Мертвое море |
Не
так давно я принял участие в пресс-туре, организованном Министерством туризма
Израиля при содействии авиакомпании «Эль-Аль». В поездку были приглашены
представители СМИ Украинской Православной Церкви. Как и для всех пилигримов,
Святая Земля стала для нас «пятым Евангелием», воплощенным рассказом о земной жизни
Спасителя.
Но даже на Святой Земле есть место, которое при личном знакомстве
превосходит все чаяния. В Священном Писании о нем всегда упоминается лишь
вскользь и никак не ожидаешь потрясения при встрече с этим местом. Но именно
здесь произошло множество событий, без которых ход Священной истории был бы
иным. Имя этому месту — пустыня, мир пророков и отшельников. Мы прошли по ее
раскаленным камням, от оазиса к оазису, прикоснувшись к ее удивительному
прошлому.
Гора Искушения
Воздух
здесь прозрачен и неподвижен, оттого голые скалы, застывшие на противоположной стороне
Иорданской долины, создают впечатление нереальности пейзажа. Лишь пыльные вихри
вальсируют друг с другом, будто застеснявшись своего неуместного веселья,
смущенно растворяются в едва заметной дымке. В любой день вы можете наблюдать
этот пейзаж со склонов горы Каранталь. Он не меняется веками. Такой видел эту
долину и Сам Христос: <...> Иисус возведен был Духом в пустыню, для
искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок
взалкал (Мф. 4: 1, 2).
Сегодня
на склоне горы Каранталь, словно ласточкино гнездо, прилепился греческий монастырь.
Пеший подъем к нему позволяет всем телом ощутить жаркие объятия пустыни: солнце
в зените, почти не дающее тени, камни под ногами, песок на зубах. Здесь Христос
истончил Свою человеческую плоть постом, показав нам орудие победы над диаволом:
сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21).
Иерихон
Оазис |
С
вершины горы Каранталь этот город выглядит как зеленое пятно на фоне бескрайней
пустыни. Зеленеющие поля и аккуратные ряды финиковых пальм. Кстати, только
здесь можно увидеть финики размером с хорошую сливу. Щедрое солнце делает
местные фрукты очень сладкими. Основное население Иерихона — арабы. Теперь этот
городок мало отличается от других селений в Израиле, но его история — случай
особый. Раскопки на территории города произвели революцию в официальной
исторической науке.
Долгое
время их результатам просто не хотели верить. После сенсационных открытий,
сделанных здесь британским археологом Кэтлин Кэнион в середине ХХ в., ученые
долго полемизировали. Считалось, что докерамический неолит — это эпоха небольших
примитивных деревень, жители которых только осваивали земледелие. А Иерихон в
то время был настоящим городом с плотностью населения выше, чем в сегодняшнем
Киеве: на площади в четыре гектара проживало около трех тысяч человек.
Именно
у стен этого неприступного города в ХVІ в. До Рождества Христова появилось многочисленное
племя евреев. Их исход из Египта и 40-летнее странствование по пустыне обросли
невероятными слухами, проникавшими за стены неприступного Иерихона и сковывавшими
ужасом сердца его обитателей. Иначе чем объяснить поведение женщины Раав, которая,
рискуя жизнью, укрыла в своем доме двух еврейских разведчиков, а потом взяла с
них слово, что ее семью помилуют, после того как Иерихон будет разрушен. Как и
предвидела Раав, через несколько дней городские укрепления пали, но не от
стенобитных орудий, а от священного звука юбилейных труб.
Библейский
текст получил неожиданное подтверждение во время раскопок Иерихона. Исследователь
Зеллин доказал, что обе городские стены рухнули одновременно: наружная — наружу,
внутренняя — в середину. В одно мгновение город лишился укреплений, евреи
разрушили его до основания, а их предводитель Иисус Навин наложил заклятие на
того, кто попытается восстановить Иерихон…
Через
несколько веков жизнь здесь возродилась. Однажды по улицам Иерихона шла возбужденная
толпа, плотным кольцом окружив проповедника из Назарета, и Его тоже звали
Иисус. Иудеи ждали, что Он станет их вождем и освободит Землю Обетованную от
римлян, как до Него Иисус Навин освободил ее от хананеев. На обочине, в дорожной
пыли, сидел слепой Вартимей, прося подаяния. «Помилуй меня, Иисус, Сын
Давидов», — прокричал он, узнав имя Того, Кто идет по дороге. И в ответ на неотступную
просьбу получил прозрение.
Другой
житель Иерихона, по имени Закхей, тоже во что бы то ни стало решил увидеть
Христа. Но в толпе не мог этого сделать из-за маленького роста. Поэтому влез на
дерево и приготовился хотя бы издали лицезреть Спасителя. В ответ на его рвение
Христос вошел в дом Закхея, и здесь, за вечерей, прозвучала бессмертная притча
о талантах.
Из
Иерихона Спаситель направился в Иерусалим, чтобы совершить Свою последнюю Пасху,
но самое главное — чтобы освободить нас от власти греха.
Каср Эль-Яхуд
Столь
непривычное для славянского слуха название переводится просто — «дом еврея».
Это переправа через Иордан чуть севернее того места, где река впадает в Мертвое
море. Первая переправа в этом месте совершилась чудесным образом во время прихода
евреев на Землю Обетованную: лишь только несущие ковчег, вошли в Иордан, и ноги
священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана <…>, вода, текущая
сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние <...>, а
текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (Нав. 3: 15, 16).
Позднее
здесь перешел через реку пророк Илия перед своим вознесением на небо в огненной
колеснице. Вместе с ним был его преемник — пророк Елисей. Это шествие через
Иордан тоже было чудесным: и взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по
воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху (4 Цар. 2: 8).
Сюда
же пришел из иудейской пустыни пророк Иоанн. Он воспитывался в религиозной общине
ессеев, жившей в Иудейской пустыне. Ессеи — обособленная секта, вышедшая из среды
ортодоксального иудаизма. Они возвели в культ ежедневные омовения. Однако крещение
покаяния, которое Иоанн предложил иудеям, не походило ни на что: в те дни
приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит:
покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. <…> Тогда Иерусалим и вся
Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в
Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3: 1, 2, 5, 6).
Среди
пришедших Предтеча узнал Того, Которого трепетно ожидал Израиль. Именно здесь,
в иорданских водах, Христос принял крещение от Иоанна. Еще недавно это место
было недоступно паломникам, поскольку по Иордану пролегает государственная
граница между Израилем и Иорданией.
Дорога
к месту крещения Спасителя и сегодня лежит между заградительных минных полей, а
само омовение паломников в водах священной реки проходит под неусыпным
контролем израильских пограничников. Это вполне объяснимо, ведь Иордан здесь
такой ширины, что во мгновение ока можно оказаться в другом государстве.
Значение Иордана для Священной истории плохо увязывается с масштабами реки —
местами ее можно перейти вброд. Но весной она может сильно выйти из берегов.
Например, отметка уровня воды за 13 января этого года на несколько метров
превысила обычные показатели.
Кстати,
именно в январе здесь массовый приток паломников, которые стремятся окунуться в
воды Иордана в праздник Крещения Господня.
Монастырь святого Герасима
Въехав
в его тенистую аллею, начинаешь понимать смысл слова «оазис». Несколько десятков
пальм среди пустыни, между ними — храм с греческим флагом на звоннице. То ли
остров, то ли корабль, окруженный мертвой желтизной. Добраться до такого оазиса
после дневного перехода — мечта любого путника. Наверное, поэтому
гостеприимство на Востоке когда-то было вопросом жизни и смерти. Часто от радушия
хозяина оазиса зависело, доживет ли путник до рассвета или же станет добычей
разбойников, шакалов и голода.
С
прибытием нашего автобуса в монастыре началась веселая суета — один из монахов
побежал звонить в колокола, другой вынес лукум, финики и кофе, третий отпер
иконную лавку...
Этот
монастырь в V в. основал преподобный Герасим. Его насельники не ели вареной пищи,
не возжигали свечей. Уходя из келии, они никогда не запирали дверь, поскольку имущество
монаха состояло из рогожи для сна и сосуда с водой. В этой воде вымачивались
прутья для плетения корзин, она же служила питием. В период Великого поста,
усугубляя свои подвиги, иноки уходили в заиорданскую пустыню.
Один
из них — старец Зосима — во время такого уединения познакомился с удивительной
обитательницей пустыни. Она поведала отцу Зосиме о своей мирской жизни,
исполненной грехов, и о годах в пустыне, проведенных в покаянии. Так Господь
открыл нам преподобную Марию Египетскую.
Мертвое море
Это
название знают все школьники. Самое глубокое, самое соленое и «самое мертвое»
море на свете. Это тоже пустыня — в ее воде обитает лишь пара видов бактерий.
Но при этом берега Мертвого моря всегда привлекали людей. Возле устья Иордана в
начале II тысячелетия до Р. Х. располагалось сразу пять городов: Адма, Севоим,
Сигор, Содом и Гоморра. Их объединяли военный союз и крайняя развращенность жителей.
Когда в дом Лота, жившего в Содоме, пришли два путника, жители города
потребовали у него выдать им пришельцев: eще не легли они спать, как городские
жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города,
окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь?
выведи их к нам; мы познаем их (Быт. 19: 4, 5).
Путники,
принятые Лотом, открыли ему свое ангельское достоинство и вывели семью
праведника из Содома, а на развращенные города сошел огненный дождь и разлились
воды Соленого моря.
Кумран
Небольшое
поселение на западном берегу Мертвого моря просуществовало немногим более двух
веков. В масштабах истории Святой Земли — срок небольшой. Однако историческое
значение Кумрана велико. Здесь нашли около 900 рукописей — свитки из папируса,
кожи и даже тонких листов меди. На них зафиксированы почти все ветхозаветные
тексты и некоторые апокрифические сказания. Примерно треть текстов — это уставные
и описательные документы кумранской общины.
Кумранская пещера |
Один
из апокрифов, открытых в Кумране, исследователи назвали «Арамейским апокалипсисом».
В нем говорится о пришествии Мессии, к Которому впервые в истории ветхозаветных
текстов применяется выражение «Сын Божий»: «Сыном Бога Он будет называться, и Сыном
Всевышнего они назовут Его… Его царство будет вечным царством, и все Его пути —
в праведности. Он будет судить землю праведностью, и все будут творить мир. Меч
с лица земли исчезнет, и все области Ему поклонятся. Бог Великий будет Ему в
помощь, и… владычество Его — владычество вечное»...
«Второй раз Масада не падет»
Это
слова из клятвы, приносимой военнослужащими израильской армии. Масада для
евреев — воспоминание о борьбе за свободу, когда смерть милее плена. Масада для
археологов — иллюстрация ключевых дат в истории. Масада для туристов — повод
подняться на вершину горы и восхититься дикой красотой долины Мертвого моря.
Взобраться
на эту гору можно только по двум тропкам. За неприступность ее избрал Ирод Великий,
устроив здесь дворец-крепость. Благодаря уникальной системе сбора дождевой
воды, выращиванию зерновых и огромным запасам провианта, крепость могла
выдерживать осаду длительное время. В начале 70-х годов І в. по Р. Х. весь Израиль
был разрушен карательной экспедицией римлян.
Костью
в горле осталась Масада. В ней укрылось около тысячи евреев — немного в
масштабах той войны, но пренебречь этим полководец Флавий Сильва не мог. Легион
(4,5 тысячи воинов) и год осады понадобились для того, чтобы создать насыпь и
разрушить укрепления Масады. Пробив брешь в стене и отложив решающий штурм до
рассвета, римляне спокойно вернулись в лагерь.
Они
были уверены, что следующее утро станет последним для защитников. Но утром на
боевой клич римлян не ответил никто. Все, кто был в крепости, вместе с женами и
детьми, добровольно предали себя смерти...
Около
425 г. на вершине этой горы поселился преподобный Евфимий Великий. К тому времени
о крепости Масада напоминали лишь многочисленные руины. Монахи использовали камень
для новых построек. Так на вершине горы возникла целая Лавра. В монастырском
хозяйстве был осел, которому иногда говорили: «Ступай вниз к огороднику и
возвращайся с овощами». Осел отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них.
Огородник, навьючив осла овощами, отпускал его обратно.
Изо
дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону горы Масады и
служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому (Луг Духовный, новелла
158).
Монастырь
прекратил свое существование в VII в. О Масаде и существовавшей на ее месте Лавре
все надолго забыли. Первая археологическая экспедиция работала здесь только в середине
ХХ в. В раскопках приняли участие сотни добровольцев со всех концов света,
работавшие в сложнейших условиях. Люди разных профессий, говорившие на разных
языках и диалектах, но объединенные любовью к археологии. Масада, призвав их из
разных стран, проникла в их сердца.
Лавра святого Саввы Освященного
Добираться
до этого монастыря непросто. К нему ведет узкая дорога, которая в состоянии пропустить
лишь микроавтобус. Во времена святого основателя этой обители она была в
глубине пустыни, удаленная от всякого жилья несколькими днями пути. Вопреки ее
изолированности от внешнего мира, события, происходившие в ее стенах, повлияли на
судьбу всей Церкви.
Река Иордан возле Вифавары |
Житие
святого Саввы († 532) своим началом напоминает истории многих пустынников: пост,
уединение в неприступной пещере, дела милосердия, обезоруживающие даже разбойников.
Однако, когда Савва достиг духовной зрелости, вокруг вырос не просто монастырь,
а поселение, растянувшееся на несколько километров вдоль Кедронского ущелья. В
этой общине жило около трех тысяч монахов (для сравнения: во всех монастырях
Афона ныне подвизается около двух с половиной тысяч человек). Для окормления такого
количества иноков Иерусалимский патриарх рукоположил Савву в сан пресвитера — неслыханное
исключение для монаха. Тогда священство считалось делом социального служения и
к нему было призвано белое духовенство. Потому к имени Саввы навсегда прикрепилось
— «Освященный».
Благодаря
этому святому мы сейчас имеем богослужение, которое называем всенощным бдением.
Именно святой Савва объединил в две большие группы службы суточного круга,
совершаемые по большим праздникам, — бдение и Литургию. Это было необходимо для
удобства совместной молитвы братии, собиравшейся на праздники из отдаленных
скитов Лавры.
В
ноябре 1965 г., после встречи Константинопольского патриарха Афинагора и Римского
папы Павла VI, мощи преподобного были возвращены из Венеции в Лавру Саввы Освященного
(в Венецию их увезли еще в XIII в.).
Среди
подвижников Лавры преподобного Саввы около 30-ти ныне прославлены в сонме святых.
Здесь жили гимнографы, словами которых и сегодня молится Церковь: преподобный Иоанн
Дамаскин, преподобный Андрей Критский, преподобный Стефан Савваит, святой
Косма, впоследствии епископ Маиумский. В этой обители полтора года жил
известный русский паломник игумен Даниил. Здесь некоторое время подвизался святитель
Савва Сербский.
Несколько
лет в Лавре преподобного Саввы провел святитель Феофан Затворник.
*
* *
Лавра
преподобного Саввы Освященного — крупнейший, но не единственный монастырь пустыни
Святого Града. Это духовная столица страны, которая не от мира сего (Ин. 18:
36). Наверное, поэтому так сложно объяснить причину очарования пустыни. Она
напоминает, как мал ты перед вечностью, и она же дает ощущение свободы. Иногда
лишь мертвость пустыни позволяет узреть Того, Кто является источником жизни. И
тогда, по словам пророка, возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется
страна необитаемая, и расцветет как нарцисс (Ис. 35: 1).
Александр Ворсин
Комментариев нет:
Отправить комментарий