Богослов,
аскет, библеист, ревностный хранитель чистоты Православной веры, святитель
Геннадий занимал архиепископскую кафедру в Великом Новгороде с 1484 г. Первые
шаги монашеского подвига праведник совершил в стенах Валаамской обители под
духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого.
В 1472 г. будущий
святитель принял послушание настоятеля московского монастыря в честь
Воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
Святой
Геннадий совершал богослужения в строгом соответствии c Уставом Церкви. Тогда
же, во время служения в Чудовой обители, проявилось благоговейное почитание
Геннадием памяти святителя Алексия, митрополита Московского. В 1483 г. святой
благословил начать в монастыре строительство каменного трапезного храма во имя
чтимого им владыки.
Будучи
уже в святительском сане, Геннадий благословил строительство еще одного храма
во имя святителя Алексия — на этот раз уже в Великом Новгороде. Годы
святительства архиепископа Геннадия совпали с грозным периодом в истории
Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще
с 1470 г. начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества.
Лжеучение
распространялось тайно. Первое известие о нем дошло до святителя Геннадия в
1487 г.: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг
друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только
это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к
розыску и с глубокой скорбью убедился, что Православию угрожает опасность.
По
словам преподобного Иосифа Волоцкого, «сей архиепископ, быв пущен на
злодейственные еретики, устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писаний
и красных гор пророческих и апостольских учений». Девятнадцать лет продолжалась
борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с врагами Православия, и она
увенчалась успехом. Этому способствовали труды святителя Геннадия по изучению
Библии.
Поскольку
еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам
ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ
Геннадий взял на себя огромный труд — привести в единый свод исправные списки
Священного Писания. В 1499 г. на свет появилась т. н. «Геннадиевская Библия», включившая
все книги Священного Писания в славянском переводе. В 1581 г. она была впервые
издана в печатной форме и стала известна как Острожская Библия.
Святитель
организовал составление «Четвертой Новгородской летописи», доведенной до 1496
г., а также создал школу для обучения кандидатов в священство. Кроме этого
архиепископ Геннадий принял самое непосредственное участие в решении еще одного
насущного вопроса: написать Пасхалию на следующее тысячелетие.
Дело
заключалось в том, что составители Пасхалии решили окончить расчеты
празднования Пасхи последним годом седьмого тысячелетия от сотворения мира, думая,
что в это время произойдет конец света. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в
Москве в 1492 г. был созван Собор, на котором присутствовал и святитель Геннадий.
К утвержденной Собором Пасхалии на ближайшие 20 лет владыка добавил и свои
расчеты еще на 70 лет и распространил их вместе с Окружной грамотой под общим
заглавием «Начало Пасхалии, переложенной на осьмую тысячу лет».
Оставив
архипастырское служение, с 1504 г. святитель жил на покое в Чудовом монастыре,
где через год мирно отошел ко Господу.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий