Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Христос Воскресе!
Пришло время, братья и сестры, и мы вновь произносим эти долгожданные слова. Возможно ли в полной мере высказать, что они значат для нас? Пасхальное приветствие — это вхождение в иную реальность, всегда новую реальность Воскресения. Это погружение в океан радости, волны которого накрывают с головой и заставляют ликовать даже самого рассудительного, спокойного человека.
Христос Воскресе!
Пришло время, братья и сестры, и мы вновь произносим эти долгожданные слова. Возможно ли в полной мере высказать, что они значат для нас? Пасхальное приветствие — это вхождение в иную реальность, всегда новую реальность Воскресения. Это погружение в океан радости, волны которого накрывают с головой и заставляют ликовать даже самого рассудительного, спокойного человека.
На что похожа Пасха? — На электрический разряд молнии, мгновенно освещающий все вокруг, так что нигде не остается никакой тьмы. На внезапно прорвавшую плотину, взрывающуюся брызгами пенящейся воды. На стремительный порыв весеннего ветра, с грохотом растворяющий заклеенные на зиму окна. Явилась сама жизнь, победившая смерть, — и все вокруг оживает, воскресает. И мы тоже, услышав пасхальное приветствие, отряхиваем накопившуюся от Великого поста усталость, отгоняем уныние и радостно отвечаем: Воистину Воскресе!
И конечно же, красоту и глубину пришедшего праздника нам помогает ощутить богослужебное чтение из Священного Писания. С наступлением Пасхи Церковь открывает книгу евангелиста Луки — Деяния святых апостолов, которая отныне будет сопровождать нас в течение всего пасхального попразднства. Почему же именно эта книга, и никакая другая? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, мы получим, рассмотрев сам текст Деяний. Итак, перед нами пасхальное апостольское зачало: первые восемь стихов из упомянутой книги.
* * *
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. В церковнославянской Библии переведено точнее: Первое убо слово сотворих о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити.
Первое слово, о котором говорит Лука, есть его Евангелие, где он написал о том, яже начат Иисус творити же и учити. Обратите внимание: Иисус начал творить и учить — а кто же продолжил? Продолжила Церковь, которая есть Тело Его (Еф. 1: 23), и она же будет продолжать это служение до конца времен. Дела и учение Церкви есть продолжение дел и учения Христовых. Творит ли Церковь милостыню — это благотворит Христос; священнодействует ли Церковь — Христос совершает Таинства; учит ли Церковь — говорит устами Христовыми.
И вот мы уже видим ответ на наш вопрос о книге Деяний. В пасхальные дни эта книга читается потому, что начавшиеся в ней события продолжаются и сейчас. Вознесение Господне, которым заканчивается Евангелие и начинаются Деяния, полагает конец Евангельской истории и дает начало истории церковной. Деяния — это единственная в Новом Завете неоконченная книга — в конце ее нет слова «Аминь». Все мы являемся ее участниками, продолжающими Христово дело. И подобно тому, как дверца Ноева ковчега перед концом первого мира была закрыта Богом, так и «Аминь» нынешней мировой истории скажет Сам Христос.
* * *
Святой Лука продолжает свою мысль. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. Христос являлся ученикам 40 дней не только для беседы, но и чтобы удостоверить их в Своем Воскресении, — ибо некоторые из них сомневались (см.: Мф. 28: 17). Так же Он будет являться в эти дни и нам, братья и сестры, — в Таинстве Тела и Крови Его; будет являться каждый день после Пасхи, ибо в это время уже начинается обычное ежедневное служение Литургии. После будних дней Великого поста, в которые Таинство Евхаристии не совершалось, Церковь как бы спешит насытить нас этой небесной пищей, чтобы мы в полной мере почувствовали присутствие Воскресшего Господа.
Часто спрашивают: как дольше сохранить в душе ощущение праздника, как не растерять пасхальную радость в мирской суете? Вот самый лучший путь: по возможности частое участие в Литургии на Пасхальной седмице. В эти дни Церковь зовет уставшего от великопостных подвигов христианина насладиться благодатной Трапезой, не утруждая его на богослужении поклонами и чтением покаянных молитв. И, чем строже постился человек в Святую Четыредесятницу, тем более наполнится этот очищенный сосуд радостной благодатью Пасхи. Не будем же, христиане, разменивать уникальные дни Светлой седмицы на застолья, безделье и болтовню. Христос ждет нас в храме, чтобы явиться нам и говорить о Царствии Небесном.
* * *
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Собрав их... Христианство, братья и сестры, изначально рождается как явление общинное. Как христианства нет без Церкви, так и Церкви нет без общины. Христос собирает людей не только для того, чтобы они имели личностное богообщение, но и чтобы открыть христианам чудо церковного единства — подарить людей друг другу. Церковь Христова — это единство любви, это духовная семья, собранная не только для небесной Трапезы — Чаши Господней, но и для того, чтобы не быть одинокими в этом мире, чтобы идти ко спасению вместе, взявшись за руки. Как же печально сегодня выглядит наше «индивидуалистичное» христианство, христианство не общины, но прихода. Приход — это пришел, помолился, ушел, даже не посмотрев в лицо человеку, стоявшему на службе рядом с тобой. А община — это единый организм, в котором люди знают друг друга, служат друг другу каждый тем даром, какой получил (1 Пет. 4: 10), и учатся любить не только Христа, но и друг друга. В книге Деяний мы еще неоднократно будем читать о таких общинах, основанных апостолами и их учениками.
Не отлучайтесь из Иерусалима... Наступивший праздник, вместе с новой радостью несет также и новые искушения. Человека подстерегают плотоугодие, потеря духовной трезвости, расслабление. Гораздо труднее сохранить себя в чистоте в период праздника, чем в суровое время поста. Не отлучайтесь из Иерусалима, — предупреждает нас Спаситель, т. е. не отходите от благодати, не теряйте приобретенного великопостными трудами, не оставляйте молитвы, пребывайте в духовной бодрости. Заслуженный отдых не должен послужить причиной падения. Стены Иерусалима — трезвение, внимание, молитва — да сохранят нас от всякого врага, чтобы мы, пребывая в чистоте, ожидали обещанного от Отца — крещения Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Как мы видим, братья и сестры, апостолы проявили здесь общечеловеческую немощь, которая заключается в желании сделать мир лучше, меняя его с внешней стороны. Чего хотели апостолы? Государственного переворота. Как и все иудеи того времени, они мечтали свергнуть римскую власть и поставить новую, иудейскую. Но что отвечает им Спаситель? Он говорит о внутреннем перевороте человеческой души — о революции духа, а не о политических преобразованиях. Примете силу, — говорит Христос, предвещая им духовное обновление Пятидесятницы. Потому что Господь ищет «не нашего, а нас». Только с внутреннего переворота моей собственной души может начаться обновление мира. Прими силу от Господа, изменись сам — и мир вокруг тебя начнет меняться. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи, — говорит человеку христианство.
А что же израильское государство? Апостолы должны будут покинуть его, чтобы проповедовать всему миру, ибо христианство не знает национальных или территориальных границ. Сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли, — предрекает Господь, разбивая тем самым всякие фантазии о построении Царства Небесного на земле силою мирской и мудростью человеческой. Царство Небесное внутри нас, христиане, и о нем мы призваны свидетельствовать даже до края земли. Именно там, на краю земли (в иудейском представлении) — в Риме, Патрах, Иераполе, Индии, Сирии, на Кавказе — нашли апостолы свою кончину, утверждая фундаментальную христианскую истину, выраженную словами апостола Павла: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13: 14).
* * *
На этом пасхальное апостольское чтение завершается. Завершается как бы на полдороге, в ожидании приближения чего-то нового. И сокровищница церковного опыта сообщает нам, чтò нас ждет.
Врата Пасхи открывают для нас, братья и сестры, самый радостный период церковного богослужебного года. Светлая седмица, пасхальное попразднство, затем Вознесение, Пятидесятница... Годовой богослужебный круг — это путь в Царство Пресвятой Троицы, по которому Церковь ведет нас, взяв за руку. Ныне мы вступили в период торжества и ликования. Пасхальная радость этих дней должна стать для нас началом внутреннего обновления, которое довершится в день схождения Святого Духа на Церковь. Но перед этим нам нужно благополучно пройти «веселыми ногами» радостный пасхальный путь, не отлучаясь из Иерусалима и готовясь принять силу от Святого Духа Божия. Постараемся не свернуть с этой дороги и благополучно достигнуть благословенного Царства, нам уготованного. Об этом и будем просить в эти светлые дни нашего Воскресшего Господа, Которому подобает нескончаемая слава в сем веке и в веки вечные. Аминь.
Христос Воскресе!
Сергей Комаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий