17 июня 2014

ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ

Джеймс Кристенсен. Лепта вдовицы
Цель духовной жизни каждого христианина — стяжание любви к Богу и ближнему. Если христианин верит в Бога всем сердцем, полагается на Него на своем жизненном пути, то такая истинная и живая вера не может не проявиться в добродетели. Апостол Иаков предупреждает: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? <…> Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2: 17–20, 26).


На взаимосвязь между исповеданием Православной веры и добрыми делами, в которых проявляется вера Христова, указывает и часто произносимое в повседневной жизни выражение «внести свою лепту». Помимо духовного смысла слово «лепта» имеет финансовое значение. Лептой (от греч. лептос — маленький, тонкий) называлась мельчайшая монета Римской империи, бывшая в обороте как до Рождества Христова, так и во времена Господа Иисуса Христа. Тогда она составляла половину кодранта — мелкой денежной единицы. До 1 января 2002 г., до введения евро, лепта была официальной денежной единицей Греции, составляя одну сотую часть драхмы.

В Новом Завете о лепте бедной вдовицы упоминают евангелисты Марк и Лука. Апостол Марк благовествует: и сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12: 41–44; см. также: Лк. 21: 1–4).

Почему же Господь особо отмечает скромную жертву бедной вдовы? Казалось бы, правильнее похвалить богатых прихожан иерусалимского храма — ведь на их деньги можно дать богатое пожертвование священникам, благолепно украсить храм. И тем не менее, отмечая благочестивый поступок бедной вдовы, Господь учит нас, что милостыня от скудости спасительнее, чем милостыня от избытка. Это не значит, что доброе деяние богатого человека не спасительно для его души и не благословенно в очах Божиих. И жизненный опыт подсказывает, что значительно легче сделать доброе дело для нуждающегося в том случае, когда поданная ему милостыня не отразится на благополучии жертвователя. Именно такую ситуацию описывают упомянутые евангелисты. Куда труднее не остаться безучастным к беде ближнего, когда житейские бури заставляют полностью сосредоточиться на добывании хлеба насущного для себя и своей семьи. Тогда житейская суета часто мешает нам заметить того, кому еще хуже, чем нам, кто без нашей помощи окажется в беде.

Евангельская вдова — реальный пример глубоко верующей благочестивой женщины, в которой жизненная скорбь не убила чистоту сердца, не ожесточила душу. Мы не знаем, какая нужда привела ее в храм в день благовестия Господа. Может быть, в ее жизнь пришло очередное несчастье, и она, плача от горя, пришла в храм просить у Бога защиты от беды для себя и своих родных. А может, наоборот, после многих бед и неудач Господь посетил ее радостью. В любом случае, она поспешила поделиться с Богом тем, что в тот момент было у нее на душе, придя в святой храм с верой, благоговением и страхом Божиим. За каждой Божественной литургией Православная Церковь в прошениях великой ектении просит Господа, чтобы он дал нам возможность приходить в его храмы именно в таком расположении духа. Думаю, что Бог с любовью принял молитву благочестивой вдовы и послал ей просимое. Господь ждет от нас не денежной лепты, а веры, надежды и любви — главнейших добродетелей верующего сердца, которые ведут нас ко спасению в Иисусе Христе.

Бедная женщина могла бы на свою лепту купить хоть немного пропитания для себя и своих детей. Однако ее вера и надежда на милость Божию были столь велики, что она без колебаний пожертвовала свои последние деньги во славу Божию, ибо надеялась, что Господь ее не оставит. Так и случилось: Господь поставил ее милостыню выше милостыни других жертвователей. Промыслом Божиим ее благодеяние вошло в Евангельскую историю, подобно благодеяниям многих других святых женщин Священной истории Ветхого и Нового Завета. Именно такой светлой и чистой веры евангельской вдовицы, веры, превозмогающей по своей силе разум и логику, ожидает от нас Господь. Ибо такая вера — дверь в Царствие Божие.

Виктор Науменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий