в перерыве между венчаниями. Выкроив несколько минут во время отдыха, он рассказал о секретах счастливой семьи, о том, что делать, когда супругам грозит развод, и как родительское благословение помогло ему в семейной жизни.
С отцом Анатолием мы встретились в Свято-Макариевском храме г. Киева в перерыве между венчаниями. Выкроив несколько минут во время отдыха, он рассказал о секретах счастливой семьи, о том, что делать, когда супругам грозит развод, и как родительское благословение помогло ему в семейной жизни.
—
На эту тему сейчас есть много хорошей литературы, — говорит отец Анатолий. —
Например, книга митрополита Антония Сурожского «Таинство любви». Причины всех
наших бед и несчастий надо все-таки искать, в первую очередь, в семье. А ведь
крепкая семья — это крепкое государство. В Украине более 50 % разводов, а это
значит — неполные семьи.
Там, где Церковь имеет авторитет в государстве (например, Польша или Италия), — там разводов гораздо меньше, около 5 %. А 5 % и 50 % — разница существенная. Отсюда у нас появляются дети с надломленной психикой. Для ребенка папа и мама неразделимы и одинаково ценны, а поэтому развод — всегда трагедия и травма. Так что в конфликтной ситуации нужно пять раз подумать, прежде чем рубить и резать, расторгая семейные узы.
Там, где Церковь имеет авторитет в государстве (например, Польша или Италия), — там разводов гораздо меньше, около 5 %. А 5 % и 50 % — разница существенная. Отсюда у нас появляются дети с надломленной психикой. Для ребенка папа и мама неразделимы и одинаково ценны, а поэтому развод — всегда трагедия и травма. Так что в конфликтной ситуации нужно пять раз подумать, прежде чем рубить и резать, расторгая семейные узы.
—
Чем в этой ситуации может помочь Церковь?
—
В нашем храме с 1988 г. повенчались примерно две с половиной тысячи супружеских
пар. Среди них тоже, к сожалению, есть где-то 4-5 % разводов. Но это в основном
там, где люди пошли под венец только ради моды, какого-то внешнего эффекта.
Чтобы подобного избежать, мы сейчас проводим катехизические беседы с теми, кто
хочет венчаться. Сначала беседа, потом Исповедь, Причастие. И только после
этого они уже идут под венец.
Как-то
одна мама гуляла с малышом возле нашего храма и говорит: «Когда-то мы у вас
венчались, а теперь разводимся, уже подали заявление». — «В чем же дело?» —
«Вот, он мне так сказал, а я ему этак ответила, и он меня вот так обозвал...». Мы
с этой мамой долго беседовали, а потом отдельно говорили с ее мужем. Затем была
беседа с ними вместе. Потом они пришли и говорят: «А мы уже забрали заявление о
разводе». Но это явление единичное.
Авторитет
Церкви сейчас возрастает, и это вселяет определенную надежду на то, что и семьи
наши будут крепче. Когда супруги будут понимать, что Брак — это Таинство, маленькое
чудо, тогда они и относиться будут друг к другу со смирением и с терпением, с
любовью перенося все сложности семейной жизни. Ведь, как говорится, браки
совершаются на небесах.
А
у нас зачастую так: с этим мужем не сложилось — другого найду, с другим не
сложилось — третьего найду. Такое отношение к семье и браку, которое нам сейчас
навязывают СМИ, Запад, ни к чему хорошему не приведет. Многие государственные
лица и люди искусства с легкостью относятся к самому понятию брака.
Однажды
сын нашего прихожанина рассказал, что уже пять лет живет в гражданском браке.
«И когда же вы поженитесь?» — спрашиваю. «Да вот, нужно институт закончить, аспирантуру,
должность и квартиру получить». Потом поженились, расписались, повенчались — по
настоянию родителей. И самое печальное — через месяц разошлись. Была трагедия
для всех: и для родителей, и для меня, в том числе.
Ну
как же так вы могли? Пять лет жили-жили, любили. А виной всему —
необязательность. Существует выражение, что гражданский брак — это когда
женщина себя считает замужней, а мужчина себя считает холостым. Это и есть
необязательность: хочу — приду домой, хочу — поеду к родителям, а хочу — с
друзьями где-то проведу время. И вот эта необязательность за пять лет вошла в
привычку. А потом, когда уже понадобилась ответственность, оказалось, что к ней
человек не готов. И где же эта любовь была? А она как-то уплыла, где-то
расплескалась.
Так
что все это печально. Такое отношение к семье и браку недопустимо. Не знаю,
вернемся ли мы когда-нибудь к Домострою, к тому, что муж есть глава семьи, как
Христос есть Глава Церкви. Надеюсь, что хотя бы в наших христианских семьях об
этом будут помнить. Впрочем, сейчас, конечно, очень трудно найти достойную
спутницу жизни. Потому что обычно выбирают по каким-то внешним признакам, по
внешней красоте, а не смотрят вглубь, чтобы разглядеть красоту внутреннюю,
красоту души.
—
Что Вы советуете молодым людям, которые ищут себе спутницу или спутника жизни?
—
Раньше советовались с родителями. Думаю, что это было весьма оправдано. Конечно
же, хорошо, если бы мы прислушивались к родителям, а родители бы проявляли мудрость,
толерантность и уважение. Научились подсказывать, а не только навязывать свою
волю.
Вспоминаю,
в 1970-е годы, когда я учился на последнем курсе института, а моя матушка — на
втором, мы решили пожениться. Я приехал к отцу за благословением. Папа не спрашивал,
богатая она или бедная, высокая ли, красивая… Он лишь спросил: «Кто ее
родители?». Я ответил: «Крестьяне». А мой отец, инвалид войны, и говорит:
«Тогда женись». Я поначалу не вник в смысл его слов. А вспомнил об этом
разговоре через пять лет, когда решил круто повернуть свою жизнь.
Когда я бросил работу в НИИ гидрометеорологии и ушел в редакцию журнала «Православный вестник», моя жена училась в аспирантуре. А в то время наука — это, так сказать, и уважение, и престиж, и зарплата. Однако мы вместе решили, что надо уйти. Когда она сказала директору института, что я ушел и уже служу диаконом во Флоровском монастыре, тот страшно расстроился и даже испугался, боясь последствий по партийной линии.
Когда я бросил работу в НИИ гидрометеорологии и ушел в редакцию журнала «Православный вестник», моя жена училась в аспирантуре. А в то время наука — это, так сказать, и уважение, и престиж, и зарплата. Однако мы вместе решили, что надо уйти. Когда она сказала директору института, что я ушел и уже служу диаконом во Флоровском монастыре, тот страшно расстроился и даже испугался, боясь последствий по партийной линии.
Моей
жене он ничего не говорил, а затем она ушла в декретный отпуск, после чего
уволилась — и так потихоньку закончилась ее научная карьера. Хотя в то время
многие ей советовали развестись. И вот тогда я вспомнил, как мудро папа дал
свое благословение. В то время в сельских семьях воспитание было еще
патриархальным. Детей учили, что семья — это на всю жизнь, семья — это святое.
К сожалению, сейчас в селах уже этого нет. Да и сами села исчезают.
Я
знаю, кстати, многих священников, которые тоже в 1970-е годы решили стать на
стезю служения Богу, но их супруги были против и разводились, а семьи
распадались. После эти жены приходили и просили прощения, но уже все, назад
пути не было...
Так
что родительское благословение — это важно. Как говорится в Таинстве Венчания,
молитва родителей утверждает основание домов детей. Правда, иногда родители чересчур
вмешиваются в жизнь молодых. Тогда я напоминаю им слова апостола Павла:
«Родители, не раздражайте своих детей» (см.: Еф. 6: 4; Кол. 3: 21).
—
О чем Вы рассказываете будущим супругам перед Венчанием?
—
О христианском отношении к семье и браку. В одном стихотворении есть такие
слова: «Любовь — не вздохи при луне». Это и ответственность, это и уважение.
Когда молодоженов водят вокруг аналоя, поют сначала «Исаие, ликуй». Это ликование
молодоженов, ликование родственников, ликование Церкви о том, что создается
христианская семья. А второй раз поется — «Святии мученицы». Мученики потому, что
это семейный крест и мученичество. Вот этого понимания у нас сейчас все начисто
лишены: никто не думает о том, что нужно быть готовым, в определенной мере, и к
страданиям.
Мы
стараемся говорить молодоженам, чтобы они посмотрели на семейные
взаимоотношения как бы со стороны. Каждый человек немножко эгоист, хотя
христиане призваны думать в первую очередь не о себе, а о другом. Но у нас муж,
например, привык всегда ходить на футбол или пиво пить с друзьями. И вот, у
него уже семья, дети, а он так и не может расстаться со своими привычками. А
надо теперь думать о семье, о детях, а не о том, что хочется в этот момент. Не
все умеют перестроиться.
Ну
и жены тоже часто остаются эгоистками. Или, например, когда рождается ребенок,
все силы своей души женщина направляет на ребенка, а муж остается как бы в стороне.
С рождением детей появляются всякие семейные искушения и испытания, и муж
начинает обижаться, предъявлять жене претензии. А все потому, что жена не
сумела распределить свои чувства, любовь, заботу и на ребенка, и на мужа, и на
все семейство. Вот так мы и стараемся напоминать, чтобы люди больше шли друг
другу навстречу.
—
Всегда ли нужно сохранять брак? Случались ли в Вашей пастырской практике такие
случаи, когда развод был уже неизбежен?
—
К сожалению, бывают и такие случаи. Но это случается там, где молодожены
несерьезно отнеслись к Таинству. И, может быть, вина наша в том, что не
контролировали их. Ну, не будешь же человека каждый раз заставлять — иди, мол,
на Исповедь. Те, кто ходят, — они, так сказать, подконтрольны Церкви. А те,
которые лишь формально венчались, потом приходят и заявляют вдруг: «А мы уже
развелись».
Часто
бывает, что люди наломают дров, миришь их десятилетиями, а они говорят: «Мы
столько грязи вылили друг на друга, что возврат уже не возможен»... Иногда
причина развода и выеденного яйца не стоит.
Один
случай печальный был, когда жена попросила мужа купить ей что-то, а у него
зарплата была небольшая (дело происходило в 1980-е годы). Муж ей грубо и
ответил на это, а она обиделась и тоже ответила. И вот так пошло-поехало. Прожили
они где-то лет 20 лет вместе, потом — развод. А если бы с самого начала подумал
— стоп, это грех, я не буду этого делать. Сказал бы: «Извини, я сейчас не могу
тебе дорогие подарки дарить…».
—
О чем нужно помнить будущим супругам в первую очередь?
—
О том, что любовь, по апостолу Павлу, долготерпит, милосердствует, не мыслит
зла (cм.: 1 Кор. 13: 4-5). И если мы по-христиански будем друг к другу
относиться, значит и семьи наши будут счастливы и долголетны. Нужно помнить, что
любовь может видоизменяться. Одна любовь в 20 лет, другая — в 40 или, например,
в 70.
Я,
кстати, обвенчал пару: ему — 97 лет, а ей — 92 года. Они поженились и
расписались еще до войны, с верой прожили всю жизнь. Он получил тяжелое
ранение, чуть ли не в сердце, но молился и выжил. И вот теперь они решили повенчаться.
Недавно
у святителя Иоанна Златоуста я нашел слова, что совершенная семья может быть не
ниже, чем монашество, а по многим параметрам даже превосходить монашеский подвиг.
Относясь к монашеству с должным уважением, мы забываем, что Господь благословил
христианский брак еще в раю — «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и
обладайте ею...» (Быт. 1: 28).
Дай
Бог, чтобы сейчас как можно больше людей по-христиански пересмотрели свое
мировоззрение. И всегда мы должны помнить, что «не хлебом одним будет жить
человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).
Беседовал Олег Карпенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий