Христианская
жизнь невообразима без трудов — не только молитвенных и постнических, но и
физических, интеллектуальных, творческих. Об этом немало засвидетельствовано
учителями Церкви и святыми отцами.
Так, святитель Василий Великий полагал, что
намерение благочестия должно служить не предлогом лени, бегства от работы, а
наоборот — побуждением к большим трудам.
Святитель
Иоанн Златоуст считал бесчестием не работу, но праздность. Сам апостол Павел
трудился, чтобы не обременять других, и обличал лентяев, предлагая им просто
невозможное — не есть. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу
человека. Парадоксально (однако факты есть, и их немало), что в сознании многих
индустрии, провоцирующие пьянство, блуд и другие формы растления, связаны с
понятием «отдых». То есть наниматься в злачные места люди избегают (что в общем-то
верно — грех), а вот «отдохнуть» — почему бы и нет (что вообще нелепо).
Все
это, конечно, не ново. Так было и в прошлом веке, и в позапрошлом... Святитель
Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Приходит ночь с ее тенями, с бледным светом,
который издают ночные светильники неба, собирает людей с поверхности земли в их
шатры, в их приюты. В этих приютах скука, пустота души; стараются задушить свое
мученье безумным развлечением; праздность, испорченность нравов предаются шумным
увеселениям, и сосуды храма Божия — ум, сердце, тело — употреблены Валтасаром
на употребление преступное». Невозможно назвать отдыхом такое
времяпрепровождение просто потому, что от него устаешь.
О
ГОРЕНИИ
Непраздный
вопрос — есть ли вообще в жизни христианина место для отдыха?.. Глядя на
изнуренные лица прихожан наших храмов, а подчас — и в зеркало, нет-нет да и
задашься им. Однажды стал свидетелем поучительной ситуации. Почтенный протоиерей
(тех лет, когда умножается труд и болезнь, по слову псалмопевца) отказался от
предложения знакомого чтеца (мужчины, как говорится, в полном расцвете),
пожелавшего подвезти духовника, уставшего после службы. Отец еще и прикрикнул —
то ли на чтеца, то ли на попытавшуюся возразить свою заботливую матушку — «Да
ты посмотри только! Зачем еще загружаешь?».
Постановка
вопроса озадачила чтеца. Позже он рассказал, как, сев за руль и увидев свое
отражение в зеркале заднего вида, прочел ответ: «Загружаться и впрямь незачем!
Расслабься, парень, отдохни…». Живой пример отеческой прозорливости.
Сам
Господь благословляет отдых. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему
все, и что сделали... Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и
отдохните немного, ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им
было некогда (Мк. 6: 30—31). Как видим, Христос не просто благословляет, а еще
и нормирует отдых, определяя и меру — «немного», и место — «пустынное», и даже
предлагает туда «пойти» (прогулка сама по себе — отдых).
Святитель
Феофилакт Болгарский замечает, что Христос дает ученикам отдохнуть, научая
предстоятелей не держать паству в напряжении постоянно. Таким образом, отдых
для нас не просто важен, он — жизненно необходим, как и еда для восстановления
сил, о чем не забыл упомянуть евангелист Марк.
Есть
в Киево-Печерском Патерике примечательная история о том, как вратарь монастыря,
заботясь об отдыхе братии, утомленной ночными молитвами и утренним песнопением,
отказался впустить в обитель… христолюбивого князя Изяслава. Дерзость —
неслыханная, как по тем временам. Но вратарь, рискуя головой, не преступил
послушания — преподобный Феодосий запретил отворять врата до начала вечерни.
Узнав
о стоящем при дверях князе, преподобный вышел и поклонился ему. Изяслав
поинтересовался, чтобы это все значило? Феодосий отвечал: «Ради того, господин,
сделано оно, чтоб… братия, утрудившись от ночного славословия, могла спать. А
твое усердие к Пресвятой Владычице нашей Богородице, приведшее тебя сюда —
благо и на успех души твоей, и много радуемся мы о приходе твоем».
В
храм князя пустили без особых почестей. Изяслав, помолившись и побеседовав с преподобным,
отдохнул и — как повествует Патерик — еще больше возлюбил святого. А с ним — и
жизнь во Христе. Для киевского князя, «одетого в порфиру и виссон» (см.: Откр. 18:
16), моченые яблоки и пареная репа за столом настоятеля оказались слаще меда. И
преподобный Феодосий открыл ему секрет монастырской кухни — братия, готовящая
трапезу, молится тайно, не сквернословит… (Чтобы понять, о чем речь, достаточно
хотя бы раз вкусить монастырский хлеб.)
Кстати,
уже отцы первых веков обратили внимание на то, что аскеза — это не самоцель.
Святитель Григорий Нисский — отец отцов — полагал, что «совершеннейшая цель воздержания»
— это «не изнурение тела, но легкое его служение душевным потребностям».
А
в одном из древнейших аскетических наставлений — запечатленном святителем Афанасием
Великим жизнеописании преподобной Синклитикии Александрийской (подвизавшейся в
IV в.) — повествуется о том, как святая держала строгий пост, спала на земле и не
допускала даже мысли о приятных кушаньях, питаясь хлебом из отрубей и
ограничивая себя в воде. Но после Синклитикия отдыхала от подвигов.
«Она
так поступала, чтобы члены ее тела не ослабли окончательно, что было бы
поражением. Ведь когда разбиты доспехи воина, как он может надеяться победить в
сражении?!» — пишет святитель Афанасий, обличая в неразумности гордецов, необдуманно
налагающих на себя непосильные посты.
Учитель
Церкви ставит в пример не просто подвиги, а еще и отношение преподобной к ее трудам:
«С осторожностью правила судно своей души кормилом благочестия и привела его в
целости в гавань спасения, держась веры в Бога, как самого надежного якоря».
А
вот созвучный и более близкий к нашему времени пример — отец Иоанн
(Крестьянкин) наставляет одну из духовных дочерей (явно — не неофитку) в своем
письме: «Дорогая о Господе Матушка Игумения М.! Ваша искусительная пустыня длится
всю жизнь. И в этой духовной школе на первых этапах нам даются уроки, из
которых мы не во мнении, но в реальной практической жизни должны усвоить
беспредельную глубину своей немощи <…> И сами себя Христу Богу предадим.
Второе и немаловажное, вытекающее из сознания своей немощи, — благодарение Богу
за все: за дни, часы, минуты благоденствия с осознанием, что это Божией силой
для нашего укрепления посылается <…>
Вот
и Ваша немощь, которая провоцирует мечтания, — поучительна. Единого рецепта на
лечение этих недугов нет. Кому что подходит по складу ума и сердца и телесной
силы или немощи. Если видите, что дневной отдых вместо ожидаемого отдохновения
несет с собой ненужное расстройство, — прекратите его. Но тогда же измените
нечто в режиме жизни своей — раньше отходите на покой вечером. Говорить легко,
исполнить трудно, но надо найти свое личное, что будет на пользу душе и телу. Спать
надо при здравии 7 часов, а при немощи и 8 допустимо».
О
ВЫГОРАНИИ
Известны,
впрочем, и примеры пастырской недальновидности, помноженной на ревность не по
разуму паствы. Один из таких изложил протоиерей Андрей Ткачев в своей заметке:
«Я слышал однажды о водителе троллейбуса, которому горе-духовник назначил
тяжелую епитимью. И бедняга, вынужденный вставать в полпятого каждый день, подолгу
клал поклоны, читал каноны и кафизмы, пока однажды, уставший и невыспавшийся,
не разбил троллейбус. Духовник виноват…».
Трудно
не согласиться. Не случайно преподобный Ефрем Сирин — аскет аскетов, без
молитвы которого уже невозможно представить первую седмицу Великого поста — в
15-м поучительном слове к египетским монахам увещевал: «Неопытный не может владеть
луком, как опытный; и отроку невозможно бежать наравне с мужем. Если на отрока
возложишь бремя не по силам его, то сделаешь ему вред, <...> научай его
подвигам добродетели и степенному житию. Если, по совершении бдения и обычного
правила, сам ты намерен бодрствовать, а подчиненный хотел бы немного уснуть,
дай ему отдых…».
Ранящая
проза наших дней: большинство украинцев (независимо от вероисповедания, пола и
возраста) подавляют нормальное желание — отдохнуть. Серия актуальных исследований
Международного кадрового портала HeadHunter обнаружила, что в текущем отпускном
сезоне 95 % работников добровольно-принудительно разменивают время своего отдыха
на решение производственных задач.
Каждый
третий уточнил, что это — типичная практика; еще треть опрошенных назвали ее
«достаточно частой». 34 % респондентов сетуют на невозможность полноценно
отдохнуть. Недовольных не так и много, если учесть, что почти каждый второй
точно знает, что, несмотря на отпуск, обязан быть «в зоне досягаемости»
руководства, а каждый третий полагает желательным находиться «на связи».
Самые
«авральные» отпуска, по оценкам аналитиков hh.ua, у банковских клерков — 83 %, IT-специалистов
— 75 %, сбытовиков — 74 %. Относительно спокойно, так сказать, отдыхают
работники транспортной (63 %) и производственной (61 %) сфер.
Девять
из десяти работников, по данным HeadHunter, периодически вынуждены работать без
перерывов на обед. 68 % опрошенных связывают эти ситуации с большой загрузкой; 48
% — со срочностью работ; 19 % сетуют на «прихоти руководства».
Результаты
еще одного опроса, проведенного HeadHunter в декабре 2012-го, обнаружили, что
три из четырех офисных работников связывают «некоторое», а нередко — и «существенное»
ухудшение состояния здоровья со своим трудом. 52 % респондентов называют работу
«нервной», 32% говорят о «напряженной атмосфере» на предприятиях. Опрос более
3,5 тыс. мужчин и женщин (20-35 лет) показал, что половина из них «хронически устали»;
45 % — жалуются на боли в спине и пояснице; 39 % признаются в расшатанности
нервов. При этом многие — 65 % — полагают бесполезным обсуждать эти и другие
проблемы с начальством, ссылаясь на опыт.
Украина
— не единственное место под солнцем, где сгорают на работе. В апреле 2013 г.
Международная организация охраны труда обнародовала доклад, свидетельствующий, что
в условиях роста безработицы и увеличения нагрузки после кадровых «оптимизаций»
рванула вверх кривая т. н. «профессиональных заболеваний» (преимущественно — опорно-двигательного
аппарата и психических расстройств, не всегда поддающихся классификации и обобщаемых
термином «burnout» — «выгорание»).
В
среднем, от них ежедневно гибнут 5,5 тыс. человек — в шесть раз больше, чем от
несчастных случаев на производстве. Японские и американские физиологи описывают
внезапные смерти на рабочем месте в рамках нового синдрома — «кароши». Даже
определена зона риска — работающие свыше 60 часов в неделю, то есть, регулярно преступающие
Божию заповедь о воскресном дне. (Читай — «Притча об отдыхе».)
Вячеслав Дарпинянц
"...заповедь о воскресном дне...".
ОтветитьУдалитьО субботнем?