В
1917 г. в урочище Кипячее, что в пяти километрах от с. Чоповичи Малинского
района Житомирской области, усилиями местных крестьян был основан
Спасо-Преображенский (ныне Казанский) мужской монастырь.
28 августа 1918 г.
митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) благословил его открытие,
предложив сделать его афонским подворьем. Первым настоятелем обители стал
игумен Константин (Чоповский). Он много лет подвизался на Святой Горе и жизнь
обители строил на традициях афонского монашества.
В
те лихие и голодные годы крестьяне ближних и дальних сел старались всячески
поддержать молодой монастырь. Монахи и послушники обители своим трудом зарабатывали
на ее содержание и на помощь нуждающимся, а их тогда было немало. При монастыре
организовали приют для детей из бедных семей, в котором воспитанников обучали
ремеслам и азам христианской жизни.
Паломники
шли сюда за сотни верст. Их не могли остановить гражданская война, разбои на
дорогах, голод и нужда. Что побуждало людей, преодолевая невероятные трудности,
отправляться в дальний и опасный путь? Ответ кроется в событии, произошедшем
предположительно в 1911 г. В роднике урочища Кипячее два пастуха нашли икону с
Казанским образом Божией Матери. Икона в воде не размокла, и от нее исходило
сияние. Пастухи не решились взять святыню в руки и обратились за советом к
своему батюшке из с. Чоповичи.
Священник,
отслужив молебен, торжественно перенес образ в церковь. После этого события
вода источника стала целебной. Память о совершившемся чуде праздновали в
десятую пятницу по Пасхе. Слава о нем разошлась по Полесью и дошла до самых отдаленных
уголков Российской империи.
Вопреки
всем тяготам монастырь нес измученным людям Слово Божие, пополняясь новыми
насельниками из местных крестьян и монахами из разрушенных войной и закрытых большевиками
обителей, вел свое хозяйство. По свидетельству одного из насельников обители,
архимандрита Парфения (Невмержицкого), к концу 20-х годов ХХ в. в ней подвизалось
около 30 человек, о чем свидетельствуют документы. За 17 лет существования
Преображенского монастыря репрессиям подвергли только двух его насельников.
Для
понимания этого факта стоит упомянуть, что с 1924 г. в Киево-Печерской Лавре
прекратились постриги, количество членов общины неуклонно уменьшалось, а монахи
постоянно подвергались гонениям...
2
(15) сентября 1921 г. на обитель напала банда. В церкви в честь Усекновения
главы Иоанна Предтечи бандиты расстреляли игумена Константина, монаха Ираклия
(Скуратовского), послушника Петра Щуку и ранили сторожа Евгения Пантелеймоновича
Волкова, а затем ограбили и сожгли монастырь. Местное предание гласит, что это
дело рук банды атамана Лисицы, которую ликвидировали в январе 1922 г.
После
этого монахи Кипяченской обители своими руками восстановили монастырь, — и это
в годы, когда монастыри закрывали и уничтожали! В 1934 г. в масштабах всей страны
полным ходом шла ликвидация монастырских общин и уцелевших монастырей. В марте
того же года закрыли Преображенский монастырь, разобрав на кирпичи храм в честь
Казанской иконы Божией Матери; песком и камнями засыпали источник, срезали
крест над ним. Монахам запретили проживать в близлежащих селах. В 1937–1938 гг.
часть насельников Преображенского монастыря приняла мученический венец за Христа.
В
конце 90-х годов ХХ в. Обитель возродилась. Вновь над источником возвышается
храм в честь Казанской иконы Божией Матери и вновь, по вере своей, люди
получают исцеление души и тела.
Игорь Александров,
г. Житомир
Комментариев нет:
Отправить комментарий