Почему
в мире столько несправедливостей? Почему сильный обижает слабого, праведники
страдают, а грешники благоденствуют? Почему человек так склонен впадать в
крайности: ныне он страстно кого-то любит, а завтра ненавидит? Это вопросы, на
которые пытается дать ответ не одно поколение людей. Ради их разрешения
принимаются все новые и новые законы, совершаются революции, ведутся войны, а
«воз и ныне там». Почему так получается? Исчерпывающие ответы можно найти лишь
в книгах Священного Писания.
Когда
апостолы не могли исцелить бесноватого отрока, то Господь сказал им, что этот
род (злые духи, которые большей частью и толкают людей на всякое зло и
беззаконие) изгоняется молитвою и постом (см.: Мф. 17: 14–21; Мк. 9: 17–29; Лк.
9: 38–42).
СИЛЬНОЕ
ОРУДИЕ
Пост
— это одно из самых сильных орудий на диавола. Злые духи — бесы — не
самовластны, они не могут влиять на человека непосредственно. Для подобного
влияния они используют недобрые (или «добрые» в кавычках) человеческие привычки
и слабости, доводя их до крайности. Вот и одержимого отрока из евангельского
повествования бес бросал то в огонь, то в воду.
Неуравновешенность,
склонность к крайностям особенно бывает присуща детям так называемого
переходного возраста. Об этом красноречиво пишет в своей «Исповеди» блаженный
Августин: «Мне предоставили в забавах моих большую свободу, чем это требовалось
разумной строгостью, и я без удержу предался различным страстям, которые мглою
своею закрывали от меня, Господи, сияние истины Твоей, и возросла, словно на
тучной земле, неправда моя».
Если
ребенок воспитывается без родителей или родители уделяют ему недостаточно
внимания и, самое главное, любви, тогда он часто вырастает своенравным и
необузданным. «Я валялся в грязи, — исповедуется блаженный Августин, — словно в
драгоценных благоуханиях. И чтобы я крепче завяз в самой трясине его, втаптывал
меня туда невидимый враг, не прекращая соблазнов своих. А меня легко было
соблазнить». Педагоги и психологи называют таких детей трудными. А по сути, как
можно видеть из «Исповеди» Августина, это одержимость тем же злым духом,
который бросал то в огонь, то в воду евангельского отрока.
ЗАЩИТА
ОТ ГРЕХА
Впадать
в крайности могут не только дети, но и взрослые люди. Чтобы уберечь христиан от
этого, Церковь предлагает им в течение года четыре поста — Великий,
Рождественский, Петров и Успенский. Постные дни есть также на каждой неделе — в
среду и пятницу. Правильно постясь, человек защищает себя от греха.
В
ХIХ в., под влиянием секуляризации и особо модных тогда западных протестантских
религиозных течений, значительная часть образованных людей перестала соблюдать
посты. Это привело к тому, что в начале ХХ в. ослабленный народный организм не
смог сопротивляться вторгающимся извне вирусам революции. В результате народ
Святой Руси превратился в безликую толпу, одержимую богоборчеством. В период
гонений на веру традиция поста была практически утрачена.
Ныне
множество людей снова обращается к Богу. На сегодняшний день более 80 % граждан
нашего государства называют себя православными христианами. В год 1025-летия
Крещения Руси мы с радостью и вдохновением отмечаем, что, как ни старались
богоборцы, не перевелись у нас богатыри веры и духа.
Однако,
к сожалению, часть православных (не говоря о раскольнических и еретических
сообществах, где либо вовсе пренебрегают постом, либо ограничиваются самым
минимумом формального воздержания) не постится, оправдывая это слабым здоровьем
или тяжелой работой. С другой стороны, те, кто постится, основное внимание
уделяют соблюдению лишь телесного поста, пренебрегая постом духовным.
Не
вкушая в постные дни мясной и молочной пищи, они, тем не менее, могут всячески
развлекаться, бессмысленно проводя время у телевизора, просиживая в интернете,
предаваясь пустым разговорам, пьянству, блуду. Естественно, после этого они
легко впадают в гневливость, становятся придирчивыми, оказываются не в
состоянии удерживать свои уста от сквернословия, предаются обману, грешат
завистью, злопамятством, подозрительностью. Получается: они не едят мяса и не
пьют молока, но хищно набрасываются на других людей, ранят их осуждением и
равнодушием.
ПОСТ
ДЛЯ ДУШИ
Как
важно всем научиться хранить не только телесный, но и духовный пост! Когда
человек не вкушает мясную и молочную пищу, то, как признают врачи, уменьшается
нагрузка на желудок, печень, почки; кроме этого он избавляется от лишнего веса,
что благоприятно сказывается на его здоровье. Телесный пост укрепляет волю,
утончает душевно-телесную природу человека, делает его восприимчивее к боли и
радости других.
Духовный
же пост должен состоять в том, чтобы ограничить для себя доступ к расслабляющей
душу, неполезной для нее информации — той, на которую в наше время так богаты
СМИ. Полностью или хотя бы частично отказавшись от них на период поста,
христианин значительно облегчил бы себе задачу укрощения своего недоброго
нрава, подавления гордости и заносчивости, обуздания злого языка, борьбы с
плотской похотью.
Многие
люди искренне уверены, что они и без поста добрые, милосердные, уравновешенные.
Однако если бы это было так, тогда не появлялось бы столько несчастных семей,
обездоленных, бездомных детей (по статистике, их в нашей стране около 140
тысяч), не было бы у нас столько пьяниц и наркоманов (с каждым годом от этих
пороков погибает около 40 тысяч человек), в мире не велось бы столько войн и не
убивали бы стольких людей. По совести, если бы люди поверяли себя не по
телесериалам, а сравнивали со святыми — мучениками, преподобными, святителями —
тогда оказалось бы, что до настоящей, нелицемерной доброты, подлинной
самоотверженной любви еще очень и очень далеко.
Итак,
всем христианам, чтобы быть таковыми не только по имени, а на самом деле, очень
важно поститься как телесно, так и духовно, и при этом не забывать, что главной
целью поста должно быть восстановление общения с Богом, которое из-за
невоздержания было утрачено нашими прародителями в раю. Такое богообщение может
быть восстановлено через сердечную нерассеянную молитву.
Да,
из-за грехов и страстей она не у всех получается, но все мы, христиане,
призваны научиться ей, и не только научиться, но и полюбить ее. Лишь так мы
сможем хоть немного уподобиться Христу, смирившему Себя, будучи послушным Отцу
Своему, даже до крестной смерти, и облечься в любовь, кротость, смирение и
другие добродетели, которые станут в нашей душе надежным стержнем и уберегут от
падения во многие греховные крайности, избавят от всякого зла и скверны и
введут в Царство Божие.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Комментариев нет:
Отправить комментарий