30 декабря 2013

БЫТЬ ЛЮБЯЩИМ И ЛЮБИМЫМ

Ныне в мире любовью часто называют то, что имеет к ней весьма отдаленное отношение, поэтому юношам и девушкам, ищущим настоящего чувства, очень легко ошибиться и принять за любовь дешевую подделку. Но подделка, как известно, может радовать и утешать до первого серьезного испытания.

Таким испытанием для многих является открытие, что твоему избраннику или твоей избраннице не чужды вызывающие у тебя досаду недостатки и слабости. И тут оказывается, что современные молодые люди, избалованные родителями, изнеженные благами цивилизации, совсем не готовы прощать ни ошибок, ни слабостей ближнего.

В итоге чувство, казавшееся таким горячим, остывает после первых же бурь. Ни для кого не секрет, что большинство современных браков заканчивается разводом. На сюжетах таких жизненных драм построены почти все популярные телесериалы. И современным человеком (несмотря на то что ему из-за этого приходится много страдать) такая ситуация воспринимается уже как нечто обыденное, как «жизненная реальность». От реальности же, как известно, никуда не деться, вот только почему-то некоторых тянет забыться в пьянстве (из-за которого, заметим в скобках, в Украине ежегодно погибает около 40 тысяч человек).

Чтобы хоть как-то подстраховаться и не потерять вместе с отпавшей «половиной» и часть своего имущества, многие предпочитают жить в так называемом «гражданском браке», а правильнее сказать — в безбрачном сожительстве, которое никого ни к чему не обязывает. Еще стало модным заключать браки в довольно солидном возрасте, когда новобрачным за 40 и когда их, казалось бы, больше не должны волновать юношеские страсти, а значит и риск измены.

Но и такой «зрелый» брак не всегда себя оправдывает, потому что последствия бурно проведенной молодости дают о себе знать на протяжении всей оставшейся жизни. Есть ли какой-то выход из этого сложного жизненного лабиринта? Как научиться любить по-настоящему?

Вообще-то, это вечные вопросы, волновавшие людей всегда и везде. Потому что человек создан Богом по любви и для любви. Без любви теряется смысл человеческого существования.

В дохристианской Греции существовал религиозный культ Афродиты, которой приносили жертвы, чтобы обрести в своем сердце пламенную любовь. Но то, что внушалось этим религиозным культом, было далеко от настоящей любви. Согласно древним сказаниям Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини был ее магический пояс, с помощью которого становилось возможным обольстить всякого.

Не зря пророк Давид утверждал, что все боги народов — идолы (Пс. 95: 5), которые страстно завидуют людям и желают их погибели. Неудивительно, что и браки, заключенные путем жертв «богине» Афродите, не могли приносить подлинного счастья: повсюду в семейной жизни господствовали измена и грубый разврат.

После богоборческого ХХ в. почитателей «богини» Афродиты снова не счесть. Узаконенное детоубийство путем абортов, откровенный разврат на телеэкранах и в интернете — это те же изобильные жертвы Афродите, хотя, разумеется, «просвещенное человечество» трактует их теперь по-иному, на «научный» манер. Но какие термины ни придумывай, а превышение смертности над рождаемостью в последние десятилетия — факт, непреложно свидетельствующий о неоязычестве.

В дохристианскую эпоху даже те, кто имел репутацию мудреца (например, философы Платон, Сократ, Солон), не отличались целомудрием и воспевали противоестественные страсти, истребляющие человеческий род. У христианизированных народов блуд считается одним из самых постыдных и пагубных грехов. Но к середине ХХ в. в большинстве стран Европы и Америки возобновилось языческое поклонение блуду: под влиянием так называемых сексуальных революций стремительно девальвировались семейные ценности, извращения стали нормой.

К сожалению, и в нашей стране появилось много агитаторов-либералов, которые через подконтрольные им СМИ навязывают юным душам под видом «сексуального просвещения» самый настоящий разврат, ратуют за проведение гей-парадов и прочих растлевающих публичных шествий.

Как же молодым людям среди всей этой греховной грязи найти ту драгоценную жемчужину никогда не прекращающейся настоящей любви? Все великое начинается с малого. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом, — учит Господь (Лк. 16: 10). В первую очередь, молодым людям надо научиться слушаться своих родителей, не своевольничать и не перечить им. Ведь родители, по самому закону естества, всегда желают своим детям добра. Также очень важно не стыдиться своего целомудрия. Для этого в современном мире надо быть не только рассудительным, но и мужественным.

Выработать же в себе такое мужество очень трудно, если не вооружиться верой. Иногда, по призыву апостола Павла, за свою душевную и телесную чистоту необходимо сражаться даже до крови (см.: Евр. 12: 4). Молодому человеку следует опасаться плотской нечистоты даже в помыслах, тщательно оберегая свое зрение, чтобы ни при каких условиях не позволять себе услаждаться блудными разжжениями. Потому что всякое внебрачное плотское удовольствие ожесточает и очерствляет сердце человека, делает его неспособным к настоящей любви.

В будущем он не сможет, если не принесет глубокого покаяния, быть любящим, заботливым мужем, авторитетным отцом. Утраченное целомудрие может стать серьезным препятствием и для принятия священного сана. Для сохранения целомудрия важно просить молитвенной помощи у преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального, которые мужественно боролись за свою телесную и душевную чистоту, оставшись верными Христу.

Если же юноша или девушка, несмотря на жестокую борьбу с блудным бесом, все-таки не смогли устоять, то следует сразу, без всякого отлагательства, чистосердечно исповедаться в этом грехе, испросив себе самую строгую епитимию. Падения в блудный грех бывают до тех пор, пока человек не ощутил благодатную силу и сладость молитвы. Тот, кто умеет молиться, обретает связь с Самим Всемогущим Богом, и на просьбы такого человека Господь откликается без замедления, даруя ему просимое.

Кроме борьбы с похотью плоти, для зарождения в сердце настоящей любви следует сразиться и с другими страстями: чревоугодием (путем стеснения своего чрева постом), гневом (через возгревание в своем сердце кротости и незлобия), сребролюбием (стараясь довольствоваться малым и подавая нуждающимся милостыню), печалью и унынием (не оставляя себе времени для праздного времяпрепровождения), самолюбием (искренне считая себя грешнейшим из всех людей) и гордостью (стараясь не замечать за собой никаких достоинств и успехов). Только борющийся и побеждающий, с Божией помощью, эти страсти, которые в разной мере присутствуют в каждом человеке, становится способным любить по-настоящему.

Любовь же, которая замешана на похоти плоти, самоугодии, сребролюбии, тщеславии и гордыне, исчезает как утренний туман, как роса (Ос. 13: 3). Настоящая любовь равняется святости. Быть любящим и любимым значит быть святым, ибо источник истинной любви — Сам Господь Бог. Так что искать настоящую любовь надо не на дискотеке, а среди тех, кто предан Богу.

И молодым людям надо обязательно приучить себя посещать храмовые богослужения в воскресные и праздничные дни. Это духовный университет, который по силе воздействия на разум, волю и сердце человека превосходит наилучший светский вуз. Как сказал в одной из проповедей протопресвитер Гавриил Костельник († 1948), содействовавший присоединению униатов Западной Украины к Православной Церкви и положивший за это свою душу, «Христова вера дает нам жизнь, которая сильнее даже смерти, — жизнь вечную. И в земной жизни дает льготу, которую никто другой не может нам дать».

Архимандрит Маркелл (Павук),
преподаватель КДАиС

Комментариев нет:

Отправить комментарий