Священное
Писание не только говорит о необходимости труда для человека, но и определяет
его ритм. Четвертая заповедь, данная Богом пророку Моисею на Синайской горе,
гласит: помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в
них) всякие дела твои, а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай
в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня
твоя, ни... скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих (Исх. 20: 8–10). Вот
что пишет об этом святитель Николай Сербский:
«Шесть
дней работай, и делай... всякие дела твои, а день седьмый — суббота Господу,
Богу твоему. Это значит: шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал
от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен,
мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из
вечности. Тайна сия велика (Еф. 5: 32), и о ней приличествует больше мыслить,
чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божиим избранникам.
Избранники
Божии, находясь телом во времени, духом своим поднимаются до вершины мира, где
вечный мир и блаженство. А ты, брат, трудись и отдыхай. Трудись, ибо и Господь
Бог трудился; отдыхай, ибо и Господь отдыхал. А труд твой пусть будет созидательным,
ибо ты чадо Создателя. Не разрушай, но созидай!
Считай
свой труд сотрудничеством с Богом. Так ты не станешь творить зло, но лишь добро.
Прежде всякого дела подумай, стал бы Господь делать это? Ведь, в основном, все
вершит Господь, а мы лишь помогаем Ему.
Все
творения Божии трудятся непрестанно. Пусть это придаст тебе сил в твоем труде.
Встав рано утром, взгляни, солнце уже много сделало, и не только солнце, но и
вода, и воздух, и растения, и животные. Твоя праздность будет оскорблением миру
и грехом пред Богом. Твое сердце и легкие трудятся день и ночь. Почему бы не
потрудиться и твоим рукам? И почки твои работают день и ночь. Почему бы не поработать
и твоему мозгу? Звезды безостановочно несутся по просторам вселенной, быстрее,
чем конь в галопе. Так почему ты предаешься праздности и лени? <…>
А
когда трудишься, не ищи в труде лишь прибыль, пользу и успех. Лучше найди в
своей работе красоту и наслаждение, которое дарит сам труд. За один стул,
который смастерит столяр, он может получить десять динар, или пятьдесят, или
сто. Но красота изделия и наслаждение от работы, которые чувствует мастер,
вдохновенно строгая, склеивая и полируя дерево, не окупается ничем. Это наслаждение
напоминает то высшее удовольствие, которое испытал Господь при сотворении мира,
когда Он вдохновенно “строгал, склеивал и полировал” его.
Весь
Божий мир мог бы иметь свою определенную цену и мог бы окупиться, однако
красота его и наслаждение Творца при Сотворении мира не имеет цены. Знай, что
ты унижаешь свой труд, если думаешь лишь о материальной выгоде от него. Знай,
что такой труд не дается человеку, не удастся ему, не принесет ему ожидаемой
прибыли. И дерево будет сердиться на тебя и сопротивляться тебе, если станешь
трудиться над ним не из любви, а для прибыли. И земля тебя возненавидит, если
ты пашешь ее, не думая об ее красоте, но лишь о своей прибыли с нее. Железо
станет тебя жечь, вода утопит, камень раздавит, если ты смотришь на них не с
любовью, но во всем видишь только свои дукаты и динары.
Трудись
без корысти, как соловей бескорыстно распевает свои песни. И так Господь Бог
пойдет впереди тебя в Своем труде, а ты — за Ним. Если же пробежишь мимо Бога и
поспешишь вперед, оставив Бога за спиной, твой труд принесет тебе проклятие, а
не благословение.
А
в седьмой день отдыхай. Как отдыхать? Помни, отдых может быть лишь рядом с
Богом и в Боге. На этом свете нигде больше истинного отдыха не найти, ибо этот свет
бурлит, как некий водоворот. Посвяти седьмой день целиком Богу, и тогда
воистину отдохнешь и исполнишься новых сил. Весь седьмой день думай о Боге,
говори о Боге, читай о Боге, слушай о Боге и молись Богу. Так ты воистину
отдохнешь и исполнишься новых сил.
Есть
притча о трудах в воскресный день. Некий человек не почитал заповедь Божию о
праздновании воскресного дня и продолжил субботние труды и в воскресенье. Когда
все село отдыхало, он до седьмого пота трудился в поле со своими волами, которым
тоже не давал отдохнуть.
Однако
на следующей неделе в среду он обессилел, ослабли и его волы; и когда все село
вышло в поле, он остался дома, усталый, угрюмый и отчаявшийся. Поэтому, братья,
не уподобляйтесь этому человеку, чтобы не потерять силы, здоровье и душу. Но
шесть дней трудитесь, как соратники Господа, с любовью, наслаждением и благоговением,
а седьмой день целиком посвятите Господу Богу.
Я
на собственном опыте убедился, что правильное проведение воскресенья человека
воодушевляет, обновляет и делает счастливым».
По материалам lib.pravmir.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий