По учению Православной веры только та Церковь может быть Божией, для нас спасительной, которая исповедует апостольскую веру, сохраняет неповрежденными толкования Божественного Откровения и Священного Предания, куда входят Правила святых апостолов, имеющие непреложный авторитет во Вселенском Православии, а также каноны (правила) 7-ми Вселенских Соборов. Отсюда следует, что искажение или ложное толкование святой Православной веры, нарушение своими действиями указанных правил является тяжким грехом.
Слово «автокефалия» в переводе с греческого языка означает «самоуправление». Автокефальная Православная Церковь — это Церковь, которая является самоуправляемой и независимой, но обязательно пребывает в благодатном каноническом единстве с другими православными Поместными Церквами-Сестрами, которые вместе составляют Вселенское Православие.
Даруется православная автокефалия согласно действующей церковной традиции исключительно Церковью-Матерью. Например, она была дарована Русской Православной Церкви Константинопольской Церковью в 1448 г. Провозгласить автокефалию для какой-либо части Церкви не имеют права никакие политические силы, которые часто меняются, а Православное спасительное учение остается неизменным — оно вечно, как вечен Глава Церкви, Господь Иисус Христос. Провозглашение автокефалии отдельными епископами, священниками или мирянами без благословения Матери-Церкви также является нарушением действующих церковных канонов, и это с позиции православного вероучения является преступлением. Такой грех, если он остается нераскаянным, согласно учению святых отцов Церкви, «не смывается даже мученической кровью».
Церковь не только «едина, но и единственна» (св. Киприан Карфагенский). В Слове Божием сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5). A потому, никакая религиозная община, не входящая в состав единой Церкви, не является церковью — это просто человеческое сообщество, дом, возведенный не на камне, которым является Христос, а на песке собственных заблуждений, возможно политических, и такая церковь именуется у пророка Давида «церковью лукавнующих» (см.: Пс. 25: 5), а потому в такой лжецеркви, разумеется, невозможно спастись.
VI правило Гангрского собора гласит: «Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творити хощет (т. е. дерзает священнодействовать. — прим. Ред.), не имея с собою пресвитера по воле епископа, — да будет под клятвою».
В идеале Святая Церковь может дать автокефалию своей духовно цветущей ветви. Но могут ли украинцы похвастаться духовным цветением? А разве сами православные не чувствуют омертвения души в этом греховном, со многими соблазнами мире? Много ли среди украинцев таких, которые очистились от страстей, имеют истинное смирение и жертвенную любовь, которые стяжали, по словам преподобного Серафима Саровского, мир души и благодать Духа Святого? Имеем ли мы осознание своей греховности? Когда святой Сисой Великий умирал, лицо его просветилось так, что на него нельзя было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени для покаяния. Это говорил он и ему подобные без всякого лицемерия. Они и в мыслях боялись согрешить. Святые видели перед собой идеал совершенства — Господа Иисуса Христа.
Канонические епископы, священники, христиане, которые живут духовно и спасаются в Святой Церкви, учитывая нынешнюю ситуацию в Украине, не осмеливаются заявлять: «Мы духовно созрели для дарования нам автокефалии», — а если подобное высказывание от кого-то и услышим, то это равнозначно тому, что мирянин скажет Священному Синоду: «Я достоин служить епископом, рукоположите меня в архиереи».
В Украине имели место факты вымогательства отдельными лицами (как политическими, так и раскольниками) у Матери-Церкви статуса Поместной Церкви, с этой же целью предпринимались поездки и в Константинопольский Патриархат. Этот вопрос форсируется преимущественно людьми малоцерковными, которые, в основном, занимают высокие светские посты. Такие люди пытаются подменить собой иерархию, по-видимому, не зная о поучительных словах Главы Святой Церкви Господа Иисуса Христа, обращенных к Апостолам и их преемникам (епископам): «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается» (Лк. 10: 16).
Неподчинение церковным канонам, отступление от единой Святой спасающей нас Церкви через сектантство, расколы, искаженное толкование Христова учения, создание самовольных религиозных организаций лишает всякого, невзирая на лица и положение в Церкви и обществе, животворящей силы Святого Духа и спасения. «Всякий отделяющийся от общения с Церковью, — учил блаженный Августин, — хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
Денница (первоначально добрый ангел) захотел стать независимым от Бога — и из-за своего высокомерного противления Богу лишился благодати, духовной красоты, и был низвергнут, как молния, с неба на муки, страдание, и стал сатаной (см. Лк. 10: 18). Кто хочет быть независимым от Божией Церкви, не слушается ее, дерзает навязать ей свое учение, тот уподобляется дьяволу и становится членом сатанинского царства. В том обществе, где нет канонического порядка, нет покаяния, там дьявол через своих слуг старается установить свою власть.
Икона святых отцов шести Вселенских Соборов |
Печально то, что никто из ересиархов и раскольников, за исключением немногих, возвратившихся в Церковь через покаяние, никогда не смотрели на «правоту» своих убеждений через призму канонического права, святоотеческого учения. Гордость, самолюбие, сребролюбие, жажда власти и почестей, политиканство и другие пороки всегда являлись ключевыми мотивами лукавых людей, творящих ереси и расколы. Такие люди, без сомнения, закладывают греховную основу для прихода и господства антихриста и его слуг, ненавидящих церковные каноны, но победят не они. Последнее слово будет за нашим Спасителем Христом, победителем смерти и дьявола.
У нас в Украине под влиянием некоторых политических сил, к которым присоединилась и часть духовно слабого духовенства, были провозглашены две незаконные самовольные автокефальные УАПЦ и УПЦ КП, не признанные ни Иерусалимской, ни Константинопольской, ни какой-либо другой Церковью мира. Сам факт появления двух «патриархов» в одном месте, на Украине, и для одного народа является явным знаком и свидетельством этой лжи (Синодальное решение УПЦ от 05.ХI.1993 г.). Эти незаконные группировки уже нельзя назвать церковью Божией, а только раскольнической религиозной организацией. Если ветку дерева сломать, она засохнет. Так и раскольники лишаются живой божественной спасительной силы. «Люди, которые отходят от Церкви в расколы, остаются без благодати (силы) Божией, потому что, оказавшись вне Церкви, не пребывают с Духом Святым», — говорит св. Киприан Карфагенский. Поэтому в раскольнических так называемых «церквах», согласно Вселенскому православному учению, не может быть спасения, не может быть Крещения, Св. Причастия, Венчания, христианского погребения, освящения воды, поминовения усопших и т. д. Все их действия, пусть даже в церкви, являются лишь театральным представлением.
Наша Украинская Православная Церковь независима в управлении от Московской патриархии (есть свой Синод, который назначает архиереев, ректоров духовных семинарий и академий, благословляет открытие монастырей и т. д.), но мы пребываем с ней и через нее в каноническом единении со Вселенским Православием и молимся, по заповеди Господней, за православных и в Грузии, и в Иерусалиме, и в Москве, и во всем мире, молимся и за патриарха Московского, которого поминают в молитвах также все православные Церкви мира. Православные патриархи Поместных Церквей со своими верными молятся, согласно церковным правилам, и за нас — православных Украины, и за нашего Предстоятеля — Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которого, кстати, все патриархи мира в свое время избрали председателем Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова.
Некоторые окатоличенные украинцы, особенно львовские, считают грехом молиться за патриарха Московского. Такое мнение неправославно. При этом львовские униаты, подчиненные Риму, почему-то не усматривают греха в том, что поминают папу римского, и вполне возможно, что они намерены путем незаконной автокефалии и самовольного патриархата в Украине окатоличить наш православный народ. В прошлом огнем и мечом навязывали Украине унию. Люди отдавали свои жизни, но не становились предателями святой спасительной православной веры. Вспомним, например, житие святого мученика игумена Макария Овручского.
28 августа 2001 г. в праздновании 950-летия Киево-Печерской Лавры молитвенно участвовали Предстоятели и представители всех Поместных Церквей, которые не только засвидетельствовали каноническое единство с УПЦ, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, но и антиканоничность действий украинских раскольников. 23 ноября 2011 г. представители Поместных Церквей на торжествах в Киеве по случаю празднования 75-летнего юбилея Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира с особой силой еще раз засвидетельствовали единство Святого Православия.
Богослужение в наших храмах ведется не на русском, а на церковнославянском языке, на этом же языке служится и в Беларуси, России, Болгарии, Румынии и у других славянских народов. Это имеет большое значение. Не так просто передать глубокий богословский смысл церковной службы в переводе с церковнословянского языка на украинский, русский, белорусский. Языки со временем меняются. Сколько слов новых появилось, например, за последние годы в украинском языке. Ранее было слово «поїзд», теперь его заменили на «потяг». Ранее было слово «вертоліт», теперь — «гелікоптер»... Филологи умеренных взглядов с такими нововведениями не согласны.
Действительно, и сейчас есть такие силы, которые, к сожалению, пользуясь незнанием нашим народом православных канонов, пытаются поссорить православных между собой, посеять вражду между православными странами, — и потом насадить свои законы. Святой апостол Павел, предполагая, что будут появляться раскольники, писал своей пастве: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16: 17–18).
Что, на наш взгляд, можно посоветовать раскольникам, которые отошли от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и которые осмелились кощунственно называть свои организации церковью? Молитвенно пытаться искать Истину, помня, что все верующие обязаны стремиться к непогрешимости в вере, — как все обязаны достигать святости в жизни. Этого требует наша природа, и сама сущность Истины как Откровение Бога; этого требует и конечная цель Откровения — спасение человека.
Некоторые говорят нам: объединитесь и выберите себе одного Предстоятеля. Но разве можно объединить Христову Истину с ложью? Смирение и покаяние, благочестивая жизнь, послушание Святой Церкви — вот путь присоединения к Святой Церкви Христовой.
Необходимо нам понять, что законная автокефалия дается Промыслом Божиим, Матерью-Церковью с единственной целью — на благо Церкви и всего Православия.
В связи с появлением в некоторых местах, на некоторых сайтах раскольнических миссионеров, хотелось бы закончить наше обращение словами святого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (IV в.), особо почитаемого во всем православном мире: «Если же спасительный совет не может возвратить на путь спасения некоторых вождей раскола и виновников несогласия, пребывающих в слепом упорном безумии, то, хотя бы вы, уловленные или завлеченные обманом или хитростью, — расторгните сети, освободите от заблуждения души ваши».
Комментариев нет:
Отправить комментарий