Человеку
больно отдавать все силы какому-либо общественному делу, если это никому не
нужно. Например, ведет человек в школе драмкружок. А это не нужно ни детям, ни родителям,
ни дирекции. В отчаяние можно впасть. Точно так же и священник может измучиться
сердцем, если его проповедь не нужна никому. Вот мы с братьями и сослужителями
взялись обсуждать тему: кому наши проповеди нужны? Я,
убогий, так мыслю. С одной стороны, всем нужны. А с другой — никому. Как же это
так, спросите? И не увиливаю ли я от ответа? Ничуть не увиливаю.
Некоторые
проповеди никому не нужны, а некоторые всем нужны. Смотря как проповедовать.
Серафим Саровский говорил: «Когда надо — не премолчи, а когда надо — не возопий».
Но вот когда и что надо — тут разум от Бога нужен. Так же и с проповедью.
Люди
живут в субкультурах. Студенты не понимают бизнесменов. А бизнесмены забыли, что
такое жизнь студенческая. Старые не понимают молодых, а молодые и подавно не
понимают старых. Каждый в своем соку томится на медленном огне, и не то что
полюбить ближнего, как себя самого, а и понять ближнего не может.
Один
только священник должен всех понимать. Обязан. Понимать богатых и бедных, бездетных
и многодетных, образованных и не очень. Для этого ему стоит и в маршрутках потолкаться,
и в очередях постоять, и на Исповеди внимательно слушать, и книжки хорошие
читать. Священник должен вынуть из себя сердце и сказать людям: «Нате. А мне
ваши сердца дайте. Мы сердце к сердцу приложим, чтоб они теплом, как ладони при
рукопожатии, обменялись».
Признак
хорошей проповеди — это когда человек-слушатель потом подходит и спрашивает:
«Откуда вы про меня все знаете? Вы ведь на мои вопросы сегодня ответили...».
Признак
хорошей проповеди — это когда священник сам на суде им же произносимых слов
стоит и удивляется: откуда это слово на языке моем?
Свойство
хорошей проповеди — говорить не кому-то сверху вниз, а себе, как человеку
подсудимому. Говорить что-нибудь не надо, и если уж что-нибудь, то лучше
ничего. А если не что-нибудь, то готовиться нужно постоянно. Думать, запоминать,
записывать. Спрашивать себя: что людям полезно? Что им нужно узнать, услышать?
Нужно перечитать много чужих проповедей, как с цветков, собирая с них пыльцу
для собственного нектара.
Если
проповеди и поучения эти в давние времена составлены, то нужно перелагать их на
более понятный, современный язык, избегая тяжких оборотов, сложных слов и
непонятных примеров.
Не
нужно бояться плагиата. Чистый плагиат в этом деле отсутствует. Ведь если два человека
одно и то же рассказывают, то получается у них в результате не одно и то же, а
нечто совершенно разное.
Иногда
— до неузнаваемости. Просто проповедь — это необходимый вид служения. Оно так и
называется — служение слова. И люди благодарны таким служителям. Они хоть и не
все читали, но все сердцем понимают сказанное: «Наставляемый — делись всяким
добром с наставляющим».
И
что значит телесное, если тебе отсыпали без зависти полную меру духовного? Служение
слова говорит о небезразличии. Сегодня говорят многие, но все ко всем безразличны.
Говорит реклама, чтобы понудить человека купить товар или услугу. Говорят
политики, но об этом мы промолчим. Надоело. Говорят комики и эстрадные артисты,
чтобы отвлечь, рассмешить и на смехе заработать. Нам ли молчать в этом
говорливом мире, где все проповедуют, только не Христа?
Если
ты говоришь мне о чем-то важном, то, значит, переживаешь обо мне, любишь меня.
Это до слез трогательно само по себе. Значит, ты знаешь что-то, чего я не знаю.
И даже если я с тобой не согласен, я буду разбужен, заинтересован, начну
искать, советоваться, спрашивать. Это — тоже хороший плод проповеди. Ведь худший
вид сна — это сон разума. Он плодит чудовищ.
Нет
ничего простого, в чем бы не затаилось сложное. И нет ничего сложного, о чем бы
нельзя было сказать простыми словами. Не надо бояться ни простоты, ни сложности.
Надо бояться лени и безразличия. А еще не нужно думать, что народ в большинстве
своем что-то простое уже знает, и теперь ему нужно какие-то сложности выискивать.
Не
надо ничего выискивать, потому что народ в своем большинстве ничего не знает.
Это печально, но это жесткий факт. Правильное слово, сказанное вовремя, меняет
жизнь. Люди уже никогда не вернутся в то состояние, в каком пребывали до
слышания слова. Они непременно изменятся. И если мы не меняемся, то в значительной
степени потому, что мы молчим.
Идеальное
слово имеет действие троякое. Оно информирует, сообщает нечто. Потом оно должно
услаждать, как свирель пастырская. И оно направляет, сдвигает с места, указует
направление для усилий. По латыни это: docere, delectare, movere. Познакомь, услади,
утешь и сдвинь человека с места. Вот — проповедь. Можно ли так говорить, не учась?
Сами
рассудите, что вообще можно делать, не учась? Только людей смешить. Учиться же
нужно все время, да и ошибок не бояться. Без ошибок роста нет. Нужно звать к себе
на приходы собратьев, чтобы они со свежим словом обратились к людям. К нам ведь
привыкают наши прихожане, ухо у людей «замыливается». А новый человек по-новому
будет выслушан. И не надо стыдиться, или завидовать, или бояться. Не украдут у
тебя паству, только умножат. Те, кто боится и завидует, те так и не выучиваются
проповедовать.
Проповедь
— дело Божие, как умножение хлебов. Там было только две рыбки и пять хлебов.
Так бы и остались эти продукты в том же количестве, если бы не поднесли их Христу.
Он благословил, стал ломать и давать ученикам, а те — народу. Откуда что
взялось и все наелись. Так и мы. Удержим в себе свои знания, останутся они
мертвыми, не розданными и бесполезными. А если поднесем их Христу, то Он
благословит, и они умножатся.
Знания
умножаются только если их раздавать. Как и деньги умножаются только если их
пускать в оборот. С книжкой заснуть, с книжкой проснуться. Не стыдиться
признать ошибки и слушать тех, кто умнее. А еще пробовать, пробовать. Оттуда
придет победа.
Так
что проповедь, если подлинная, то всем нужна. Ее польза еще тем вскоре докажется,
что враг голову поднимет. Начнутся пересуды, осуждения, подозрения. Короче, змей
зашипит и молчать не сможет. Но змея бояться значит хиротонию не принимать. Бог
защитит! Он для того нас, священников, на свете и держит. Как у Исаии сказано:
о, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте (Ис. 62: 6). Вот поговорили мы с
братьями и сослужителями, утешились общей верой, ободрились на труды и единогласно
решили, что и учиться, и говорить мы будем. Проповедь наша очень нужна.
Протоиерей Андрей Ткачев
(Продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий