Сегодня
ваша, уважаемые читатели, собеседница — киевлянка Вера Кузьминична Титенкова.
Когда началась Великая Отечественная война, маленькой Вере было восемь лет. Она
— свидетельница оккупации столицы Украины фашистскими захватчиками. Послушаем…
Когда
немцы входили в город, мы были на Владимирской улице. Там жила наша
родственница. И когда началась война, мы решили быть вместе. Я
видела, как они шли. Как шли фашисты по нашему городу…
До
оккупации помню: иду в школу (а она была возле вокзала — железнодорожная школа
№ 6), и в это время — взрыв бомбы. Фашисты хотели попасть в вокзал. Бомба упала
на площадь (напротив вокзала). Осколок ударил мне в портфель.
…Мы
стояли на балконе дома по Владимирской и видели: рано утром со стороны
Софийского собора ехали три мотоциклиста: один впереди, двое по бокам, а позади
— конница. Они остановились напротив входа в университет. Конники окружили
скверик. Из скверика выволокли мальчишку лет 15 с винтовкой.
В
это время из здания университета вышли три молодые женщины в вышиванках, с
хлебом-солью.
Фашисты
поставили мальчика под красную стену и расстреляли.
Весь
Юго-Западный фронт, защищавший Киев, был разбит или пленен. Можете представить,
сколько там было военных.
Мы
жили на Воздухофлотском шоссе, у нас был свой домик. И каждое утро в течение
нескольких дней, только начинало светать, немцы уже вели пленных по этой улице.
Колонны были очень длинные. Вели эсэсовцы в черной форме с собаками. Тут же
выбегали из домов женщины и смотрели — нет ли своих. Наш папа также оказался в
плену. И мы тоже выходили.
И,
видно, они этих пленных не кормили. Люди были ослабевшие, некоторые падали. Я
увидела, как упал большой мужчина. Говорю: «Мама, почему он упал, он же такой
большой, сильный?». Он упал на колени, немец подошел, а он ему: «Пан, у меня
дома киндер!». А его фашист штыком заколол. Вот так они убивали всех, кто
падал. За колонной ехала телега с полицаями, которые тут же выкапывали
неглубокие ямы (улица была не асфальтирована) и закапывали трупы.
Когда
много позже начали реконструкцию этой улицы и укладывали асфальт, я думала:
«Господи, это же по трупам кладут, как же так?». И потом, 9 мая, в день Победы,
когда я пошла на могилу бабушки на Соломенское кладбище, то, возвращаясь по
центральной аллее кладбища, увидела могилу, и возле — очень много цветов.
Подошла и прочла: «Здесь захоронены останки пленных, обнаруженные при
реконструкции улиц города Киева». Я даже обрадовалась! Думала: «Косточки
пленного, последние минуты жизни которого я видела, тоже здесь лежат». Купила
букет и принесла ему и всем, кто там лежит.
…Мы
же, провожая колонны пленных, высматривали папу. Через некоторое время приходит
к нам домой бывший пленный и приносит от папы записку. И говорит, что папа
находится в Кременчуге, в лагере. И еще говорит: «Пойдите туда, вызовите
такого-то полицая, и он поможет. Но приготовьте ему подарок».
До
Кременчуга около 300 км.
Транспорта никакого не было. Шли пешком. Мама берет двоих знакомых, мужа с
женой, и идут выручать папу. Они взяли саночки — уже была зима. И мешки для
табака. Когда пришли в лагерь, вызвали этого полицая, договорились с ним, а
мама вручила ему большие натуральные рукавицы. И он сказал: «Через три дня твой
муж будет дома».
И
действительно, папа через три дня встретился с мамой и рассказал, что накануне
этот полицай подошел к нему вечером и говорит: «Завтра утром будет построение,
а ты становись третьим». Папа стал третьим, а третьего, видимо, для каких-то
пропагандистских целей, отпустили. Одного — на весь лагерь, — можете себе
представить?! Это все молитвы.
Мама
ничего не делала без благословения. До ареста в 1937 г. отца Михаила
Едлинского она духовно окормлялась у него. Была на вечернем богослужении
накануне его ареста, после которого он уже не вернулся. Арестовали и отца
Александра Глаголева. Они недалеко служили друг от друга. А после того как
арестовали отца Михаила, мама стала ходить за духовным советом и благословением
к схиархиепископу Антонию (Абашидзе).
Она
мне рассказывала, что, когда закрыли Лавру, владыка Антоний был болен. И его
какая-то женщина забрала в свой частный дом. Пришли его арестовывать, а она
вышла и сказала: «Вы можете взять его только через мой труп, убейте меня, потом
берите его». Они развернулись и ушли, по молитвам его, конечно. Ну и мама
всегда на все брала благословение. И когда она пошла спасать папу, она взяла у
владыки благословение и попросила его молитв. Когда мама с попутчиками возвращалась
из Кременчуга, наменяв табака, то на границе с Киевской областью их остановил
полицай.
Двое
маминых спутников прошли, а ее остановил. «Что везешь?» Мама сказала, что была
там-то и там-то. Сказала, как было. А он говорит: «Нет. Партизанам везешь — идем
обратно». Мама плакала, умоляла — ничего не помогло.
Приводит
он ее к какому-то частному дому, говорит: «Стой здесь». И забрал санки с
табаком. Мама стоит. Вдруг через забор выглядывает какая-то женщина и говорит:
«Жіночко, біжіть звідси! Бо хто в цей дім заходить — живий не вертається».
Мама
молится и отвечает этой женщине: «Ничего, я не одна». И тут ее зазывают в этот
дом.
Мама
потом вспоминала: «Это было очень страшно! Даже сейчас говорю об этом и жутко
становится. Эсэсовец! Такой страшный! Бандитская рожа…».
А
по комнате на полу рассыпан табак. Переводчик переводит. Мама рассказывает, как
было, что в лагере ее муж, и она ходила туда. А он — нет. «Партизан —
расстрелять». И в это время в дом заходит немец высокого ранга, уже не в черной
одежде, не эсэсовец, а в серой одежде и сразу — к маме. Мама ему отвечает на
все вопросы. И вот один — отпустить, а другой — расстрелять. Отпустили.
Мама
пулей выскочила на улицу. Она всегда говорила, что Николай Угодник ей помог.
— Часто молилась,
наверное, Ваша мама Святителю Николаю?
—
Конечно! Она все время ему молилась. И папа молился. Поэтому и удалось ему
вернуться…
…Мама
побежала подальше от того дома.
Мама
бежит — хочет догнать своих спутников. Ведь одной опасно было ходить. Около 300 км нужно пройти...
Спрашивает у встречных: «Вы не видели мужчину и женщину?», — «Бачили, бачили,
але це вже далеченько». Мама выбегает на какую-то горочку. И далеко — две
точечки. Она кричит — не слышат. И люди, которые шли туда и обратно, стали
хором звать. Точечки остановились. Мама догнала, выбилась из сил. Они соединили
двое саночек. Уложили ее и везли, пока она пришла в себя.
Дома
мама благодарила Бога. А через три дня пришел папа.
…В
Киеве немцы устраивали облавы. На улицах хватали людей. Женщин и детей
отправляли в Германию на работы, мужчин часто расстреливали.
И
тогда схиархиепископ Антоний благословил маму забрать всю семью и уходить из
Киева. И указал адрес — Узинский район, совхоз им. Воровского. Это за Белой
Церковью. Пешком — 150 км.
Мама потом не раз проходила это расстояние туда и обратно: бабушка осталась в
оккупированом Киеве и надо было ей продукты носить. Один раз взяла меня с
собой.
Когда
мы туда пришли, нас поселили в бараке. Беженцев было много. Комната была
большая и я помню, что кровати стояли в три ряда.
Папа
был строитель и сразу показал себя. Помогал всем, крыши крыл — все делал. Ему
дали полдома. Поле, потом проселочная дорога и вот вдоль дороги — дома.
Вторую
половину занимал какой-то Петро с женой. У нас там появилась корова, куры.
Земли — хоть отбавляй.
Засадили
грядки. Ходили в Киев, чтобы бабушка не умерла с голоду.
А
как останавливались мы! В любую хату постучишь — и тебя принимают на ночь. В
любую хату!
— Не то, что сейчас, Вы
хотите сказать…
—
Что Вы! Сейчас уже нет такого… Нет. А тогда люди были очень отзывчивы,
внимательны и добры. Почти всегда нас кормили, чем Бог послал.
А
однажды остановились у хозяйки с пятью детьми. У детей волосы были такие
запутанные… Я села распутывать — по одной волосинке, чтобы не больно.
Попричесывала их, взяла у мамы мыло, помыла головы. Хозяйка говорит: «Жіночко,
залиште нам цю дівчинку!». Мама удивляется: «Як це я залишу?!». Ну, в общем, и
дети просили, и хозяйка — и мама оставила меня, пока не вернулась обратно.
— А чем занимались,
кроме своего хозяйства? Это совхоз был?
—
Нет. Никакого совхоза не было. Папа ходил, помогал строить частным образом.
Работы было много. Мужчины в основном в армии были, так что мужская рука была
нужна.
И
вот немцы, когда наши их погнали, отступали и по нашей проселочной дороге. Слух
о том какой-то, наверное, был, потому что папа вовремя вырыл пещеру. Вход — под
стойлом коровы. Люди туда и ныряли. И мой старший брат. Ему было в 1943-м уже
18 лет.
— То есть, прятались от
фашистов?
—
Да, когда немцы отходили, они туда и спрятались — два брата мои и отец. А вот
Петро не спрятался почему-то. Или не успел, или что еще… И сидел в скирте, в
соломе. Как сейчас помню — луна была светлая и большая. И было видно, как днем.
Немцы
в каждый дом заходили и расстреливали мужчин. Боялись: они отходят, а мужчина
возьмет оружие и будет стрелять… Они уже всего боялись. Знали, что натворили на
нашей земле. А неподалеку жил еще один Петро. Его называли «куркулем». Он
выходил в поле и всегда говорил: «Оце усе було моє… Колись було моє…».
Ненавидел советскую власть и, когда немцы зашли к нему, сказал: «В следующем
доме есть трое мужчин». Это наш сосед Петр, папа и мой старший брат.
И
вот сидит у нас в комнате жена Петра, мама, я лежу на кровати. Грохот — ломятся
в дверь. Мама перекрестилась, открывает. Стоит немец, держит свою лошадь (немцы
были верхом), заходит в комнату. Мама сразу показывает на моего брата и говорит
«больной», а немцы боялись больных. Фашист из комнаты. И вывел маму.
Спрашивает: «Где мужчины?». Мама говорит: «Да нету у нас никаких мужчин». Немец
идет вокруг дома, потом дает маме повод лошади, говорит «стой», а сам — искать,
где мужчины. И что мама делает? Прыгает в туалет, в эту дырку! Немец подошел,
выругался, выстрелил в воздух несколько раз, а ему уже кричали-звали. Сел на
лошадь и ускакал.
А
Петр, который засел в скирте, видел все, подошел к туалету и спрашивает: «Кто
там?». Мама говорит: «Это я!». И держится руками изнутри за дырку. Он и
вытащил. И мама через поле побежала в первый попавшийся дом.
Хочу
и еще раз подчеркнуть: какие были люди! Маму обмыли, напоили каким-то чаем,
положили на печку, и она проспала там до утра.
А
утром пришли наши. Молодые такие ребята, красивые. Их было человек пять. Мама
уже вернулась, и курицу им, и яйца, и все-все-все. Утром ускакали дальше, они
на лошадях были.
И
у нас к тому моменту появилась лошадь. И на следующий день погрузили все вещи
на повозку, запрягли, меня посадили сверху, корову привязали сзади, для курицы
папа смастерил какую-то клетку — и в таком виде мы приехали в Киев. С коровой!
Папа построил для нее сарай. И эта корова была у нас аж до 60-х годов. Пока
Хрущев не запретил держать в городе живность.
— Вы жили в частном
доме?
—
Нет. Папа работал прорабом. Строил. По этой улице. Сейчас для прорабов ставят
вагончики, а тогда — деревянные временные дома. А когда закончили
строительство, начальник выписал папе кирпичи и говорит: «Обложи, и будет
квартира, тебе и бухгалтеру». (Жили мы тогда на улице Короленко, и было нас 15
человек в одной комнате.) Ну мы туда и переехали, папа русскую печку сложил. У
нас — три комнаты и кухня. А рядом — сарай для коровы.
Это
сейчас на этой улице все застроено, а раньше здесь были яры и мы катались на
санках.
Однажды
мама послала меня пасти корову. На улице — дождь. Я взяла черный зонтик. И иду…
А я так любила эту корову, она была мне как подружка! Такая хорошая, такая
ласковая! И я иду, накрыла зонтиком себя и ее голову. Спустились мы вниз, к
железной дороге, дождик перестал, я легла на травку, держу этот зонтик,
привязала веревку к зонтику. А корова ж как: ест, ест, а потом головой раз — и
дернет. И вот она выдернула у меня этот зонтик. И как увидела что-то черное
сзади! Как начала бегать! Я кричу: «Миленькая, остановись, ну, пожалуйста!». Но
она, пока не разодрала этот зонтик в клочья — не остановилась.
Вернулась
я домой — зонтик разодран, испуганная корова не дала молока… Вот так я пасла
корову.
После
окончания войны нескольких фашистов повесили на нынешнем Майдане Независимости.
Объявили,
что будут их казнить, фамилии перечисляли. Вешали тех, кто зверствовал во время
оккупации. И мы ходили на Майдан и смотрели, как их вешали.
— И сколько человек
тогда повесили?
—
Человек 30, кажется. Я не помню точно.
— Это тех, кто в Киеве
были?
—
Наверное. Подробностей не помню.
— А где Вы работали
после войны, после учебы?
—
Работала в проектном институте судостроения. У нас сейчас многие говорят: «И
это не так! И это плохо!». Все смотрят друг на друга — кто как живет. Многие —
в состояни подавленности и уныния. А после войны люди были радостные и светлые,
хотя не хватало самого необходимого.
Во
время войны люди знали, что будет хорошо! На горизонте было что-то хорошее. А
сейчас на горизонте ничего нет… Хотя уныние — грех. Все равно — грех.
— Да, сейчас посмотришь:
у людей есть во что одеться, есть что кушать. Но при этом многие пребывают в
унынии… А во время войны и после войны был подъем. Почему?
—
Потому что люди надеялись и знали, что будет хорошо.
— А сейчас не надеются?
—
А сейчас — нет. Сейчас такой развал! И чем дальше, тем хуже. Материально в те
времена жили гораздо хуже, но подъем был.
— Полки супермаркетов
ломятся от товаров, но при этом у людей полная неудовлетворенность жизнью…Что
же дает радость жизни для верующего человека и сейчас?
—
Вера. Только вера. А тогда…. Во-первых, страна победила! Во-вторых, даже те,
кто голодал и кому тяжело было — знали, что впереди рассвет.
— Была надежда. Люди
жили надеждой…
—
Моя мама, как я уже говорила, была у отца Михаила Едлинского накануне его
ареста. Она о нем очень хорошо отзывалась. Он был замечательный батюшка. Дал
маме молитву и сказал, чтобы она научила нас, детей, чтобы мы читали эту
молитву утром и вечером. И ни один волос с головы не упадет. Мама заставляла нас,
и мы читали эту молитву ежедневно. И, в конце концов, война прошла, а у нас не
выпал ни один волос. Все из нашей семьи остались живы и целы, что было в то
время огромной редкостью.
Поскольку
мы были детьми, батюшка дал молитву в стихах:
Господи,
Боже, склони Свои взоры к нам, истомленным суровой борьбой.
Словом
Твоим подвигаются горы, камни — как тающий воск пред Тобой.
Тьму
отделил Ты от яркого света. Создал Ты Небо небес.
Землю,
что с трепетом жизнью согрета, весь мир Ты наполнил скрытых чудес.
Создал
Ты рай и изгнал нас из рая. О Боже, опять нас к Себе возврати!
Мы
истомились, во мраке блуждая. Мы, грешные, прости нас, прости.
Не
искушай нас бесцельным страданием, не утомляй непосильной борьбой.
Дай
возратиться нам с упованием, дай нам, Господи, слиться с Тобой.
Имя
Твое — непонятно и чудно. Боже наш, нам помоги!
Беседовала и записала Анастасия Лаговская
Комментариев нет:
Отправить комментарий