Человек,
как образ и подобие Божие, многим отличается от других существ, живущих в нашем
мире. Он имеет самосознание, личность, разум, намного превосходящий уровень,
необходимый для нашего полноценного биологического существования. Мы имеем
совесть, морально награждающую нас за добрые поступки и угрызающую нашу душу
муками за злые дела.
Мы
способны смеяться и плакать, радоваться и страдать, любить, просить прощения и
прощать. Дарованные нам Богом способности поражают и изумляют нас, поэтому мы
стремимся понять нашу природу, ее еще не известные нам способности. Стремление к
богопознанию и самопознанию — главная причина любой человеческой деятельности,
в том числе и научной. Как же Православная Церковь относится к научной
деятельности человека?
ОБЩНОСТЬ
ВЗГЛЯДА ЦЕРКВИ И НАУКИ НА БЫТИЕ БОЖИЕ
Тема
диалога между наукой и церковью давно и активно освещается на страницах наших
церковных изданий. Желание познавать Бога, себя, окружающий мир заложено в
природе человека Самим Господом и благословлено Им. Красота и гармония окружающего
мира, взаимосвязь происходящих в нем процессов приводили великих философов и
мыслителей, живших еще до Рождества Христова (Фалес Милетский, Пифагор,
Плутарх, Зенон Элейский, Солон, Сократ, Платон, Аристотель) к мысли о существовании
Единого Бога — Творца мира.
Что
и не удивительно. Апостол Павел ясно говорит, что совершенство сотворенного
Богом мира — это естественное откровение, через которое Он возвещает нам о
Самом Себе. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез
рассматривание творений видимы (Рим. 1: 20).
В
христианской истории большинство известных европейских ученых были верующими.
Ученый и христианин мирно сосуществовали в одном человеке. Более того, многие
священнослужители были великими учеными: например, священник и астроном Николай
Коперник, настоятель монастыря и великий биолог аббат Грегор Иоганн Мендель,
святитель и хирург Лука (Войно-Ясенецкий), священник, геолог и философ Павел
Флоренский и др.
Из
этих примеров мы ясно видим, что у Церкви нет никакого неприятия научного знания.
Ученые-атеисты раньше были явлением редким, но и они не утверждали, что имеют
научные данные, свидетельствующие о небытии Бога.
Основатель
русской науки М. В. Ломоносов произнес замечательные слова о взаимосвязи науки и
религии: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая — видимый мир.
Вторая книга — Священное Писание. Обе общеудостоверяют нас не токмо в бытии
Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы
и раздоры. Наука и религия в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого
тщеславия и показания своего мудрования вражду на них восклеплет».
ВЕРА
— ОСНОВА ЦЕРКОВНЫХ ДОГМАТОВ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
До
XVIII в. европейская наука вела в основном мирный диалог с религией и Церковью.
Но затем, под влиянием либеральных идей французской революции, часть
европейского общества стала утверждать, что выводы естественных наук якобы опровергают
христианство. А в нашей стране после 1917 г. наука была объявлена большевиками областью
единственно достоверного знания, доказывающего небытие Бога. Христианская же
религия оказалась, с их точки зрения, антинаучным мировоззрением. Но так ли
это?
Для
того чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, на чем зиждется наука. В науке
(в нашем случае — естествознании) существуют такие, безусловно принимаемые
всеми учеными исходные положения (на научном языке — постулаты), теоретически
не доказуемые, но реальные и необходимые для построения системы мысли.
Естествознание
имеет по крайней мере два таких постулата: во-первых, реальность бытия мира,
во-вторых, закономерность мироустройства и познаваемость мира человеком. Как ни
удивительно, однако утверждение объективного, независимого от сознания человека
существования мира — непосредственная очевидность, предмет веры ученого, подтвержденный
человеческим опытом, но не научно доказанный факт.
Уже
здесь можно видеть связь научных постулатов с богооткровенными догматами
Православной веры. Эти догматы открыты Церкви Самим Спасителем, их истинность
познается каждым верующим в опыте веры и церковной жизни, таинствах, молитве,
но не в теоретических доказательствах.
Второй
постулат науки — убеждение ученых в разумности, закономерности устройства мира
и его познаваемости — главная движущая сила всех научных исследований (можно
сказать, научный догмат). Он является таким же предметом веры, как и первый
постулат. Альберт Эйнштейн утверждал: «Без веры в то, что возможно охватить
реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию
нашего мира не могло бы быть никакой науки. Это вера есть и всегда останется
основным мотивом всякого научного творчества».
МОЖЕТ
ЛИ НАУКА БЫТЬ МИРОВОЗРЕНИЕМ
Но
если реальность существования мира, разумность мироустройства, его
закономерность и познаваемость человеком — очевидные факты нашей
жизнедеятельности, то может ли наука дать целостное знание о мире? Может ли она
быть мировоззрением?
Известно,
что способами получения знаний в естественных науках являются наблюдения,
эксперименты, измерения и предположения (гипотезы, теории). Но остается еще целый
ряд областей творческой человеческой деятельности: гуманитарные науки (история,
психология, педагогика и др.), искусство, спорт и т. д. Таким образом,
естественнонаучное знание — лишь малая часть человеческого знания в целом.
В
связи с этим всегда актуальны слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю,
что ничего не знаю», ведь знания постоянно обновляются и расширяются, а то, что
отвергалось вчера, сегодня принимается. Ведь наука — система развивающихся и
непрерывно изменяющихся знаний о материальном мире, поэтому она, в отличие от
религии, никогда не сможет дать полного и законченного представления о мире в
целом.
Иначе
говоря, научного мировоззрения как такового не существует, а термин «научное
мировоззрение» — лишь оборот речи. Что же такое мировоззрение? По своей сути,
это целостный взгляд на бытие мира и человека, включающий, по меньшей мере,
следующие характеристики: понимание самого бытия, что в первую очередь
предполагает признание существования Бога (религия или идеалистическая философия)
либо отрицание Божественного существования (атеизм), принятие определенных
критериев добра и зла, греха и добродетели. При этом для целостности
мировоззрения верующего человека не имеют значения объем научных знаний о материальном
мире и физические процессы, происходящие во Вселенной.
Для
спасения человека во Христе не имеет значения, Земля ли вращается вокруг Солнца
или Солнце — вокруг Земли. Поэтому старушка из маленькой деревни и академик могут
иметь различный уровень научных знаний о материальном мире, но в то же время и
старушка, и академик могут иметь христианское религиозное мировоззрение, быть верующими
христианами и спастись во Христе. Несмотря на значительную практическую пользу
от многих научных достижений, повышающих качественный уровень нашей материальной
жизни, наука не может быть спасительным мировоззрением, ведущим нас ко встрече
с Богом и ближними в вечной жизни. Это дано только христианскому мировоззрению.
Виктор Науменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий