На
Руси викинги, которых позднее прозвали здесь варягами, появились в середине VIII
в., основав поселение Ладога у одноименного озера. Вытесненные вскоре
славянами, они вернулись сюда через 80 лет и постепенно основали поселения по
всей Северной Руси.
Варяги и принятие христианства на Руси
Захватив
власть в Киеве около 980 г., князь Владимир попытался скрепить единство подвластной
ему Руси единым культом. Опираясь ранее на варяжскую дружину, в которой преобладали
язычники, поборов с ее помощью сочувствовавшего христианству брата Ярополка, он
сделал ставку на культ пантеона богов во главе с Перуном, богом грома. Перуна почитали
дружинники-русичи, а их товарищи, скандинавы-варяги, считали аналогом своего
бога Тора.
Пантеону
этих идолов по всем городам создавались капища (центральное в Киеве),
возносились почести, приносились жертвы, вплоть до человеческих. Однако замысел
князя духовно объединить Русь на основе язычества провалился. Киев, лежащий на оживленном
торговом пути «из варяг в греки», населенный представителями многих народов,
имевший на протяжении нескольких веков контакты с православной Византией и даже
принявший (пусть еще непрочно) более века до того христианство, не воспринял глубоко
искусственный пантеон князя.
Чувствуя
это, Владимир пытался найти выход в принятии мировой религии. Как справедливо
полагает академик П. П. Толочко, вряд ли князь всерьез выбирал, ввести ли на
Руси ислам, буддизм, иудаизм и даже христианство латинского обряда — традиция
Православия на Руси уже укоренилась, «выбор» же был скорее дипломатическим
маневром. Но произошло одно событие, которое потрясло князя и стало еще одним
аргументом в пользу принятого им впоследствии решения.
В
«Повести временных лет» под 983 г. Нестор Летописец сообщает, что тогда в Киеве
жил варяг, пришедший «из Греческой земли» и исповедовавший христианскую веру. И
был у него сын, на которого и пал жребий, чтобы принести его в жертву идолам. Но
варяг сказал посланным к нему: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра
сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же
один, ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и
луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что
сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».
Тогда
толпа идолопоклонников разнесла его двор. Варяг же с сыном стояли на сенях
(галерее второго этажа). От него потребовали: «Дай сына своего, да принесем его
богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и
возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им
требы?». Разъяренные идолопоклонники подсекли под ними сени и убили их.
Варяга
звали Феодор, а его сына — Иоанн. Ревностные христиане, они стали одними из первых
(известных нам) мучеников Руси. В их судьбе, как в капле, отразилась история
викингов-варягов, которые пришли из Скандинавии в земли Восточной и Западной
Европы вначале с мечом в одной руке и факелом в другой, но постепенно, под влиянием
более высокой культуры окружающего населения, под воздействием тысяч миссионеров,
пустили Христа в свое сердце.
Менее
двух веков прошло после того, как разгром англо-саксонского монастыря святого Кутберта
на острове Линдисфарн возвестил Европе о нашествии нового, сравнимого по дерзости
и жестокости с гуннами Атиллы врага, терзавшего затем несколько веков побережье
всего континента. Драккары викингов по развитой речной системе забирались и
далеко вглубь Европы, их дружины грабили даже хорошо укрепленные города,
наносили поражения войскам королей, их жертвами становились многие тысячи людей,
в том числе священнослужители и монахи.
Поселяясь
в Нормандии, Сицилии и других местах, создавая там свои феодальные государства,
викинги быстро перенимали местный язык, обычаи и, как правило, принимали христианство
латинского, а в византийских владениях — восточного образца.
На
Руси викинги, которых позднее прозвали здесь варягами, появились в середине VIII
в., основав поселение Ладога у одноименного озера. Вытесненные вскоре
славянами, они вернулись сюда через 80 лет и постепенно основали поселения по
всей Северной Руси. Затем, после «призвания варягов» в 862 г. и завоевания Олегом
Киева еще 20 лет спустя, когда варяжская династия Рюриковичей (впрочем, быстро
«ославянившаяся») стала править всей Русью, поселения варягов появляются и в
центре, и на юге страны (даже очень крупные, как Гнездовское городище у Смоленска,
Шестовицкое у Чернигова).
Не
только воины, но и искусные ремесленники и умелые торговцы, они в этих и других
городах селились вместе со славянами и постепенно ассимилировались. Недаром
значение самого термина «варяг» менялось со временем — от «наемный дружинник» к
«торговец». Но из Скандинавии и берегов Балтики приходили все новые, нанимаясь
в дружину князя и на службу формирующемуся древнерусскому государству.
Еще
в первой половине IХ в. в посольства «народа Рос» в Константинополь и
Ингельгейм входили свеоны (шведы). В ближнем окружении киевского князя Святослава
были воеводы со скандинавскими именами. На Руси нередко служили и представители
варяжской знати. Например, в дружине князя Владимира пребывал будущий
норвежский король Олав Трюггвасон.
В
торговых экспедициях, военных походах, от греческих священников, торговцев и
пленных варяги, как и славяне, узнавали о Христе, часть из них принимала
христианство. Утверждение договора князя Игоря с Византией 944 г. произошло в
Киеве у языческого капища, где присягали князь и часть дружины, другая же часть
— в церкви во имя пророка Илии на Подоле. Так же и в Константинополе: часть
посольства клялась в верности договору по языческим, часть — по христианским обычаям.
Захватив
Киев, князь Владимир постарался избавиться от буйных варягов своей дружины,
передав их нуждавшемуся в войсках византийскому императору. С той поры
начинается массовый наем скандинавов на византийскую службу, что способствовало
их христианизации.
Христианизация родины варягов
Тем
временем на родине варягов также осуществлялся переход к христианству. Он был постепенным,
происходил вместе с формированием феодального государства и растянулся на века.
Дания впервые познакомилась с христианским учением в самом конце VII в. от
английских миссионеров, в 826 г. святителю Ансгарию удалось крестить часть
датчан, но в следующем году король-христианин Гаральд был свергнут, и миссия
покинула Ютландию, затем была возобновлена и претерпела множество испытаний.
В
965 г. король Харальд I Синезубый, приняв Крещение, сделал христианство государственной
религией. В 1104 г. в Лунде было создано архиепископство. Летом 831 г.
святитель Ансгарий по просьбе шведов отправился к ним. Папа даже создал там
отдельную кафедру, но восстание язычников прервало христианизацию страны. Лишь
в конце XI в. язычеству нанесен был решительный удар — при конунге Инге Старшем
был сожжен «двор богов» в Упсале. Переходное время от падения язычества к эпохе
окончательного торжества христианства (1060–1250) отмечено борьбой княжеских
родов за господство в стране, сопровождаемое борьбой двух религий.
Решительная
победа христианства (католичества) в Швеции произошла только в 1248 г., когда на
соборе в Шеннинге была окончательно утверждена церковная иерархия и принято
безбрачие духовенства.
Около
900 г. первым верховным правителем Норвегии стал король Харальд Прекрасноволосый.
Еще ранее, при сильном сопротивлении местных конунгов, ярлов и части народа, он
начал вводить в стране христианство. Попытки объединить страну при помощи
христианизации продолжили в конце Х — первой трети XI вв. короли Олав
Трюггвасон и Олав Харальдссон (Олав Святой), которые провели молодость в более цивилизованных
и феодализированных странах, Руси и Англии.
Олав
Трюггвасон ревностно насаждал христианство. От него Крещение принял и
первооткрыватель Америки Лейф Эриксон, который привез из Норвегии епископа и
крестил Гренландию. Со времени Олава Харальдссона (1015–1028) норвежская Церковь
была установлена во всей стране и подчинена королю. Прославление его в лике
святых состоялось в Норвегии 3 августа 1031 г. (память — 29 июля). Он является
последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 г.), почитаемым также
и на христианском Востоке (святой благоверный Олав II Харальдссон, король
Норвегии, креститель и просветитель норвежцев).
Как
видим, на родине варягов, в Дании и Норвегии, христианство было принято
приблизительно в одно время с Русью, в Швеции — несколько позже. И в случае
Норвегии определенную роль сыграли влияние и пример Киевской Руси. Валерий
Орлов пишет в очерке «Христианизация Викингов»: «Св. кн. Владимир был восточный
скандинав по крови и языку, но из тех родов “варяжских”, которые совершенно
ославянились, покорились загадочному гению славянского языка и его стихии.
В
борьбе за власть он надолго убегал в Скандинавию к своим родственникам и набирал
там дружины варягов, с которыми и возвращался на Русь. Здесь, в Киеве у него
уже годами живал его сородич Олав Триггвесон, будущий король Норвегии. В
совместных беседах два языческих конунга переживали свой интимный религиозный
кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути: Олав по западному,
Владимир — по восточному. Церковь тогда еще не была расколота… Семья Владимира
роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир
принимал у себя западных миссионеров и папские посольства как единоверцев. И тем
не менее, он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру».
Варяги
быстро ассимилировались в славянской среде на Руси. Но связи между нею и
формировавшимися на севере Европы государствами были тесными вплоть до
монголо-татарского нашествия, церковные же пути их разошлись после 1054 г. На Руси
Православие сохранило свои позиции, в Скандинавии возобладал католицизм, впоследствии
протестантизм. Ныне же по всей Скандинавии имеются православные общины, окормляющие
в основном иммигрантов с юга и востока Европы, среди которых немало наших
соотечественников.
Владимир Моисеенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий