30 декабря 2013

ПУСТЫНЯ СВЯТОГО ГРАДА

Мертвое море
Не так давно я принял участие в пресс-туре, организованном Министерством туризма Израиля при содействии авиакомпании «Эль-Аль». В поездку были приглашены представители СМИ Украинской Православной Церкви. Как и для всех пилигримов, Святая Земля стала для нас «пятым Евангелием», воплощенным рассказом о земной жизни Спасителя.

Но даже на Святой Земле есть место, которое при личном знакомстве превосходит все чаяния. В Священном Писании о нем всегда упоминается лишь вскользь и никак не ожидаешь потрясения при встрече с этим местом. Но именно здесь произошло множество событий, без которых ход Священной истории был бы иным. Имя этому месту — пустыня, мир пророков и отшельников. Мы прошли по ее раскаленным камням, от оазиса к оазису, прикоснувшись к ее удивительному прошлому.

Гора Искушения

Воздух здесь прозрачен и неподвижен, оттого голые скалы, застывшие на противоположной стороне Иорданской долины, создают впечатление нереальности пейзажа. Лишь пыльные вихри вальсируют друг с другом, будто застеснявшись своего неуместного веселья, смущенно растворяются в едва заметной дымке. В любой день вы можете наблюдать этот пейзаж со склонов горы Каранталь. Он не меняется веками. Такой видел эту долину и Сам Христос: <...> Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4: 1, 2).

Сегодня на склоне горы Каранталь, словно ласточкино гнездо, прилепился греческий монастырь. Пеший подъем к нему позволяет всем телом ощутить жаркие объятия пустыни: солнце в зените, почти не дающее тени, камни под ногами, песок на зубах. Здесь Христос истончил Свою человеческую плоть постом, показав нам орудие победы над диаволом: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21).

Иерихон

Оазис
С вершины горы Каранталь этот город выглядит как зеленое пятно на фоне бескрайней пустыни. Зеленеющие поля и аккуратные ряды финиковых пальм. Кстати, только здесь можно увидеть финики размером с хорошую сливу. Щедрое солнце делает местные фрукты очень сладкими. Основное население Иерихона — арабы. Теперь этот городок мало отличается от других селений в Израиле, но его история — случай особый. Раскопки на территории города произвели революцию в официальной исторической науке.

Долгое время их результатам просто не хотели верить. После сенсационных открытий, сделанных здесь британским археологом Кэтлин Кэнион в середине ХХ в., ученые долго полемизировали. Считалось, что докерамический неолит — это эпоха небольших примитивных деревень, жители которых только осваивали земледелие. А Иерихон в то время был настоящим городом с плотностью населения выше, чем в сегодняшнем Киеве: на площади в четыре гектара проживало около трех тысяч человек.

Именно у стен этого неприступного города в ХVІ в. До Рождества Христова появилось многочисленное племя евреев. Их исход из Египта и 40-летнее странствование по пустыне обросли невероятными слухами, проникавшими за стены неприступного Иерихона и сковывавшими ужасом сердца его обитателей. Иначе чем объяснить поведение женщины Раав, которая, рискуя жизнью, укрыла в своем доме двух еврейских разведчиков, а потом взяла с них слово, что ее семью помилуют, после того как Иерихон будет разрушен. Как и предвидела Раав, через несколько дней городские укрепления пали, но не от стенобитных орудий, а от священного звука юбилейных труб.

Библейский текст получил неожиданное подтверждение во время раскопок Иерихона. Исследователь Зеллин доказал, что обе городские стены рухнули одновременно: наружная — наружу, внутренняя — в середину. В одно мгновение город лишился укреплений, евреи разрушили его до основания, а их предводитель Иисус Навин наложил заклятие на того, кто попытается восстановить Иерихон…

Через несколько веков жизнь здесь возродилась. Однажды по улицам Иерихона шла возбужденная толпа, плотным кольцом окружив проповедника из Назарета, и Его тоже звали Иисус. Иудеи ждали, что Он станет их вождем и освободит Землю Обетованную от римлян, как до Него Иисус Навин освободил ее от хананеев. На обочине, в дорожной пыли, сидел слепой Вартимей, прося подаяния. «Помилуй меня, Иисус, Сын Давидов», — прокричал он, узнав имя Того, Кто идет по дороге. И в ответ на неотступную просьбу получил прозрение.

Другой житель Иерихона, по имени Закхей, тоже во что бы то ни стало решил увидеть Христа. Но в толпе не мог этого сделать из-за маленького роста. Поэтому влез на дерево и приготовился хотя бы издали лицезреть Спасителя. В ответ на его рвение Христос вошел в дом Закхея, и здесь, за вечерей, прозвучала бессмертная притча о талантах.

Из Иерихона Спаситель направился в Иерусалим, чтобы совершить Свою последнюю Пасху, но самое главное — чтобы освободить нас от власти греха.

Каср Эль-Яхуд

Столь непривычное для славянского слуха название переводится просто — «дом еврея». Это переправа через Иордан чуть севернее того места, где река впадает в Мертвое море. Первая переправа в этом месте совершилась чудесным образом во время прихода евреев на Землю Обетованную: лишь только несущие ковчег, вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана <…>, вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние <...>, а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (Нав. 3: 15, 16).

Позднее здесь перешел через реку пророк Илия перед своим вознесением на небо в огненной колеснице. Вместе с ним был его преемник — пророк Елисей. Это шествие через Иордан тоже было чудесным: и взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху (4 Цар. 2: 8).

Сюда же пришел из иудейской пустыни пророк Иоанн. Он воспитывался в религиозной общине ессеев, жившей в Иудейской пустыне. Ессеи — обособленная секта, вышедшая из среды ортодоксального иудаизма. Они возвели в культ ежедневные омовения. Однако крещение покаяния, которое Иоанн предложил иудеям, не походило ни на что: в те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. <…> Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3: 1, 2, 5, 6).

Среди пришедших Предтеча узнал Того, Которого трепетно ожидал Израиль. Именно здесь, в иорданских водах, Христос принял крещение от Иоанна. Еще недавно это место было недоступно паломникам, поскольку по Иордану пролегает государственная граница между Израилем и Иорданией.

Дорога к месту крещения Спасителя и сегодня лежит между заградительных минных полей, а само омовение паломников в водах священной реки проходит под неусыпным контролем израильских пограничников. Это вполне объяснимо, ведь Иордан здесь такой ширины, что во мгновение ока можно оказаться в другом государстве. Значение Иордана для Священной истории плохо увязывается с масштабами реки — местами ее можно перейти вброд. Но весной она может сильно выйти из берегов. Например, отметка уровня воды за 13 января этого года на несколько метров превысила обычные показатели.

Кстати, именно в январе здесь массовый приток паломников, которые стремятся окунуться в воды Иордана в праздник Крещения Господня.

Монастырь святого Герасима

Въехав в его тенистую аллею, начинаешь понимать смысл слова «оазис». Несколько десятков пальм среди пустыни, между ними — храм с греческим флагом на звоннице. То ли остров, то ли корабль, окруженный мертвой желтизной. Добраться до такого оазиса после дневного перехода — мечта любого путника. Наверное, поэтому гостеприимство на Востоке когда-то было вопросом жизни и смерти. Часто от радушия хозяина оазиса зависело, доживет ли путник до рассвета или же станет добычей разбойников, шакалов и голода.

С прибытием нашего автобуса в монастыре началась веселая суета — один из монахов побежал звонить в колокола, другой вынес лукум, финики и кофе, третий отпер иконную лавку...

Этот монастырь в V в. основал преподобный Герасим. Его насельники не ели вареной пищи, не возжигали свечей. Уходя из келии, они никогда не запирали дверь, поскольку имущество монаха состояло из рогожи для сна и сосуда с водой. В этой воде вымачивались прутья для плетения корзин, она же служила питием. В период Великого поста, усугубляя свои подвиги, иноки уходили в заиорданскую пустыню.

Один из них — старец Зосима — во время такого уединения познакомился с удивительной обитательницей пустыни. Она поведала отцу Зосиме о своей мирской жизни, исполненной грехов, и о годах в пустыне, проведенных в покаянии. Так Господь открыл нам преподобную Марию Египетскую.

Мертвое море

Это название знают все школьники. Самое глубокое, самое соленое и «самое мертвое» море на свете. Это тоже пустыня — в ее воде обитает лишь пара видов бактерий. Но при этом берега Мертвого моря всегда привлекали людей. Возле устья Иордана в начале II тысячелетия до Р. Х. располагалось сразу пять городов: Адма, Севоим, Сигор, Содом и Гоморра. Их объединяли военный союз и крайняя развращенность жителей. Когда в дом Лота, жившего в Содоме, пришли два путника, жители города потребовали у него выдать им пришельцев: eще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их (Быт. 19: 4, 5).

Путники, принятые Лотом, открыли ему свое ангельское достоинство и вывели семью праведника из Содома, а на развращенные города сошел огненный дождь и разлились воды Соленого моря.

Кумран

Небольшое поселение на западном берегу Мертвого моря просуществовало немногим более двух веков. В масштабах истории Святой Земли — срок небольшой. Однако историческое значение Кумрана велико. Здесь нашли около 900 рукописей — свитки из папируса, кожи и даже тонких листов меди. На них зафиксированы почти все ветхозаветные тексты и некоторые апокрифические сказания. Примерно треть текстов — это уставные и описательные документы кумранской общины.

Кумранская пещера

Один из апокрифов, открытых в Кумране, исследователи назвали «Арамейским апокалипсисом». В нем говорится о пришествии Мессии, к Которому впервые в истории ветхозаветных текстов применяется выражение «Сын Божий»: «Сыном Бога Он будет называться, и Сыном Всевышнего они назовут Его… Его царство будет вечным царством, и все Его пути — в праведности. Он будет судить землю праведностью, и все будут творить мир. Меч с лица земли исчезнет, и все области Ему поклонятся. Бог Великий будет Ему в помощь, и… владычество Его — владычество вечное»...

«Второй раз Масада не падет»

Это слова из клятвы, приносимой военнослужащими израильской армии. Масада для евреев — воспоминание о борьбе за свободу, когда смерть милее плена. Масада для археологов — иллюстрация ключевых дат в истории. Масада для туристов — повод подняться на вершину горы и восхититься дикой красотой долины Мертвого моря.

Взобраться на эту гору можно только по двум тропкам. За неприступность ее избрал Ирод Великий, устроив здесь дворец-крепость. Благодаря уникальной системе сбора дождевой воды, выращиванию зерновых и огромным запасам провианта, крепость могла выдерживать осаду длительное время. В начале 70-х годов І в. по Р. Х. весь Израиль был разрушен карательной экспедицией римлян.

Костью в горле осталась Масада. В ней укрылось около тысячи евреев — немного в масштабах той войны, но пренебречь этим полководец Флавий Сильва не мог. Легион (4,5 тысячи воинов) и год осады понадобились для того, чтобы создать насыпь и разрушить укрепления Масады. Пробив брешь в стене и отложив решающий штурм до рассвета, римляне спокойно вернулись в лагерь.

Они были уверены, что следующее утро станет последним для защитников. Но утром на боевой клич римлян не ответил никто. Все, кто был в крепости, вместе с женами и детьми, добровольно предали себя смерти...

Около 425 г. на вершине этой горы поселился преподобный Евфимий Великий. К тому времени о крепости Масада напоминали лишь многочисленные руины. Монахи использовали камень для новых построек. Так на вершине горы возникла целая Лавра. В монастырском хозяйстве был осел, которому иногда говорили: «Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами». Осел отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник, навьючив осла овощами, отпускал его обратно.

Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону горы Масады и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому (Луг Духовный, новелла 158).

Монастырь прекратил свое существование в VII в. О Масаде и существовавшей на ее месте Лавре все надолго забыли. Первая археологическая экспедиция работала здесь только в середине ХХ в. В раскопках приняли участие сотни добровольцев со всех концов света, работавшие в сложнейших условиях. Люди разных профессий, говорившие на разных языках и диалектах, но объединенные любовью к археологии. Масада, призвав их из разных стран, проникла в их сердца.

Лавра святого Саввы Освященного

Добираться до этого монастыря непросто. К нему ведет узкая дорога, которая в состоянии пропустить лишь микроавтобус. Во времена святого основателя этой обители она была в глубине пустыни, удаленная от всякого жилья несколькими днями пути. Вопреки ее изолированности от внешнего мира, события, происходившие в ее стенах, повлияли на судьбу всей Церкви.

Река Иордан возле Вифавары

Житие святого Саввы († 532) своим началом напоминает истории многих пустынников: пост, уединение в неприступной пещере, дела милосердия, обезоруживающие даже разбойников. Однако, когда Савва достиг духовной зрелости, вокруг вырос не просто монастырь, а поселение, растянувшееся на несколько километров вдоль Кедронского ущелья. В этой общине жило около трех тысяч монахов (для сравнения: во всех монастырях Афона ныне подвизается около двух с половиной тысяч человек). Для окормления такого количества иноков Иерусалимский патриарх рукоположил Савву в сан пресвитера — неслыханное исключение для монаха. Тогда священство считалось делом социального служения и к нему было призвано белое духовенство. Потому к имени Саввы навсегда прикрепилось — «Освященный».

Благодаря этому святому мы сейчас имеем богослужение, которое называем всенощным бдением. Именно святой Савва объединил в две большие группы службы суточного круга, совершаемые по большим праздникам, — бдение и Литургию. Это было необходимо для удобства совместной молитвы братии, собиравшейся на праздники из отдаленных скитов Лавры.

В ноябре 1965 г., после встречи Константинопольского патриарха Афинагора и Римского папы Павла VI, мощи преподобного были возвращены из Венеции в Лавру Саввы Освященного (в Венецию их увезли еще в XIII в.).

Среди подвижников Лавры преподобного Саввы около 30-ти ныне прославлены в сонме святых. Здесь жили гимнографы, словами которых и сегодня молится Церковь: преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Андрей Критский, преподобный Стефан Савваит, святой Косма, впоследствии епископ Маиумский. В этой обители полтора года жил известный русский паломник игумен Даниил. Здесь некоторое время подвизался святитель Савва Сербский.

Несколько лет в Лавре преподобного Саввы провел святитель Феофан Затворник.

* * *

Лавра преподобного Саввы Освященного — крупнейший, но не единственный монастырь пустыни Святого Града. Это духовная столица страны, которая не от мира сего (Ин. 18: 36). Наверное, поэтому так сложно объяснить причину очарования пустыни. Она напоминает, как мал ты перед вечностью, и она же дает ощущение свободы. Иногда лишь мертвость пустыни позволяет узреть Того, Кто является источником жизни. И тогда, по словам пророка, возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс (Ис. 35: 1).

Александр Ворсин

Комментариев нет:

Отправить комментарий