В
восточном регионе современной Турции, почти у границы с Грузией, расположено
много уникальных монастырских комплексов, храмов грузинской архитектурной школы
VII–IХ вв.
Они малоизучены, почти неизвестны, а между тем имеют большую
художественную ценность, поскольку содержат старинные росписи, скульптурные
шедевры, свидетельства о строителях и грузинских выдающихся духовных деятелях
того времени.
ЕЩЕ
ОДНА ВИЗАНТИЯ
Это
была территория Византийской империи, она имела название Тао-Кларджети
(переводится как «потусторонняя Византия»), а еще называлась «Грузинским
Синаем» из-за большого количества монастырей. С конца VIIІ в. (782 г.) тут было
построено 20 монастырских комплексов, создана своеобразная архитектурная школа.
Именно здесь находились кафедра грузинских епископов и большая школа
переписчиков Священного Писания, создавалась школа гимнографии. В частности,
была переписана двухтомная пергаментная Библия 978 г. (хранится в Иверском
монастыре на Афоне). Здесь трудились выдающиеся иконописцы, мастера по
изготовлению металлических окладов Евангелий. Некоторые шедевры сохранились:
так, известная Халкопратийская икона Богородицы была перенесена в Гелатский
монастырь, а затем, как часть триптиха с эмалями, приобретена в собрание П.
Боткина в Петербурге.
Основателем
монашеской жизни и первых обителей здесь был выдающийся грузинский духовный
деятель Григорий (Григол) Хандзтийский (Хандзатели, 759–861). Он прожил долгую
жизнь (102 года), начинал свое подвижничество сначала в монастыре Опиза, затем
перешел в местность Хандзта, где воздвиг первую церковь, четыре келии,
трапезную. Царь Ашот I подарил ему местность Шатберди, где также в конце VIIІ
в. он основал монастырь со школой писцов (скрипторием). Многие здешние рукописи
сохранились до наших дней.
Стараниями
Григория Хандзтийского было основано еще несколько монастырей — мужских и
женских, выработаны правила общежития (по образцу Лавры святого Саввы
Освященного). Житие преподобного Григория было составлено в 951 г. на основе
воспоминаний монахом из Хандзты Григорием Мерчуле. Рукопись найдена в 1845 г. в
Крестовом монастыре в Иерусалиме (русский перевод опубликован
филологом-востоковедом Н. Я. Марром в 1911 г.).
Другим
выдающимся деятелем здесь был Иоанн (Ивер) с сыном Евфимием, которые
подвизались в Хахульском монастыре и основали возле с. Отхта (в 5 км) «Четыре
церкви» (по-турецки «Dort kilice»). К ним присоединились отец Моисей и отец
Геласий. Их деятельность привлекла внимание многочисленных паломников, поэтому,
избегая славы, они перебрались на Афон. Иоанн стал игуменом Иверского монастыря
(983 г.). Под руководством Афанасия Афонского он занимался переводом духовной
литературы с греческого языка на грузинский.
Дело
продолжил его сын Евфимий (игумен в 1006–1023 гг.). Его называли «грузинским
Златоустом». Иларион Грузин (822–875) сначала был монахом обители Хахула, а
впоследствии основал в Фессалониках (Греция) монастырь с иконописной школой.
Кстати,
благодаря Иоанну с Евфимием в Иверском монастыре в рукописях появились первые
изображения грузинских святых (в частности, святой Нины, почитаемого в Грузии
святого Георгия, святого Маманта). Даже был введен отдельный день памяти —
«Мученичество святого Георгия на колесе» (10 ноября); у греков его не было.
Первая монастырская церковь здесь была учреждена во имя Иоанна Предтечи. Ему же
был посвящен первый храм в с. Ошки в Тао-Кларджети. Дело Евфимия продолжил
Георгий Святогорец — игумен Иверского монастыря в 1044–1056 гг.
Жития
Иоанна, Евфимия, Георгия были составлены настоятелем Иверского монастыря
Георгием Варазваче (1012 – 1029), сохранился список XVIII в. Из него мы узнаем
об их деятельности в Тао-Кларджети.
НЕПРИСТУПНЫЕ
МОНАСТЫРИ
Итак,
отправляясь в путешествие к многочисленным храмам района Тао-Кларджети, мы
погружаемся в своеобразную духовную атмосферу, подчеркнутую суровой природой с
неприступными горными хребтами, глубокими ущельями, бурными извилистыми реками
и множеством водопадов.
В
Тортумском ущелье, на левом берегу р. Тортум, находится Ошкский монастырь во
имя Иоанна Предтечи. Храм был построен в Х в. из тесаного камня. Вход, порталы,
окна украшены рельефами из известняка с изображением святых, в частности
Симеона Столпника. В барабане купола (высотой 40 м) на 24 гранях (именно здесь
создан такой характерный впоследствии для грузинской архитектуры тип купола)
изображены рельефы животных — барсов, оленей, орлов, грифонов.
В
интерьере храма фресковые росписи: в апсиде — Христос на Престоле, с
Архангелами по обе стороны, в верхней части апсиды — Богородица (Оранта) с
апостолами Петром и Павлом. В жертвеннике роспись — Распятие. Между окнами —
фрески с изображениями святых Нины, Екатерины, Феклы. Заведовал строительством
Григор Ошкели, известный как переводчик произведений Григория Богослова и
Ефрема Сирина. Здесь были семинария, центр епископии.
В
надписях на храме указано, что возводил его благоверный царь Давид IV Строитель
в 963 г., а интерьер расписан в 1036 г. грузинским дворянином Петрикосом. Длина
церкви в форме трехнефной базилики около 15 м. На главном фасаде скульптурное
изображение святого Григола, который держит модель храма. На уровне его головы
расположены барельеф «Деисус» (фигуры Предтечи и Богородицы по обе стороны
Христа) и святых Космы и Дамиана (их изображения сейчас находятся в Тбилисском
художественном музее). Характерно, что на капителях колонн изображены
полуфигуры святого Симеона Столпника и святой Нины. Также есть рельеф —
изображение двух сыновей Давида Строителя.
Далее
нужно спуститься с высоты 950 м (над уровнем моря) на юг, и в 17 км, около с.
Багларбаши, мы увидим монастырь Хахули (XI в.). Здесь с десятилетнего возраста
жил подвижник Георгий Агиорит (родился в 1009 г.), здесь принялался монашеский
постриг (в 1034 г.), занимался переводами произведений византийской литературы
на грузинский язык. Хахульский монастырь, который построил Давид Великий,
посвящен Божией Матери (именно здесь находилась знаменитая Хахульская икона
Богородицы). По стилю это трехнефная базилика, окруженная аркадами с рельефными
крестами. Стены покрыты фресками, сохранился сюжет «Вознесение Илии». Хахули
был выдающимся духовным центром Грузии.
Если
мы хотим попасть к месту «Четыре церкви», то следует проехать налево по
Тортумскому ущелью 40 км к с. Юзуфели. Церковь хорошо сохранилась (построена в
961–973 гг. как базилика), длиной 28 м и высотой 22 м. Аркада на фасаде
декорирована растительными орнаментами и скульптурными изображениями Ангелов,
геометрическими крестами, изображениями птиц, животных. Также есть изображение
Христа. Еще — скульптурная женская фигура, которая держит в правой руке модель
храма — персонификация Сиона.
Справа
от с. Юзуфели, в 10 км, в с. Ишхан можно увидеть церковь во имя святого Симеона
Столпника (IX в.). Она стоит на месте еще более раннего храма, построенного епископом
Нерсе (впоследствии армянский Католикос Нерсес ІІІ ). Кстати, его портрет есть
в фондах Национального заповедника Киево-Печерской Лавры.
16-гранный
барабан купола держится на столбах высотой 11 м. Выделяется оформлением южный фасад
— «процветный крест», рельефы птиц, драконов, львов. В интерьере барабана
купола — фрески с изображением пророков, над окнами — святых Димитрия, Сергия,
Фомы, Мины, Прокопия и др. Интересное изображение — иллюстрация
апокалиптического видения пророка Захарии — колесница с конями разного цвета.
В
северной части храма фрески изображают святую Варвару и святую Марину. Над
окнами диаконника — сюжет Успения. Роспись на куполе — на синем фоне со
звездами белый крест, который держат Ангелы.
ТУРЕЦКАЯ
ГРУЗИЯ
Столицей
грузинского королевства Тао-Кларджети был г. Ардануч, которым руководил Ашот
Великий Багратиони (ветвь Багратидов). Он покровительствовал Григорию Хандзти.
Начинать
путешествие надо с г. Ардануч, поскольку близко от него расположены с. Хандзта
и с. Опиза. Ардануч, основанный в V в. грузинским князем Вахтангом Горгосами,
столицей Тао-Кларджети стал в 813 г. Отсюда, на высоте 101 м, через 8 км
доходим до монастыря Опиза, где вначале и подвизался Григорий Хандзти. А около
него, на правом берегу р. Карчал, находим руины монастыря святого Георгия,
идентифицированного учеными как Хандзта. Это и был тот монастырь, который,
через откровение Святого Духа, основал святой Григол в 782 г. Церковь была
сначала деревянная, в IX в. местный феодал Габриель Дапанчули построил
каменную, а в 909 г. Ашот ІV, царь Кларджети, возвел большой храм. Монастырь
стоит у подножия горы, имеет защитные стены длиной 53 м и шириной 6 м. Сама же
церковь по архитектурному стилю — трехнефная базилика в форме креста.
Разумеется,
сейчас все эти монастыри недействующие, некоторые в плохом состоянии. Однако с
этого года турецкие власти позволили грузинским реставраторам приступить к
восстановительным работам.
Ведь
возможность увидеть этот район у грузин была только в 1875 г. — тогда написал
статью «Три месяца в турецкой Грузии» Г. Казбек (напечатана в «Записках
Кавказского отделения русского географического общества»).
А
до того здесь побывал лишь английский путешественник Уильям Гамильтон. Он
писал, как было трудно сюда добраться, о здешней дикой природе, об опасных
горных тропах. Его книга на английском языке — «Исследования в Малой Азии,
Понте и Армении» — была издана в 1842 г. в Лондоне.
Малоизвестным
является тот факт, что в 1888 г. в этих местах с целью исследования архитектуры
находился известный русский выпускник императорской Академии искусcтв Андрей
Михайлович Павлинов (1852–1897).
Он
сделал архитектурные чертежи храмов Тортумского ущелья — планы реконструкций,
зарисовки, фотографии. На основе этого написал научные статьи-разведки, которые
были напечатаны в сборнике «Материалы по археологии Кавказа», 1893, выпуск 3. До
этого А. Павлинов руководил реставрацией Спасо-Преображенского собора в Чернигове
(1883 г.), за что получил звание академика архитектуры. Также выполнял проекты
реставрации Софийского собора в Полоцке, Успенского собора во Владимире,
соборов Московского Кремля.
Недавно
стало известно, что в 1950 г. сюда, спасаясь от возможных репрессий,
перебралась бывшая сотрудница музея при Софийском соборе в Киеве Т. С.
Шевякова. Она была художником-реставратором, делала копии с фресок Софии. Чтобы
ее не нашли, поселилась в какой-то хижине в лесу, на самой границе с Турцией.
Таким образом, она имела возможность копировать росписи этих храмов (судьба
архива неизвестна)...
Недалеко
от Ардануча находится районный центр Артвин, где ежегодно в последнюю неделю
июня проходит фестиваль грузинского искусства. Здесь и сейчас живут в основном
грузины. В первый день фестиваля читают стихи, поют народные песни, затем
устраивают игры, соревнования, угощение. Все это на фоне величественного
горного хребта Сумбат (3000 м), даже летом покрытого снегом. Добраться сюда
можно автобусом или такси из Трапезунда, а в последний — паромом из Сухуми.
Вообще,
следует учитывать, что путешествие-паломничество к вышеуказанным святыням
весьма тяжело физически, и преодолеть подъем в высокие горы, где
преимущественно стоят эти храмы, можно только с молитвой. А когда доберешься —
хочется, чтобы путь не заканчивался, и понимаешь, почему храм построили на
вершине горы, почему к нему не проложен путь, а сама дорога по камням, через
лесные дебри, напоминает тот узкий путь, который ведет ко спасению.
Нина Пархоменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий