08 августа 2012

ПРОТОИЕРЕЙ АНАТОЛИЙ ЗАТОВСКИЙ: «ХОРОШАЯ СЕМЬЯ — НЕ НИЖЕ МОНАШЕСКОГО ПОДВИГА»

Председатель Всеукраинского православного педагогического общества протоиерей Анатолий Затовский даже в обычный будний день совершает несколько венчаний, затем у него — пастырские встречи, а ведь надо еще и на стройку здания Духовно-просветительского центра и Дома престарелых заглянуть... Несмотря на свои 66 лет он остается деятельным священником и чутким духовником. 

С отцом Анатолием мы встретились в Свято-Макариевском храме г. Киева в перерыве между венчаниями. Выкроив несколько минут во время отдыха, он рассказал о секретах счастливой семьи, о том, что делать, когда супругам грозит развод, и как родительское благословение помогло ему в семейной жизни.

— На эту тему сейчас есть много хорошей литературы, — говорит отец Анатолий. — Например, книга митрополита Антония Сурожского «Таинство любви». Причины всех наших бед и несчастий надо все-таки искать, в первую очередь, в семье. А ведь крепкая семья — это крепкое государство. В Украине более 50 % разводов, а это значит — неполные семьи. 

Там, где Церковь имеет авторитет в государстве (например, Польша или Италия), — там разводов гораздо меньше, около 5 %. А 5 % и 50 % — разница существенная. Отсюда у нас появляются дети с надломленной психикой. Для ребенка папа и мама неразделимы и одинаково ценны, а поэтому развод — всегда трагедия и травма. Так что в конфликтной ситуации нужно пять раз подумать, прежде чем рубить и резать, расторгая семейные узы.

— Чем в этой ситуации может помочь Церковь?
— В нашем храме с 1988 г. повенчались примерно две с половиной тысячи супружеских пар. Среди них тоже, к сожалению, есть где-то 4-5 % разводов. Но это в основном там, где люди пошли под венец только ради моды, какого-то внешнего эффекта. Чтобы подобного избежать, мы сейчас проводим катехизические беседы с теми, кто хочет венчаться. Сначала беседа, потом Исповедь, Причастие. И только после этого они уже идут под венец.

Как-то одна мама гуляла с малышом возле нашего храма и говорит: «Когда-то мы у вас венчались, а теперь разводимся, уже подали заявление». — «В чем же дело?» — «Вот, он мне так сказал, а я ему этак ответила, и он меня вот так обозвал...». Мы с этой мамой долго беседовали, а потом отдельно говорили с ее мужем. Затем была беседа с ними вместе. Потом они пришли и говорят: «А мы уже забрали заявление о разводе». Но это явление единичное.

Авторитет Церкви сейчас возрастает, и это вселяет определенную надежду на то, что и семьи наши будут крепче. Когда супруги будут понимать, что Брак — это Таинство, маленькое чудо, тогда они и относиться будут друг к другу со смирением и с терпением, с любовью перенося все сложности семейной жизни. Ведь, как говорится, браки совершаются на небесах.

А у нас зачастую так: с этим мужем не сложилось — другого найду, с другим не сложилось — третьего найду. Такое отношение к семье и браку, которое нам сейчас навязывают СМИ, Запад, ни к чему хорошему не приведет. Многие государственные лица и люди искусства с легкостью относятся к самому понятию брака.

Однажды сын нашего прихожанина рассказал, что уже пять лет живет в гражданском браке. «И когда же вы поженитесь?» — спрашиваю. «Да вот, нужно институт закончить, аспирантуру, должность и квартиру получить». Потом поженились, расписались, повенчались — по настоянию родителей. И самое печальное — через месяц разошлись. Была трагедия для всех: и для родителей, и для меня, в том числе.

Ну как же так вы могли? Пять лет жили-жили, любили. А виной всему — необязательность. Существует выражение, что гражданский брак — это когда женщина себя считает замужней, а мужчина себя считает холостым. Это и есть необязательность: хочу — приду домой, хочу — поеду к родителям, а хочу — с друзьями где-то проведу время. И вот эта необязательность за пять лет вошла в привычку. А потом, когда уже понадобилась ответственность, оказалось, что к ней человек не готов. И где же эта любовь была? А она как-то уплыла, где-то расплескалась.

Так что все это печально. Такое отношение к семье и браку недопустимо. Не знаю, вернемся ли мы когда-нибудь к Домострою, к тому, что муж есть глава семьи, как Христос есть Глава Церкви. Надеюсь, что хотя бы в наших христианских семьях об этом будут помнить. Впрочем, сейчас, конечно, очень трудно найти достойную спутницу жизни. Потому что обычно выбирают по каким-то внешним признакам, по внешней красоте, а не смотрят вглубь, чтобы разглядеть красоту внутреннюю, красоту души.

— Что Вы советуете молодым людям, которые ищут себе спутницу или спутника жизни?
— Раньше советовались с родителями. Думаю, что это было весьма оправдано. Конечно же, хорошо, если бы мы прислушивались к родителям, а родители бы проявляли мудрость, толерантность и уважение. Научились подсказывать, а не только навязывать свою волю.

Вспоминаю, в 1970-е годы, когда я учился на последнем курсе института, а моя матушка — на втором, мы решили пожениться. Я приехал к отцу за благословением. Папа не спрашивал, богатая она или бедная, высокая ли, красивая… Он лишь спросил: «Кто ее родители?». Я ответил: «Крестьяне». А мой отец, инвалид войны, и говорит: «Тогда женись». Я поначалу не вник в смысл его слов. А вспомнил об этом разговоре через пять лет, когда решил круто повернуть свою жизнь. 

Когда я бросил работу в НИИ гидрометеорологии и ушел в редакцию журнала «Православный вестник», моя жена училась в аспирантуре. А в то время наука — это, так сказать, и уважение, и престиж, и зарплата. Однако мы вместе решили, что надо уйти. Когда она сказала директору института, что я ушел и уже служу диаконом во Флоровском монастыре, тот страшно расстроился и даже испугался, боясь последствий по партийной линии.

Моей жене он ничего не говорил, а затем она ушла в декретный отпуск, после чего уволилась — и так потихоньку закончилась ее научная карьера. Хотя в то время многие ей советовали развестись. И вот тогда я вспомнил, как мудро папа дал свое благословение. В то время в сельских семьях воспитание было еще патриархальным. Детей учили, что семья — это на всю жизнь, семья — это святое. К сожалению, сейчас в селах уже этого нет. Да и сами села исчезают.

Я знаю, кстати, многих священников, которые тоже в 1970-е годы решили стать на стезю служения Богу, но их супруги были против и разводились, а семьи распадались. После эти жены приходили и просили прощения, но уже все, назад пути не было...

Так что родительское благословение — это важно. Как говорится в Таинстве Венчания, молитва родителей утверждает основание домов детей. Правда, иногда родители чересчур вмешиваются в жизнь молодых. Тогда я напоминаю им слова апостола Павла: «Родители, не раздражайте своих детей» (см.: Еф. 6: 4; Кол. 3: 21).

— О чем Вы рассказываете будущим супругам перед Венчанием?
— О христианском отношении к семье и браку. В одном стихотворении есть такие слова: «Любовь — не вздохи при луне». Это и ответственность, это и уважение. Когда молодоженов водят вокруг аналоя, поют сначала «Исаие, ликуй». Это ликование молодоженов, ликование родственников, ликование Церкви о том, что создается христианская семья. А второй раз поется — «Святии мученицы». Мученики потому, что это семейный крест и мученичество. Вот этого понимания у нас сейчас все начисто лишены: никто не думает о том, что нужно быть готовым, в определенной мере, и к страданиям.

Мы стараемся говорить молодоженам, чтобы они посмотрели на семейные взаимоотношения как бы со стороны. Каждый человек немножко эгоист, хотя христиане призваны думать в первую очередь не о себе, а о другом. Но у нас муж, например, привык всегда ходить на футбол или пиво пить с друзьями. И вот, у него уже семья, дети, а он так и не может расстаться со своими привычками. А надо теперь думать о семье, о детях, а не о том, что хочется в этот момент. Не все умеют перестроиться.

Ну и жены тоже часто остаются эгоистками. Или, например, когда рождается ребенок, все силы своей души женщина направляет на ребенка, а муж остается как бы в стороне. С рождением детей появляются всякие семейные искушения и испытания, и муж начинает обижаться, предъявлять жене претензии. А все потому, что жена не сумела распределить свои чувства, любовь, заботу и на ребенка, и на мужа, и на все семейство. Вот так мы и стараемся напоминать, чтобы люди больше шли друг другу навстречу.

— Всегда ли нужно сохранять брак? Случались ли в Вашей пастырской практике такие случаи, когда развод был уже неизбежен?
— К сожалению, бывают и такие случаи. Но это случается там, где молодожены несерьезно отнеслись к Таинству. И, может быть, вина наша в том, что не контролировали их. Ну, не будешь же человека каждый раз заставлять — иди, мол, на Исповедь. Те, кто ходят, — они, так сказать, подконтрольны Церкви. А те, которые лишь формально венчались, потом приходят и заявляют вдруг: «А мы уже развелись».

Часто бывает, что люди наломают дров, миришь их десятилетиями, а они говорят: «Мы столько грязи вылили друг на друга, что возврат уже не возможен»... Иногда причина развода и выеденного яйца не стоит.

Один случай печальный был, когда жена попросила мужа купить ей что-то, а у него зарплата была небольшая (дело происходило в 1980-е годы). Муж ей грубо и ответил на это, а она обиделась и тоже ответила. И вот так пошло-поехало. Прожили они где-то лет 20 лет вместе, потом — развод. А если бы с самого начала подумал — стоп, это грех, я не буду этого делать. Сказал бы: «Извини, я сейчас не могу тебе дорогие подарки дарить…».

— О чем нужно помнить будущим супругам в первую очередь?
— О том, что любовь, по апостолу Павлу, долготерпит, милосердствует, не мыслит зла (cм.: 1 Кор. 13: 4-5). И если мы по-христиански будем друг к другу относиться, значит и семьи наши будут счастливы и долголетны. Нужно помнить, что любовь может видоизменяться. Одна любовь в 20 лет, другая — в 40 или, например, в 70.

Я, кстати, обвенчал пару: ему — 97 лет, а ей — 92 года. Они поженились и расписались еще до войны, с верой прожили всю жизнь. Он получил тяжелое ранение, чуть ли не в сердце, но молился и выжил. И вот теперь они решили повенчаться.

Недавно у святителя Иоанна Златоуста я нашел слова, что совершенная семья может быть не ниже, чем монашество, а по многим параметрам даже превосходить монашеский подвиг. Относясь к монашеству с должным уважением, мы забываем, что Господь благословил христианский брак еще в раю — «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1: 28).

Дай Бог, чтобы сейчас как можно больше людей по-христиански пересмотрели свое мировоззрение. И всегда мы должны помнить, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Беседовал Олег Карпенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий