В нашей жизни бывают не только успехи и радости — довольно часто Господь посылает нам и испытания. Иногда мы особенно сильно укоряем себя за совершение непродуманных, импульсивных поступков, которых лучше было бы избежать. В такие моменты наши друзья и знакомые ободряют нас, говоря: «Не стоит посыпать голову пеплом». Это выражение имеет древние корни и встречается еще в патриархальную эпоху Священной истории. Мы находим их в нескольких книгах Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом, книге Иова, книге Есфирь и др. Ветхозаветные боговидцы посыпали свои головы пеплом в знак великой скорби и печали о постигших их несчастьях и в то же время смиренно принимали счастливые и печальные события своей жизни как проявления благого Промысла Божия, путеводительствующего их ко спасению. Символическое посыпание головы пеплом также могло напоминать ветхозаветному верующему о том, что человек создан из праха земного. Обличая первородный грех наших прародителей, Господь сурово и скорбно предупреждает Адама: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3: 19, 20). Посыпание головы пеплом напоминает о бренности человеческого тела, полной зависимости нашего бытия от Бога.
В Священном Писании есть много примеров символического посыпания головы пеплом как выражения печали и скорби об утрате близких или о совершенных грехах. Так поступил многострадальный Иов, попущением Божиим пораженный проказой для посрамления сатаны. В книге Иова читаем: и отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения] (Иов. 2: 7, 8). Своей жене, осуждавшей его за преданность Богу, попустившему ему испытать страшный недуг, Иов ответил: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2: 10).
Так же поступил и благочестивый израильтянин Мардохей, воспитатель царицы Есфирь, когда узнал об указе царя Ксеркса истребить всех иудеев в персидском царстве. В книге Есфирь сказано: когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города и взывал с воплем великим и горьким: [истребляется народ ни в чем не повинный!] (Есф. 4: 1, 2).
Так выразила свою скорбь и сама Есфирь, узнав о страшном царском указе и злой прихоти вельможи Амана, по наущению которого иудейский народ едва не погиб. Священное Писание повествует: <...> царица Есфирь прибегла ко Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое в веселии ее, покрыла распущенными волосами своими и молилась Господу Богу Израилеву] (Есф. 4: 17). Священное Писание Ветхого Завета изобилует примерами ношения вретища (покаянной одежды) ветхозаветными праведниками и посыпания ими своих голов пеплом как зримого покаянного обряда, показывающего сердечное сокрушение согрешивших о своих грехах. Как благовествует псалмопевец, царь и пророк Давид: жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50: 19).
Вместе с искренней скорбью о своих грехах или потере родных ветхозаветные праведники, посыпая свои головы пеплом, выражали светлую надежду верующего сердца на милость Божию, начиная, таким образом, свое восхождение по лествице покаяния в Царствие Божие. Главное в подвиге покаяния — сознание своего несовершенства и сердечный покаянный вопль души к Богу. А посыпать свои головы пеплом не стоит, ибо истинно слово Спасителя: сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15: 7).
Виктор Науменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий